Реваз (Резо) Леванович Габриадзе

Июня 1936

Р. Л. Габриадзе - грузинский художник, кинорежиссёр, писатель, сценарист, скульптор. Руководитель театра марионеток имени самого себя.

· Автор более чем 35 фильмов, среди которых «Не горюй!», «Мимино», «Чудаки», «Кин-дза-дза!», «Необыкновенная выставка» и др.;

· Учился в Кутаисском педагогическом институте на историческом факультете;

· Также учился в Тбилисском университете на филологическом факультете и факультете журналистики;

· В 1968 г окончил Высшие всесоюзные курсы сценаристов и режиссеров;

· Автор сценариев художественных фильмов: Необыкновенная выставка (1968), Не горюй! (1969), Чудаки (1974), Родник у дороги (в составе киноальманаха В тени родных деревьев, 1975), Мимино (совместно с В.Токаревой и Г.Данелия, 1977), Термометр (телефильм 1976), Бабочка (телефильм, 1977), Сюита (в составе киноальманаха В один прекрасный день, 1977), Дюма на Кавказе (1979), Кин-дза-дза (1986), Паспорт (1990);

· Режиссеры большинства фильмов - Г.Данелия и Э.Шенгелая;

· В 1981 г организовал Тбилисский театр марионеток.

Главная черта драматургии:

· «Широта, доброта, отношение к таланту, который можно использовать щедро»;

· «Способность улавливать трагикомическую сторону будней и в этом трагикомизме выражать существеннейшие стороны бытия с редким сопряжением юмора и лиризма, чувственности и духовности».

Характерные особенности

Трагикомедия – жанр драматического произведения, характерной особенностью которого является совмещение черт, свойственных с одной стороны комедии, с другой стороны – трагедии, драмы:

· Сочетание комических и трагических элементов усиливается по закону контраста и их взаимодействии (Например, возвышенный характер находит смешные, комические черты);

· Патетическая мысль, впадая в крайность, оборачивается автопородией;

· Анекдотическая ситуация претендует на философские постижения;

· От трагедии в жанр трагикомедии заимствован интерес к общим вопросам бытия, к конфликтам глобального характера, включая понятия судьбы, рока, исторического или социального процесса;

· Горький парадокс между внешним выражением и истинным переживанием;

· Правда о мире, о человеке выступает в формах алогизма (непорядочности), отражающий разрушение привычных причинно-следственных связей.

Василий Макарович Шукшин

1929 – 1974

В. М. Шукшин - советский кинорежиссёр, актёр, писатель, сценарист.

· В 1943 г Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не закончил;

· В 1949 г Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском;

· В 1954 г Шукшин поступил во ВГИК на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 г (мастерская М. И. Ромма);

· В 1958 г в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге»;

· В 1956 г состоялся дебют Шукшина в кино: он сыграл в фильме С. А. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия);

· В 1958 г Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. М. Хуциева «Два Фёдора»;

· В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли;

· В 1963 г Шукшин начал работать режиссёром на ЦКДЮФ;

· В 1963 г в журнале «Новый мир» были опубликованы рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». По их мотивам Шукшин написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень»;

· В 1963 г вышла первая книга Шукшина «Сельские жители» в издательстве «Молодая гвардия».

Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что в лучших рассказах книги Шукшин демонстрирует «жизненное чутьё, зоркость, пластичность»: «писатель словно растворён в своих героях, смотрит их глазами».

· В 1974 г вышел на экраны фильм «Калина красная»;

· В 1974 г Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме С. Ф. Бондарчука «Они сражались за Родину»;

· 2 октября 1974 г Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину»;

· С 1976 г в селе Сростки проводятся Шукшинские чтения.

Событийный ряд «Печки-лавочки»

1. Застолье по тому поводу, что Иван и Нюра собираются на курорт, на море. Едут они потому, что Иван хочет, чтобы дети его с малых лет развитие получали, но все гости против, чтобы они брали детишек с собой.

2. В конце концов, едут они вдвоём. В купе между Иваном и мужчиной, который ехал вместе с ними, происходит ссора из-за того, что тот сделал замечание Ивану: «Вести себя надо не как у себя в деревне. Нужно доверять людям». В итоге, его перевели в другое купе.

