Реваз (Резо) Леванович Габриадзе
Июня 1936
Р. Л. Габриадзе - грузинский художник, кинорежиссёр, писатель, сценарист, скульптор. Руководитель театра марионеток имени самого себя.
· Автор более чем 35 фильмов, среди которых «Не горюй!», «Мимино», «Чудаки», «Кин-дза-дза!», «Необыкновенная выставка» и др.;
· Учился в Кутаисском педагогическом институте на историческом факультете;
· Также учился в Тбилисском университете на филологическом факультете и факультете журналистики;
· В 1968 г окончил Высшие всесоюзные курсы сценаристов и режиссеров;
· Автор сценариев художественных фильмов: Необыкновенная выставка (1968), Не горюй! (1969), Чудаки (1974), Родник у дороги (в составе киноальманаха В тени родных деревьев, 1975), Мимино (совместно с В.Токаревой и Г.Данелия, 1977), Термометр (телефильм 1976), Бабочка (телефильм, 1977), Сюита (в составе киноальманаха В один прекрасный день, 1977), Дюма на Кавказе (1979), Кин-дза-дза (1986), Паспорт (1990);
· Режиссеры большинства фильмов - Г.Данелия и Э.Шенгелая;
· В 1981 г организовал Тбилисский театр марионеток.
Главная черта драматургии:
· «Широта, доброта, отношение к таланту, который можно использовать щедро»;
· «Способность улавливать трагикомическую сторону будней и в этом трагикомизме выражать существеннейшие стороны бытия с редким сопряжением юмора и лиризма, чувственности и духовности».
Характерные особенности
Трагикомедия – жанр драматического произведения, характерной особенностью которого является совмещение черт, свойственных с одной стороны комедии, с другой стороны – трагедии, драмы:
· Сочетание комических и трагических элементов усиливается по закону контраста и их взаимодействии (Например, возвышенный характер находит смешные, комические черты);
· Патетическая мысль, впадая в крайность, оборачивается автопородией;
· Анекдотическая ситуация претендует на философские постижения;
· От трагедии в жанр трагикомедии заимствован интерес к общим вопросам бытия, к конфликтам глобального характера, включая понятия судьбы, рока, исторического или социального процесса;
· Горький парадокс между внешним выражением и истинным переживанием;
· Правда о мире, о человеке выступает в формах алогизма (непорядочности), отражающий разрушение привычных причинно-следственных связей.
Василий Макарович Шукшин
1929 – 1974
В. М. Шукшин - советский кинорежиссёр, актёр, писатель, сценарист.
· В 1943 г Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не закончил;
· В 1949 г Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском;
· В 1954 г Шукшин поступил во ВГИК на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 г (мастерская М. И. Ромма);
· В 1958 г в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге»;
· В 1956 г состоялся дебют Шукшина в кино: он сыграл в фильме С. А. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия);
· В 1958 г Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. М. Хуциева «Два Фёдора»;
· В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли;
· В 1963 г Шукшин начал работать режиссёром на ЦКДЮФ;
· В 1963 г в журнале «Новый мир» были опубликованы рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». По их мотивам Шукшин написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень»;
· В 1963 г вышла первая книга Шукшина «Сельские жители» в издательстве «Молодая гвардия».
Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что в лучших рассказах книги Шукшин демонстрирует «жизненное чутьё, зоркость, пластичность»: «писатель словно растворён в своих героях, смотрит их глазами».
· В 1974 г вышел на экраны фильм «Калина красная»;
· В 1974 г Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме С. Ф. Бондарчука «Они сражались за Родину»;
· 2 октября 1974 г Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину»;
· С 1976 г в селе Сростки проводятся Шукшинские чтения.
Событийный ряд «Печки-лавочки»
1. Застолье по тому поводу, что Иван и Нюра собираются на курорт, на море. Едут они потому, что Иван хочет, чтобы дети его с малых лет развитие получали, но все гости против, чтобы они брали детишек с собой.
2. В конце концов, едут они вдвоём. В купе между Иваном и мужчиной, который ехал вместе с ними, происходит ссора из-за того, что тот сделал замечание Ивану: «Вести себя надо не как у себя в деревне. Нужно доверять людям». В итоге, его перевели в другое купе.
