Занятие «На чем полетят человечки?»
Программное содержание. Учить выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.
Материал. Резиновые шары, маленькие резиновые мячи, набивные мячи (по количеству детей); шар, сшитый из ткани; набор резиновых предметов (игрушки, коврик, автомобильные покрышки, обувь); емкость с водой.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает детям, что маленькие человечки решили отправиться в путешествие на воздушном шаре, но не знают на каком шаре лучше лететь. Одни предлагают резиновый шар, другие – шар из ткани. Предлагает детям выяснить, какой шар лучше, надежнее.
Воспитатель предлагает ребятам надуть шарики из резины и ткани. Дети понимают, что шарик из резины хорошо надувается, становится большим и не помещается в руке; резина эластична, поэтому она растягивается, а шар из ткани не надувается, так как ткань пропускает воздух.
Воспитатель незаметно прокалывает один шарик, и дети выясняют, что резина непрочная, у нее есть враги – острые предметы: иголки, ветки деревьев и т. д.; резину надо беречь от проколов, однако если случится прокол, резину можно склеить.
Затем дети опускают в емкость с водой шары из резины и ткани, и выясняют, что происходит с шарами, если на них попадает вода (например, в дождливую погоду). Набивной шар из ткани становится тяжелым, может упасть с высоты мокрым, изменяет форму. Резиновый шар не пропускает воду, не меняет форму.
Дети советуют маленьким человечкам использовать для полета резиновый шар, так как он эластичный, не пропускает воздух, его можно отремонтировать – заклеить, он не пропускает воду и не тонет, легко моется и не меняет формы.
Дети рассматривают различные предметы из резины, на ощупь определяют структуру поверхности.
Воспитатель предлагает растянуть резиновую ленту и убедиться, что резина всегда возвращается в исходную позицию, так как она эластичная и упругая. Резина может быть разной толщины. (Дети растягивают толстую и тонкую резину и убеждаются, что толстую резину трудно растянуть.) Резина может быть прозрачной и непрозрачной.
Занятие «Дерево умеет плавать»
Программное содержание. Расширять представления о дереве, его качествах и свойствах; учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
Материал. Деревянные брусочки (для каждого ребенка); образцы материалов: железная и деревянная пластины, бумажная салфетка, кусок хлопчатобумажной ткани; емкости с водой.
Ход занятия
Педагог заранее читает детям русскую народную сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
В начале занятия сообщает, что героям сказки, Пузырю, Соломинке и Лаптю, нужна помощь. Дети вспоминают, что произошло с героями: они хотели перебраться через реку, но Пузырь лопнул, а Соломинка сломалась.
Воспитатель обращает внимание детей на предметы, найденные героями сказки на берегу, и просит выбрать тот, на котором можно переплыть через реку (железная и деревянная пластины, бумажная салфетка, кусок хлопчатобумажной ткани). Предлагает проверить все предметы, приносит емкости с водой для каждого ребенка. Дети кладут все предметы на воду и смотрят, какой из них не утонет. Если предмет не тонет, значит, на нем можно плавать. Выясняют, что бумага, ткань, металл тонут, а деревянные предметы плавают.
Герои сказки говорят, что они не знают такого материала – дерево, они знают только деревья, которые растут у них в лесу. Дети рассказывают Пузырю, Соломинке и Лаптю о том, что деревянные предметы делают из деревьев – их спиливают пилой, стволы очищают от сучьев топором, бревна везут на фабрики, где люди делают из них деревянные вещи, например, мебель. Воспитатель показывает несколько других деревянных предметов, называет их, рассказывает, что деревянные предметы легкие, они не тонут в воде.
Дети предлагают героям сказки использовать пластинки из дерева для того, чтобы переплыть через реку. Пузырь, Соломинка и Лапоть просят детей рассказать о других признаках дерева. Дети вспоминают его особенности: оно легкое, прочное, гладкое или шероховатое, теплое, горит, не тонет.