Занятие 27 «Весенний пейзаж»
ЦЕЛИ
• Продолжать развивать творческое воображение.
• Продолжать учить использовать разные техники при рисо
вании — монотипию пейзажную, оттиск целлофаном.
• Развивать координацию, переключаемость общей моторики.
• Учить выделять в картинах изобразительные средства: ко
лорит и композицию.
• Развивать чувство цвета, ритма и композиции.
• Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение
видеть и понимать красоту природы, формировать эстети
ческие чувства.
• Продолжать учить оценивать качество работ своих товарищей.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Листы бумаги.
2. Кисточки.
3. Акварельные краски.
4. Влажная губка.
5. Баночки с водой.
6. Целлофан.
Методы и приемы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, беседа, рассказывание).
Предварительная работа: экскурсия на природу: наблюдения за просыпающейся природой, когда еще сонные, слабые цветы постепенно наполняются солнечным светом, насыщаются им. Чтение художественной литературы; просмотр
Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР
документально-художественных фильмов, фотографий и слайдов о природе, известных картин художников на тему «Весна» и беседа по ним: К. Юон «Конец зимы», «Полдень»; В. Бак-шеев «Голубая весна», Л. Бродская «Март», А. Грицай «Молодая зелень»; И. Левитан «Весна. Большая вода»; прослушивание музыкальных произведений: Э. Григ «Весна», фрагмент «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
Вводная часть
Педагог расспрашивает детей о картинах, посвященных весне, что понравилось им в них, как художнику удалось передать грусть или радость, какие краски он использовал для создания настроения светлого весеннего дня. Рассказывает, как с помощью цвета можно передать различные настроения: теплые воспринимаются как более солнечные, более радостные, счастливые и веселые, холодные напоминают о некоторой тревоге, загадочности и таинственности, грусти и печали. Весеннее небо можно изобразить с бегущими по нему тяжелыми облаками, нарисовать сочную траву и нежные, чуть распустившиеся листочки, розовые стволы берез, маленькие огоньки лилово-сиреневых первоцветов. Шаловливые ручьи можно изобразить тонкими, изгибающимися, петляющими линиями, которые как бы немножко дразнят нас и приглашают поиграть. Величественное, неторопливое течение других ручьев передается широкой, слегка извивающейся при встрече с преградами линией.
Зачитываются стихотворения о весне.
Стихи о весне
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
С. Маршак
Библиотека журнала «Логопед»
Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
И. Токмакова
Основная часть
Педагог объясняет детям технику рисования. На целлофан акварельными красками нанести основной рисунок. Не дожидаясь, пока высохнет краска, приложить чистый лист бумаги, разглаживая поверхность рукой. Далее осторожно снять целлофан. Изображение получится расплывчатым, как бы в тумане. Некоторые детали можно прорисовать акварелью.
Подвижная игра «На лужайке поутру»
На лужайке поутру Дети встают в круг,
Мы затеяли игру. берутся за руки.
Я -- подснежник, ты — вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре - Делают четыре шага назад,
Раздвигайте круг пошире. расширяют круг.
А теперь мы ручейки, Бегут по кругу.
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. Раздвигают круг.
Становитесь в круг опять, Смыкают круг.
Будем в солнышко играть. Бегут по кругу.
Мы — веселые лучи, Тянутся на носочках,
руки вверх.
Мы — резвы и горячи. Прыгают на носочках,
В. Волина рики на поясе.
Заключительная часть
Проводится анализ рисунков детей. Делается акцент на выразительные достоинства изображения. Затем дети сами пытаются оценить работы своих товарищей, отметить достоинства каждого рисунка.
Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР
Занятие 28 «День птиц»
ЦЕЛИ
• Продолжать развивать творческие способности.
• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения -
кляксографией обычной.
• Развивать чувство формы, композиции, ритма.
• Продолжать развивать мелкую моторику, точность и коор-
динированность движений общей моторики.
• Продолжать учить оценивать работы товарищей.
• Развивать эстетическое восприятие.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Листы бумаги.
2. Тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке.
3. Пластиковая ложечка.
4. Цветная бумага голубого цвета.
Методы и приемы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, беседа, рассказывание).
Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке; знакомство с известной картиной А. Саврасова «Грачи прилетели»; просмотр документально-художественных фильмов про птиц: отмечается их поведение, движения, особенности полета, оперенья; чтение стихотворений, рассказов про птиц; прослушивание аудиокассет из цикла «Звуки природы. Песни птиц».
