Занятие «Сравнение стекла и пластмассы»
Программное содержание. Познакомить детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.
Материал. Пластмассовый и стеклянный стаканчики, мешочек с игрушками и предметами домашнего обихода из стекла и пластмассы, два подноса.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям два стаканчика – пластмассовый и стеклянный. Ребята рассматривают предметы, берут их в руки, и убеждаются в том, что они сделаны из разных материалов, разные по весу.
Воспитатель просит ребят разделиться на две команды и дает каждой команде один стаканчик. Команда должна как можно больше рассказать о своем стаканчике: название материала, его особенности (свойства и качества).
Затем воспитатель спрашивает: «А что общего у этих предметов?» (Форма, величина, назначение и т. д.)
Педагог ставит на стол два подноса и мешочек с предметами и игрушками. Дети должны доставать и ставить на поднос своей команды предметы и игрушки, сделанные из материала стаканчика другой команды. Воспитатель спрашивает: «Как одним словом назвать предметы, если они сделаны из одного материала?»(Стеклянные, пластмассовые.)
Занятие «Сравнение металла и стекла»
Программное содержание. Познакомить детей с качествами и свойствами металла и стекла путем сравнения.
Материал. Различные предметы и игрушки из металла и стекла.
Ход занятия
Педагог вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки из стекла и металла. Указывает на предметы по очереди, дети называют их.
Воспитатель просит одного ребенка взять понравившуюся ему игрушку и рассказать о ней (материал, из которого она сделана; особенности этого материала). Остальные дети дополняют его ответ.
Затем воспитатель вызывает следующего ребенка. Так дети рассказывают обо всех лежащих на столе предметах.
Воспитатель еще раз обращает внимание ребят на то, что все эти предметы сделаны из двух разных материалов – стекла и металла, предлагает назвать свойства, качества, особенности одного, затем другого материала, например стекло – хрупкое, металл – прочный и т. д.
Занятие «В мире материалов»
Программное содержание. Учить детей узнавать материал, из которого сделан предмет; называть материал (стекло, металл, пластмасса); называть предметы обобщающим словом по признаку материала (стеклянные, металлические, пластмассовые).
Материал. Кусочки материалов (стекло, металл, пластмасса); игрушки и предметы домашнего обихода из стекла, метелла, пластмассы; подносы или корзиночки. Предметы из стекла (шарик, птичка, стаканчик, бутылочка, вазочка), из металла (колокольчик, машина, труба, стаканчик, лодочка), из пластмассы (погремушка, птичка, лодочка, свисток, шарик).
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям взять в руки кусочки материалов и внимательно рассмотреть их. Помогает назвать свойства и качества материалов (стекло – прозрачное, хрупкое, гладкое; металл – твердый, тяжелый; пластмасса – легкая, гибкая и т. д.). В процессе обсуждения свойств и качеств материалов воспитатель обращает внимание детей на окружающие предметы, на то, что все предметы сделаны из различных материалов.
Педагог предлагает ребятам поиграть.
Дети делятся на три команды, каждой команде воспитатель называет материал (стекло, металл, пластмасса) и предлагает найти в групповой комнате предметы из названного материала. Дети, найдя игрушку, ставят ее на поднос (кладут в корзиночку). Выигрывает команда, которая соберет больше игрушек и правильно определит материал.
Занятие «Определи место для предмета»
Вариант 1
Программное содержание. Закреплять умение правильно называть предметы природного и рукотворного мира. Учить группировать предметы по способу использования (правильно определять функцию предмета), понимать назначение предметов, необходимых для жизни человека.
Материал. Модели из строительного материала (стол, полка, дорога, шкаф); наборы предметных картинок по темам (посуда, игрушки, транспорт, одежда); игрушка клоун.
Ход занятия
В гости к детям приходит клоун и показывает модели, которые он смастерил из строительного материала: стол, полку, дорогу, шкаф (стол, чтобы поставить на него предметы, которые помогают есть; полку для предметов, с которыми можно играть; шкаф, в который можно вешать одежду; дорогу, чтобы расположить предметы, на которых можно ездить).
Клоун просит детей помочь правильно разложить предметные картинки (посуда, игрушки, транспорт, одежда). Ребенок должен внимательно посмотреть на картинку, назвать изображенный предмет, сказать для чего он нужен, а затем положить на соответствующую модель: на стол, полку, шкаф или дорогу. Задание считается выполненным, если дети правильно разложили все картинки.
Клоун вместе с детьми обобщает предметы, находящиеся на каждой модели.
Вариант 2
Программное содержание. Уточнять представления детей о труде взрослого; познакомить с предметами, облегчающими труд человека. Учить детей классифицировать предметы по способу использования.
Материал. Сюжетные картинки с изображением людей разных профессий (парикмахер, повар, врач, музыкант, художник); карточки, на которых изображены по два орудия труда: расческа, ножницы (парикмахер); кастрюля, половник (повар); шприц, градусник (врач); гитара, ноты (музыкант); палитра, кисть (художник).
Ход занятия
Воспитатель раздает детям по одной карточке с символами труда. Предлагает рассмотреть их и сказать, какие предметы изображены на карточках, обобщив эти предметы понятием «орудия труда». Спрашивает, кто использует изображенные на карточках орудия труда. Предлагает найти сюжетную картинку, на которой изображен человек, пользующийся этими предметами. Игровое задание считается выполненным, когда дети правильно соотнесут все карточки с орудиями труда и сюжетными картинками.
Воспитатель предлагает детям рассказать о профессиях; о том, как представитель каждой профессии использует орудия труда.