Занятие «Нам игрушки принесли»
Программное содержание. Научить детей правильно угадывать тембр музыкальных инструментов; закреплять представления о детских музыкальных инструментах и их звучании.
Материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; мягкая игрушка – кошка; коробка-домик.
Ход занятия
Воспитатель достает из коробки-домика игрушечную кошку и поет песенку «Кошечка» (сл. Н. Найденовой, муз. В. Витлиной). Затем говорит, что в домике живут музыкальные игрушки, которые кошечка даст детям, если они узнают их по звучанию.
Воспитатель незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их по звучанию и называют.
Кошка дает угаданную игрушку ребенку, и он звенит колокольчиком (играет на дудочке и т. д.). Затем музыкальная игрушка передается следующему ребенку.
Дидактическая игра «Найди названный предмет»
Программное содержание. Закреплять умение группировать предметы по назначению (одежда, посуда, мебель, игрушки, предметы для труда); называть предметы обобщенным словом. Учить находить по описанным признакам предмет; закреплять умение.
Материал. Картинки с изображением предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов для труда; алгоритм описания предмета.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям алгоритм описания предметов и предлагает рассмотреть символы, изображенные на нем. Затем обращает их внимание на картинки с изображением предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов для труда, разложенные на столе; просит внимательно рассмотреть их, вспомнить, для чего нужны человеку изображенные предметы, из чего они сделаны.
Педагог описывает какой-либо предмет, но не говорит, как он называется, а предлагает детям отгадать и показать этот предмет на картинках. Например: «Этот предмет сделан из ткани, он большой, синего цвета, относится к рукотворному миру, нужен человеку для того, чтобы надевать на себя» (Платье.) или «Этот предмет сделан из металла и пластмассы, небольшой, серого цвета, создан человеком, нужен для того, чтобы резать картон и бумагу». (Ножницы.) После каждого правильного ответа воспитатель спрашивает, как дети догадались, и с помощью вопросов уточняет последовательность описания.
Игровое задание считается выполненным, если отгаданы все предметы.
Варианты усложнения задания
1. Дети самостоятельно описывают предмет по алгоритму.
2. Ведущим вместо воспитателя становится ребенок.
3. Вводится элемент соревнования: кто отгадает больше предметов.
4. Дети по очереди описывают предметы.
Дидактическая игра «Группируй предметы»
Вариант 1
Программное содержание. Учить понимать назначение и функции предметов, необходимых для жизни человека, и выделять их общие признаки; группировать предметы по способу использования.
Материал. Предметные картинки (мебель, посуда, одежда, игрушки).
Ход занятия
На столе перед каждым ребенком лежат картинки с изображением предметов: например, шкаф – кровать – плюшевый мишка – кресло; майка – чашка – шорты – носки и т. д. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картинки, назвать изображенные предметы, рассказать о том, что между ними общего, и есть ли среди них предмет, не подходящий к этой группе. Дети по очереди выполняют задание, называя признак, объединяющий предметы по назначению.
Задание считается выполненным, если дети определили назначение предметов и отобрали все лишние картинки.
Вариант 2
Программное содержание. Учить понимать назначение, функции предметов, необходимых для жизни человека; группировать предметы по способу использования. Дать понятие о том, что человек создает предметы для облегчения процесса жизнедеятельности.
Материал. Фланелеграф; предметные картинки (обувь, игрушки, посуда, предметы для уборки).
Ход занятия
Воспитатель просит детей вспомнить сказку К. И. Чуковского «Федорино горе» и напоминает, что в конце сказки Федора вымыла всю посуду, убралась в доме, разложила в шкафу на полках посуду, обувь, игрушки, предметы для уборки дома. Предлагает ребятам посмотреть, как Федора разложила предметы на полках. Для этого задания используется фланелеграф с картинками. На верхней полке должны лежать игрушки, на второй – посуда, на третьей – обувь, а на нижней – предметы для уборки. Дети перекладывают картинки на полках. Воспитатель напоминает им, что нужно взять картинку, назвать изображенный предмет, рассказать о его назначении, о том, как им пользуются, на какой полке он должен лежать.
Задание считается выполненным, если дети правильно разложили все предметы по полкам.