3. К ним переходит другой человек. У них завязывается разговор. Виктор дарит Нюре новую кофточку. Они выпивают немного коньяка.

4. На остановке мужчина, с которым Иван поссорился, привёл милиционера. Ивану сделали замечание, потому что Виктор заступился за него.

5. Виктор уходит из купе.

6. Поезд остановился. Когда снова тронулся, то в купе к Ивану и Нюре пришёл милиционер и главного в вагоне. Оказалось, что этот Виктор – вор, и что он спрыгнул с поезда. Начались разборки.

7. В купе к Ивану и Нюре снова подсадили другого человека, профессора Сергея Фёдоровича. Но те теперь относятся ко всем с презрением. Иван стал запугивать профессора. Сергей Фёдорович приводит главного. Всё разъясняется.

8. Они приезжают в Москву. Профессор оставляет Ивана и Нюру у себя на одно ночь, затем дальше в путь.

9. Наконец, Иван и Нюра доехали до места. Но и тут возникли проблемы. Ивану положено одно место в санатории, и для Нюры нет места. Но проблемы решены: Нюра устроилась на квартиру к одной женщине, она из обслуживающих санатория.

Нравственные проблемы в творчестве В. М. Шукшина.

В русской литературе огромное значение имеет присутствие писателя. Творец русского эстетического космоса, А. С. Пушкин, определил пути художественного исследования творчества человека, человеческой свободы, сущность судьбы.

М. Е. Салтыков-Щедрин средствами литературы создал философию социального поведения человека в социуме.

А. П. Чехов в своих произведениях выразил страх человека перед «пустотами бытия».

В. М. Шукшин многие рассказы посвятил поиску смысла жизни человека, эта линия жестко выявлена Шукшиным.

Позиция В. М. Шукшина: «Логика жизни бесконечна в своих путях, а логика искусства ограничена нравственными оценками людей». Шукшин: «В первой половине 1960-х гг. все мои произведения были попыткой выразить «логику жизни» в нравственных исканиях конкретных героев, а вот творчество 1980 – 1990-х гг. – это исправление логики жизни логикой искусства».

Смысловое творчество Шукшина: «Мы и себя-то воспринимаем не столько такими, какие мы есть, сколько такими, какими должны быть». Осмысливая нравственность человека, Шукшин противостоит господствующей версии этики своего времени. В этике нравственность осмысливается как совокупность норм, принципов, идей, которыми люди руководствуются.

В. М. Шукшин: «Меня интересует человек, ищущий нравственные опоры в искусстве, в людях, в боге».

Рассказы о поиске нравственности: «Мастер», «Думы», «Верую», «Ночью в бойлерной», «Чудик».

Человек, не обретший нравственности или потерявший душу в потоке жизни – мёртвые души. Шукшина удивляет, пугает человек с атрофией нравственности. Нравственность по мировоззрению Шукшина – есть права. Ей нельзя научиться, как обучают человека правилам.

Шукшин в своих рассказах отмечает противоречия ума и нравственности. В своих рассказах он пишет, что нравственность можно подделать. И люди с поддельной нравственностью живут удобно.

Рассказы о противоречии ума и нравственности: «Мой зять украл машину дров», «Обида», «Штрихи к портрету».

В творчестве Шукшина создан особый нравственный мир, особая система нравственных оценок на основе добра, истины, красоты, человечности. Василий Макарович в свои рассказы закладывает мировоззренческие основы понимания нравственности как человеческой свободы, как право выбора человеком субъективные позиции.

Теория написания рассказа по Шукшину

Познать Сказать Быть услышанным
Осмысление жизненного опыта Относится вся сценарная работа, состоящая из последующих действий: Когда художник пишет рассказ, он должен ставить себя на место зрителя
Познание людей А) Отбор материала  
Авторский чувственный процесс, результатом чего является творческий замысел Б) Организация материала в создании композиции  
Потребность выразить нечто открывшееся тебе неизвестное В) Изложение материала художественным языком  
  «Писать надо так, чтобы читатель не замечал, как написано, увлечённый лишь сутью» «Художник (писатель) – это тот, кто способен увидеть смысл и почувствовать прекрасное в любой мелочи» «Сценарий – слияние правды и вымысла, художественно заключённые в их верном ограниченном состоянии»  

Наши рекомендации