3. К ним переходит другой человек. У них завязывается разговор. Виктор дарит Нюре новую кофточку. Они выпивают немного коньяка.
4. На остановке мужчина, с которым Иван поссорился, привёл милиционера. Ивану сделали замечание, потому что Виктор заступился за него.
5. Виктор уходит из купе.
6. Поезд остановился. Когда снова тронулся, то в купе к Ивану и Нюре пришёл милиционер и главного в вагоне. Оказалось, что этот Виктор – вор, и что он спрыгнул с поезда. Начались разборки.
7. В купе к Ивану и Нюре снова подсадили другого человека, профессора Сергея Фёдоровича. Но те теперь относятся ко всем с презрением. Иван стал запугивать профессора. Сергей Фёдорович приводит главного. Всё разъясняется.
8. Они приезжают в Москву. Профессор оставляет Ивана и Нюру у себя на одно ночь, затем дальше в путь.
9. Наконец, Иван и Нюра доехали до места. Но и тут возникли проблемы. Ивану положено одно место в санатории, и для Нюры нет места. Но проблемы решены: Нюра устроилась на квартиру к одной женщине, она из обслуживающих санатория.
Нравственные проблемы в творчестве В. М. Шукшина.
В русской литературе огромное значение имеет присутствие писателя. Творец русского эстетического космоса, А. С. Пушкин, определил пути художественного исследования творчества человека, человеческой свободы, сущность судьбы.
М. Е. Салтыков-Щедрин средствами литературы создал философию социального поведения человека в социуме.
А. П. Чехов в своих произведениях выразил страх человека перед «пустотами бытия».
В. М. Шукшин многие рассказы посвятил поиску смысла жизни человека, эта линия жестко выявлена Шукшиным.
Позиция В. М. Шукшина: «Логика жизни бесконечна в своих путях, а логика искусства ограничена нравственными оценками людей». Шукшин: «В первой половине 1960-х гг. все мои произведения были попыткой выразить «логику жизни» в нравственных исканиях конкретных героев, а вот творчество 1980 – 1990-х гг. – это исправление логики жизни логикой искусства».
Смысловое творчество Шукшина: «Мы и себя-то воспринимаем не столько такими, какие мы есть, сколько такими, какими должны быть». Осмысливая нравственность человека, Шукшин противостоит господствующей версии этики своего времени. В этике нравственность осмысливается как совокупность норм, принципов, идей, которыми люди руководствуются.
В. М. Шукшин: «Меня интересует человек, ищущий нравственные опоры в искусстве, в людях, в боге».
Рассказы о поиске нравственности: «Мастер», «Думы», «Верую», «Ночью в бойлерной», «Чудик».
Человек, не обретший нравственности или потерявший душу в потоке жизни – мёртвые души. Шукшина удивляет, пугает человек с атрофией нравственности. Нравственность по мировоззрению Шукшина – есть права. Ей нельзя научиться, как обучают человека правилам.
Шукшин в своих рассказах отмечает противоречия ума и нравственности. В своих рассказах он пишет, что нравственность можно подделать. И люди с поддельной нравственностью живут удобно.
Рассказы о противоречии ума и нравственности: «Мой зять украл машину дров», «Обида», «Штрихи к портрету».
В творчестве Шукшина создан особый нравственный мир, особая система нравственных оценок на основе добра, истины, красоты, человечности. Василий Макарович в свои рассказы закладывает мировоззренческие основы понимания нравственности как человеческой свободы, как право выбора человеком субъективные позиции.
Теория написания рассказа по Шукшину
Познать | Сказать | Быть услышанным |
Осмысление жизненного опыта | Относится вся сценарная работа, состоящая из последующих действий: | Когда художник пишет рассказ, он должен ставить себя на место зрителя |
Познание людей | А) Отбор материала | |
Авторский чувственный процесс, результатом чего является творческий замысел | Б) Организация материала в создании композиции | |
Потребность выразить нечто открывшееся тебе неизвестное | В) Изложение материала художественным языком | |
«Писать надо так, чтобы читатель не замечал, как написано, увлечённый лишь сутью» «Художник (писатель) – это тот, кто способен увидеть смысл и почувствовать прекрасное в любой мелочи» «Сценарий – слияние правды и вымысла, художественно заключённые в их верном ограниченном состоянии» |