Вводная часть
Педагог объясняет детям, что весной с образованием проталин и пробуждением насекомых, зимующих в земле, возвращаются перелетные птицы. Первыми появляются грачи — вестники весны, за ними — скворцы и жаворонки. Ранней весной воробьи, вороны, сороки оживляются, громко кричат, начинают строить гнезда и откладывать яйца. В начале апреля прилетают зяблики-самцы, а вскоре и трясогузки. Вслед за вскрытием рек появляются водоплавающие птицы -- дикие утки и гуси, а вместе с ними и чайки. Далее педагог беседует о движении птиц: они могут лететь ровно, цепочкой, на одинаковом расстоянии друг от друга, движение их полета равномерное, упорядоченное; либо цепочка торжественно проле-
Библиотека журнала «Логопед»
тающих птиц нарушается, в ритме их движения произошли пауза, прорыв. На мгновение ритм стал беспокойным, так как часть птиц на участке прорыва должна усилить скорость полета, чтобы догнать собратьев. Птицы могут хаотично разлетаться в разные стороны от центра — они испугались хищника, или, наоборот, с разных сторон неравномерно слетаться наперегонки к корму, в одну точку. Ритм их полета становится беспокойным, взволнованным, невыстроенным. Зачитывается стихотворение.
Все птицы покрыты перьями, пухом,
У каждой две лапки, у каждой по клюву.
Одни строят гнезда поближе к водице,
Другие гнездятся высоко в ветвях,
У третьих домишко висит в камышах,
Четвертые прячут в высокой траве,
Пятые гнездышко крепят к скале
Иль строят жилище в горах высоко.
И чтобы найти для птенцов пропитанье,
Все птицы летают порой далеко.
Синицы, кукушки, дрозды и вороны,
Орлы, воробьи, певуны-соловьи,
Грачи, журавли и трещотки-сороки,
И белые лебеди, и снегири –
Всех птиц не назвать, много их на планете.
Без них было б скучно жить нам на свете.
Е. Алябьева
Основная часть
Педагог предлагает ребятам пофантазировать на тему «День птиц». Сначала зачерпнуть гуашь пластиковой ложечкой и вылить на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрыть другим листом и прижать (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снять, изображение внимательно рассмотреть и определить контур птицы. Недостающие детали дорисовать. Если капнуть большое количество краски, то получится большая птица и, наоборот, если капнуть немного краски, получится маленькая.
Подвижная игра «Ласточки»
Ласточки летели, Дети бегут по кругу, машут руками,
Все люди глядели. изображая полет птиц.
Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР
Ласточки садились, Приседают, руки опускают за спиной,
Все люди дивились, как бы складывают крылья.
Сели, посидели.
Взвились, полетели. Бегут по кругу, взмахивают руками.
Полетели, полетели.
Песенки запели.
Заключительная часть
Организуется выставка детских работ. Ребята оценивают рисунки своих товарищей.
Занятие 29 «Космос»
ЦЕЛИ
• Развивать творческие способности, фантазию, образное
мышление.
• Познакомить с нетрадиционным материалом и способом
изображения - косметическими тенями и пальчиковым
рисованием.
• Развивать пространственную ориентацию.
• Развивать зрительные внимание и восприятие.
• Развивать координацию общей моторики.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Косметические тени, вата, кусочек поролона.
2. Листы бумаги.
3. Баночки с водой.
Методы и приемы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, беседа, рассказывание).
Предварительная работа: чтение художественной литературы: Е. Левитан «Звездные сказки», «Сказочные приключения маленького астронома», «Малышам о звездах и планетах», «Твоя Вселенная», В. Гагарин «Мой брат Юрий», «Грустная история Найденыша», В. Песков «Шаги по росе»; просмотр документально-художественных фильмов, фотографий героев-космонавтов; художественных иллюстраций космоса: А. Соколов «К звездам», «У Сатурна»; А. Соколов, А. Леонов «Впереди -Марс»; просмотр мультфильма «Незнайка на Луне», познавательных документальных фильмов о космосе и космонавтах.
Библиотека журнала «Логопед»
Вводная часть
Педагог предлагает «отправиться» в далекий космос, где можно увидеть разные планеты и звезды, туманности и галактики, так не похожие друг на друга. Просит отгадать загадки.
Загадки
Угли пылают -
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днем не видать. (Звезды.)
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту
Межпланетную... (ракету).
Блин в окошко виден Тане.
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел...
Поделиться не хотел! (Луна.) Л. Сандлер
Проводится беседа на тему «Что я знаю о космосе?». Основная часть
Педагог объясняет, что рисовать космос лучше с помощью теней, имеющих различные оттенки, блестки, они не требуют быстрого высыхания, как, например, краски, которые способны отразить всю красоту и изящество космоса. Чтобы тени легко ложились на лист бумаги, его необходимо предварительно смочить водой, используя поролон. Поскольку космос таинствен, загадочен - в нем есть еще много неоткрытых звезд и планет, можно использовать разнообразные цвета, для изображения удивительного, захватывающего космического мира. Среди звезд можно нарисовать и космические базы, корабли, астронавтов, далекие миры с инопланетянами.
Подвижная игра «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети, Дети маршируют.
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, Тянутся, подняв руки над головой,
сомкнув их.
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз, два, три, потянись. Тянутся.
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу.