Практическое инвестирование в кино
Практическое инвестирование в кино
Руководство для миллионеров
Аннотация
Данный практикум – это первое в России учебное пособие для начинающих киноинвесторов.
Книга создана в лучших традициях бестселлеров. Автор пишет ярко и образно, с юмором, обращаясь к читателю, как к другу… зачастую споря сам с собой, оперируя едкими афоризмами, делая парадоксальные выводы… — и приглашая нас стать соучастниками сих разговоров. Все описания взяты «с натуры», и подкреплены реальными фотографиями и репликами продюсеров.
«Практическое инвестирование» от Андрея Ангелова – это ёмкий ответ «Практической режиссуре» от Андрея Ангелова. Оба учебника симметричны.
Содержание
От автора
I. АЗБУКА ИНВЕСТОРА
§1. О Бизнесе
§2. Производственные ипостаси
§3. Хочу сказку!
§4. Магазины фильмов
§5. Целевые аудитории
§6. Порядок цифр
§6.1. Бюджеты на прокате
§6.2. ТВ и Интернет
§7. Куда вложить деньги
§7.1. Игровое кино
§7.2. Авторское кино
§7.3. Мультфильм
§7.4. Документальный фильм
§7.5. Короткий игровой метр
§7.6. Детское кино
§7.7. Табу для инвестора
§8. Кинобизнес, которого нет
II. STAND UP
§9. Как увидеть кинобизнес
§10. С чего начать фильм
§11. Выбрать гениального творца
III. БИЗНЕС—ПЛАН
§12. Сценарий
§12.1. Оценка перспектив
§12.2. Как платить сценаристу
§12.3. Покупка готового скрипта
§12.4. Эксперимент
§12.5. Портреты сценаристов
§13. Режиссура
§13.1. Визуализация
§13.2. Кастинг
§13.3. Съёмки
§14. Продюсер
§15. Ключевые игроки
§16. Смета
§16.1. Перерасходы
§16.2. Быстрей, быстрей!
§16.3. Позвольте вам навялить…
§17. Путь наименьшего сопротивления
IV. НЮАНСЫ
§18. Маркетинг. PR—компания
§19. Идеальная кинокомпания
§20. Мафия
§21. Авторские права
§22. Принципы кино
ТЕАТР МИСТЕРА ФЭЙСА
1. Офис—леди и бродяга
2. Небесный кредит
3. Клоун и Поэт
4. La Comedia E Finita
5. Фотографии с кинопроб
Рекомендация издателя
На правах рекламы
* * *
Эпиграф:
Любое искусство умирает без денег.
От автора
— Ты сделал миллионы на нефти, но при слове «кинобизнес» усмехаешься.
— Ты бизнес—ангел и пробуешь новый для тебя медиа—ритейл.
— Ты знаешь миллионера, и желаешь познакомить его с Андреем Ангеловым.
— Ты к кинобизнесу никаким боком сегодня, но возможно всем телом завтра.
— Ты – это продюсер, режиссёр, художник по гриму, актёр, да и просто зритель, что воспринимает кино как зритель!..
— Ты – студент кинематографического ВУЗа, будущий творец, — желающий понимать мысли инвесторов.
Это руководство для вас, мои друзья. Для всех!
«Книга универсальна, написана ярким образным языком. Идейных и текстовых аналогов не имеет».
Здесь нет детальных схем, графиков и напускной важности. И нет длиннющих рассуждений на тему «Моя жизнь в кино». А есть чёткие практические мысли, без грамма «демагогического жира».
«Все вопросы поставлены конкретно,
и ответы даны аналогично».
В действительности мистер Кинобизнес – приятный и обходительный джентльмен, и я познакомлю тебя с его привычками, манерами и характером. А вот сложится у вас дружба или нет, — зависит от вас обоих.
«Кино – это сначала бизнес, а потом уже искусство.
На данном принципе и основан практикум».
Деньги – это главный фактор в кинопроизводстве. Кто говорит, что главное – это сценарий, люди или даже возможность донести кино до зрителя – тот заведомо лжёт.
Рис. 1. Советский рубль. Наиболее ликвидная валюта.
I. АЗБУКА ИНВЕСТОРА
О Бизнесе
Кино – это один из самых прибыльных бизнесов в мире. Важно правильно начать.
«Ещё важней начать с правильными людьми».
Основополагающая функция кино – развлекать зрителя. Запомним.
* * *
Вообще, мировой бизнес делится на 2 большие категории: легальный и нелегальный.
«Бизнес бывает сверхприбыльным и обычным.
Градация отраслевая».
Легальный бизнес. Сверхприбыльные отрасли – это газ и нефть, фармацевтика, торговля продуктами и технологиями.
Нелегальный бизнес. Сверхприбыльные сектора – это наркотики, торговля оружием, рабовладение и обналичка.
Речь, разумеется, о современности! Любой сверхприбыльный бизнес крышуют политики и силовые структуры. Вне градаций!
«В точности неизвестно, почему продажа ножей – это законно, а продажа пистолетов – незаконно. Оба инструмента порождают примерно одинаковую
Массу ужаса».
Каждый микробизнесмен – мечтает вырасти в макробизнесмена. И кино даёт такой шанс всем: от строителя – до ресторатора, от автомобилиста – до модельера, от Парижа до Мадагаскара… Кино – это практически единственный сверхприбыльный бизнес, который не крышует никто! И если поставить свою АЗС в Москве – тебе не дадут до очередного передела собственности, — то сделать свой фильм ты можешь без всяких лобби и откатов. Более того, ты сможешь не только произвести фильм (продукт), но и свободно его продать! Если договоришься с магазинами фильмов.
«Договориться с магазинами фильмов тебе может помешать ТВ—босс Эрнст. Но если ты ему
А ты ему не мешаешь».
* * *
Кино – это очень рискованный бизнес! И очень дорогой! И в силу данных специфик — стоит на стыке легальности и нелегальности.
«На грязные деньги производится
Чистое искусство».
Деньги придумал дьявол, в незапамятные времена, — и искал способ наиболее выгодной их реализации. Изобретение Богом человека натолкнуло дьявола на мысль об изобретении бизнеса.
Важно помнить, что грань между белым и чёрным — всегда тонка и изрядно условна.
«Криминальное чтиво» на экране —
это гораздо лучше, чем оно же в реальности».[1]
* * *
Кинофильм – это то, чем тебе придётся жить как минимум 12 месяцев. Практически без выходных. Придётся во всё вникать самому, получать каждодневные отчёты и понимать, сколько и почему столько потрачено. Помимо творческих аспектов, которые тоже твой крест. Или радость.
Наивно думать, что всё сделают профессионалы, а от тебя нужны только деньги. Профессионалы всё попилят, скажут тебе «Спасибо» и исчезнут из твоей жизни. И никакие твои угрозы, а тем паче взывания к долгу и чести – не помогут.
«Сами киношники – это те люди, которые
Просто не умеют пилить.
Операторы, монтажёры, художники и даже режиссёры… Но бюджетами ведают директора и продюсеры, — а они не совсем киношники,
А всё—таки финансисты».
Кино – это глубокая прозаичность. Тяжёлая работа. Производство. Искусство – оно только и только на экране. И для экрана.
«Исходя из мировой практики, — окупает себя далеко не каждый фильм, прибыль приносит
Едва ли каждый 5—ый,
Рис. 2. Гигантская хлопушка в руках Андрея Ангелова.
Финансовые ипостаси
Любой бизнес начинается с личной симпатии. И заканчивается зачастую тоже. Кино не исключение. Обычно Господь Бог сводит вместе двух людей – бизнесмена и творца, и они созидают проект, который им обоим по духу близок. Иногда, впрочем, искусство подменяет голый коммерческий расчёт, однако симпатию между людьми он не отменяет.
«Люди выращивают и продают друг другу апельсины.
Наоборот не бывает».
Определимся с понятиями. В кинопроизводстве есть 3 финансовых ТОП—ипостаси:
— Инвестор. Тот, кто вкладывает деньги в кино – либо из своего кармана, либо со счёта компании, где он частный владелец или государственный управленец.
— Продюсер. Человек, который тратит деньги инвестора.
— Спонсор (меценат). Бесплатный инвестор.
Кто есть ты – решать тебе. Впрочем, обычно это за тебя решает твоё личное материальное благосостояние. Или должность, — если ты сидишь на государственных деньгах и занимаешься их «освоением».
«Владелец магазина фильмов – ещё одна ипостась.
Не имеет».
§3. Хочу сказку!
Каждый инвестор желает увидеть свои сказки на экране. Поэтому и идёт в кинобизнес.
Твоя киносказка – это твоя мечта, вера, желание сделать мир чище, стремление оставить память о себе, возвращаемые долги родным… Твой способ самовыражения!
«Как правило, люди русского бизнеса смотрят на своих коллег, которые «играют в кино» снисходительно,
Часто на основе кино».
— Чтобы мечта состоялась – нужен более весомый повод, чем твои собственные мысли, — фундаментальный кирпич любого бизнеса. Кино – не исключение, а доказательство.
Рис. 3. Идеи киносценариев! Почти у каждого инвестора есть в голове такая книжка.
Магазины фильмов
Дистрибуция (лат. distributio) — организация сбыта товара, распределение его по сети сбыта.
(с) «Википедия».
* * *
Прежде, чем произвести продукт, — надо знать, кому его после нужно продать.
Итак, озвучим список магазинов, на прилавках которых может лежать твой фильм. Их 4:
— Кинотеатры.
— ТВ.
— DVD и Blu—ray.
— Кинофестивали.
«Интернет – это ещё 1 магазин, набирающий
Коммерческие обороты».
* * *
1. Кинотеатры. Как везде и всюду, здесь заправляют не отдельные предприниматели, а сети. Крупных дистрибьюторов фильмов (прокатчиков) в России не более 12—ти, иными словами существует 12 человек, с которыми ты можешь договориться о реализации своего фильма. Желательно договориться со всеми или со многими.
«Договор с прокатчиком происходит только посредством личного контакта. Звонить бессмысленно, а умолять бесполезно. Письма же прокатчики
Вообще не читают».
Для того, чтобы попасть в кинотеатр – твой фильм должен быть заточен под определённые стандарты. А именно:
— целая связная история, длительностью 85—95 минут. Строго!
— узнаваемые лица актёров. Не очень строго.
— жанр играет ключевую роль.
«Прокатчик (дистрибьютор) – это тот, кто делает фильму PR, заключает договора с кинотеатрами,
производит кинокопии, организует пресс—конференции…
Без прокатчика твой фильм обречён на безвестность!».
Фильм, показываемый в кинотеатре – называется «Полный метр».
* * *
Помимо сетей – есть отдельные кинотеатры, которые проводят индивидуальную прокатную политику. Такие кинотеатры могут как сотрудничать с дистрибьюторами, так и показывать фильмы от «физических лиц». Кинотеатры: «Художественный», «35 миллиметров», «Имени Эльдара Рязанова», и тд.
Иными словами, ты можешь взять свой фильм в охапку и лично проехаться по десятке независимых кинотеатров в Москве. Кино покажут, но зрителями будут твои знакомые и три случайных обывателя. Ну, пусть четыре. Или пятьдесят—шестьдесят!
«У известных продюсеров – свои дистрибьюторы, созданные ими в рамках своих ООО. Например, фильмы СТВ (Сельянов) пристраивает в кинотеатры «Наше кино». И обе компании сидят в одном здании,
На данном ресурсе».
Рис. 5. Кинозал на YouTube. 09.2015.
Целевые аудитории
У каждого продукта должна быть уверенность, что его купят. Собственно, с этого и начинается производство кино. Магазины фильмов здесь – лишь как логический итог данной аксиомы.
Целевая аудитория (ЦА) – это те зрители, что захотят посмотреть твой фильм. Понравится он или нет, — это уже вторично, главное – заставить зрителя купить билет в кинотеатр! Речь о прокатном (полном) метре, инвестированию в который посвящено 80% данного практикума.
«Если фильм нравится прокатчику – это не значит,
Что он понравится зрителю».
На выведение ЦА конкретного кинопроекта — расходуются тонны бумаги и мозгов, гигабайты Интернета и километры сожжённых нервов! В итоге… ты будешь смеяться, но… коммерческий успех фильма не сможет предсказать никто. Даже инвесторы Спилберга! Супер—мега—выкладки, обширные маркетинговые исследования, мощный консалтинг… — в итоге никто так и не узнает, удачен будет фильм или нет. Пока он не выйдет на экраны.
Все кинофинансисты об этом знают, и стремятся не столько к получению прибылей, сколько к минимизации рисков. Ведь прокатное кино, в отличие от ТВ, — не поддаётся логическим просчётам.
«Успех фильма не всегда единоразо кассов. Иногда успех приходит с годами, как крепость
К хорошему вину».
Говорит Владилен Арсеньев, продюсер: Проект стоимостью 100 миллионов долларов – может с треском провалиться в прокате, а кино, сделанное « на коленке» за 10 тысяч – принесёт те самые 100 миллионов прибылей.
Дополняет Андрей Ангелов: Никто не знает, почему так, но это так.
Рис. 6. В. В. Арсеньев и Андрей Ангелов.
* * *
Есть 2 основных фактора, на которых базируется любая целевая киноаудитория:
— национальная ментальность.
— стереотипы, танцующие от сей ментальности.
Проще говоря, то, что для русского – радость, для немца – смерть. И наоборот.
«Не надо ввязываться в чужие войны,
Рис. 7. Татьяна Буланова и Андрей Ангелов.
Голливуд – это законодатель киномоды и первооткрыватель научно—технического прогресса в производстве кино. И как каждый «первый» — особо почитаем. Так сложилось исторически.
Ныне русские не только закупают у янки фильмы целыми пакетами, но и открывают филиалы их студий в России. Тем самым удешевляя производство фильмов, а, следовательно, увеличивая свои прибыли.
«Нет адекватной замены голливудскому брэнду! «Беломор» не товарищ «Мальборо», и не конкурент…
Но часто показывают».
— Индия. Болливуд. Кино с полуострова Индостан было широко распространено в СССР. В основном, музыкальные мелодрамы. Сейчас индийское кино тихо ушло в небытие с наших экранов, — вместе с Советским Союзом. Речь о коммерческом прокате.
«У русского зрителя индийское кино до сих пор популярно. В основном то самое, что показывали
Рис. 8. «Зита и Гита». 1972 год. Режиссёр: Рамеш Сиппи.
— Европейское кино.Хорошо просачивается на русские экраны. Как правило, совместного производства с Голливудом (co—production). Фильм под брэндом нескольких стран печь выгодно – все эти страны автоматически становятся ЦА кинокартины. Если испанское кино сделано в соавторстве с Голливудом, и на экране испанские актёры соседствуют с американскими – то даже каталонец обязательно сходит. В самой Америке на испанских актёров плевать, они признают только американских, но речь ведь не об Америке.[3]
«Главный тяжеловес – это Голливуд, а co—production Европы –
Даже в самой Европе».
— Рээфия. Сразу обозначим, что на мировые рынки русским фильмам не дают выйти те самые страны, которые мы сами привечаем в своих кинотеатрах, — а именно США и Франция. Поэтому Россия остаётся только для русского зрителя, но даже здесь не всё так гладко. Точней, совсем всё печально…
«Для русских фильмов не остаётся места в репертуаре прокатчиков по той причине, что
Зритель не хочет смотреть
Порядок цифр
Для того чтобы стать киноинвестором – тебе нужно иметь деньги. Наличие желания и мозгов не упоминаются, как самоочевидные дополнения к финансам.
«На инвестора не учат в ВУЗах. Зарабатывание денег на кино –
Бюджеты на прокате
Прокатный (полный) метр – тот фильм, который показывают в кинотеатрах.
В русском кинотеатре у тебя три пути:
1 — вложиться в крупную постановку, вроде «Вий», — вместе с другими инвесторами. Бюджет проекта исчисляется десятками миллионов долларов, режиссёр обещает мировые рынки сбыта, в проекте задействованы серьёзные люди… Сумма твоих вложений тебе доступна в том случае, если ты осваиватель госбюджета уровня Миллера, или частное лицо уровня Довганя.
«Можешь и полностью профинансировать
крупное кино. Однако…
ТВ и Интернет
На ТВ тебе, начинающему инвестору, — не попасть по той простой причине, что ты здесь не нужен. Суть в том, что финансирование всего контента, что показывает телевизор – осуществляет сам телевизор. ТВ—канал – это всегда заказчик, который и платит подрядчикам – студиям, что по его заказу производят продукт.
«Сам канал ничего не производит, а только показывает.
И суммой покупки сериала».
— Канал показывает сериал, прежде набив его рекламой. Разница между суммой покупки сериала и рекламными суммами – и есть прибыль канала.
«Зачастую в рамках каналов создаются свои киностудии. Например, на ТНТ «Камеди клаб Продакшн», но 80% контента
Рис. 10. После интервью ТВ—каналу. Андрей Ангелов, Дм. Величко, журналисты (слева направо).
* * *
Интернет как площадка для заработка киноденег – практически нулевая на данный момент. Если Интернет в чистом виде, без кинотеатров и ТВ! Поэтому для молодого инвестора жечь бабло на Интернет—кино нет смысла. А если смысл всё же есть – то период отдачи денег очень долгий, а главное – с туманной перспективой.
«Есть вариант профинансировать шоу в Интернете, зачастую ценой пару баксов. Или
Куда вложить деньги
Лучше всего отдать твои деньги Андрею Ангелову, чтобы он снял то, что он хочет:). На самом деле, у почти каждого режиссёра есть «свой проект», который ему духовно дорог, и ради съёмок которого режиссёр и творит всё остальное.
«У каждого инвестора есть своя идея, которую
Пусть почти любую».
* * *
Когда я работал с московским миллионером Дм. Величко – то написал по его заказу полный метр, по его идее. Параллельно по этой же идее был написан другой сценарий, другими сценаристами. Два совершенно разных сценария, но идея одна! Более того, и жанр один, но сценарии разнятся как день и ночь!
(Некий олигарх бросает Бизнес ради Музыки, — ключевое в идее).
«Миллионер увлёкся сценарием Андрея Ангелова, он ему оказался
Игровое кино
Русские прокатчики считают, что русский фильм должен быть сориентирован на то, что знакомо и понятно русскому зрителю. И таких вещей 8:
1 — патриотизм. Не совсем коммерческое направление, но в угоду государству, в лице михалковщины, — прокатчики берут на реализацию патриотические картины, в основном, военного толка. Тебе это не надо, если (конечно) ты не собираешься снять свой «В августе 44—го…», — лучший фильм о войне в постсоветской России.
«Как правило, патриотизм в кино создаётся на деньги казны, — главным образом
Для «освоения» средств».
2 — пьянство. То, что пьянство на экране хит – блестяще доказал режиссёр А. Рогожкин, своим фильмом «Особенности национальной охоты». Доказательство закрепили ещё 2 его фильма: «Особенностей национальной рыбалки» и «Операция «С новым годом». Ну, а к/к «Горько», собравшая в прокате почти в 20 раз больше своего бюджета – возвела теорему в разряд аксиом.
«Пьянство строго комедийного толка. Если оно
И верность государю».
6 — римейки известных фильмов, в первую очередь советских.
Римейк – это фильм, снятый по мотивам другого фильма (более старого). Как правило, с теми же самыми персонажами, которых играют другие актёры, с аналогичной фабулой и сюжетными коллизиями.
«Римейками балуется весь мир. Например,
у «Кинг—Конга» есть 3 экранизации:
Гг.».
В России уже пересняли «Иронию судьбы», «Джентльмены удачи» и «Кавказскую пленницу». Первые 2 фильма собрали в прокате, а третий фильм — зрители толком даже не заметили. Просто «Иронию…» и «Джентльменов…» снимали Эрнст и его любимчик Бекмамбетов, а «…Пленницу» – Максим Воронков. Наглядное доказательство того, что маркетинговая компания фильма — зачастую важнее самого фильма.
«Римейки обычно хуже оригинала. Так вообще
И снимаешь «Бой с тенью».
8 — продукт на основе нашумевшего сериала, где узнаваемые зрителями актёры с их узнаваемыми ипостасями. Рисковый проект по отношению к перечисленным выше формациям! Зритель, наблюдающий героев по ТВ – в кинотеатр может и не пойти.
«Все кинотеатры заканчиваются пределами
И отчасти НТВ — не в счёт».
* * *
В целом, как видим, русский прокатчик всё же всеяден и толерантен по отношению к русскому фильму. К тому же, часть оных выходит в ограниченный прокат (вне киносетей) или покупается телевидением даже без проката. Однако…
…наиболее понятным, безопасным и потенциально выгодным для русского инвестора проектом будет всё же – КОМЕДИЯ. Всё другое в рамках комедии – это нюансы, немаловажные, но нюансы, которые лучше инвестору обсудить с творцом – тем человеком, который и будет техническо—творчески делать комедию.
Рис. 12. Буклет с синопсисом кинокомедии от Андрея Ангелова. «Возбудитель».
Авторское кино
Авторское кино (артхаус) – в отличие от предыдущего раздела не является жанровым. Каждый авторский проект – это фильм—событие, имеющий шансы оставить след в истории кино.
Такой фильм в России убыточен априори, да и в мире не особо популярен. Как правило, ты вкладываешь деньги в артхаус не в надежде на прибыль, а ради искусства, чтобы оно жило на земле!
«Крёстный отец» и «Однажды в Америке» — это
Рис. 13. Съёмки авторского фильма. На фото Андрей и Ирина Ангеловы – режиссёр и продюсер.
Мультфильм
Как и игровое кино, — мультфильм бывает полнометражным и короткометражным. В первом случае – это полноценная 80—минутная история, во втором случае — сериал. В мультфильмы тоже имеет смысл вкладывать инвестиционные деньги, в первую очередь, в раскрученные проекты.
«Вложить деньги всегда легко, даже в те проекты,
Чем бюджеты игрового кино».
У мультов в принципе одна целевая аудитория: дети и их родители. Впрочем, бездетным взрослым современные мультики тоже интересны, просто они их не смотрят, не подозревая об их существовании...
«Нет больше формата «Детский мульт», как в СССР, — а есть формат «Семейное кино», ограниченный Законом № 436, который градирует фильмы по возрастным категориям: +0, +12, +18 и тд».
Трилогия о богатырях – удачно реализованный проект продюсера Сельянова. Анимация. Ты можешь последовать примеру Сергея Михайловича. Надо найти хорошую идею, что подпадает под формат «Семейное кино», вложить в эту идею порядка 50 миллионов рублей, и получить полнометражный анимационный фильм.
«Лучше всё же обратиться к Сельянову, на предмет
Рис. 14. Замечательный кинопродюсер Сергей Михайлович Сельянов.
Короткометражные мультики – это несколько сериалов, удачно реализованных разными студиями. «Маша и медведь», «Фиксики», «Лунтик», «Смешарики», «Барбоскины», «Белка и Стрелка»… 70% мультов – 3D—графика. И если полнометражные мульты прокатывают в кинотеатрах, то мультсериалы – это прерогатива ТВ и Интернета.
«Более выгодно для тебя вложить деньги в один
Документальный фильм
Документальное кино – это то кино, которое повествует о реальных событиях, используя в описаниях реальные факты, фотографии, видео… Жанр: Non/fiction.
Пользуется стабильным зрительским успехом у возрастной категории 30+.
На Западе многие документальные ленты прокатывают по кинотеатрам, собирая закономерные прибыли. В России такой прокат – это мечта инвестора, да возможно и прокатчика, что тоже человек, но не всегда может соединять свои желания и возможности.
«В России доки производят по заказу ТВ,
И там же и показывают».
В нашей стране не прокатывают докфильмы, потому что:
— западная документалка русским не интересна, — у них свои темы, которые от нас далеки. Скажем, тайна гибели Тутанхамона абсолютно фиолетова даже самым лояльным поклонникам нон—фикшна. А убийство Кеннеди ещё того более. Эти темы можно посмотреть по ТВ, в охотку и бесплатно.
«Гибель Тутанхамона в формате игрового кино, с кучей спецэффектов, с известными актёрами, — принесёт на порядок больше денег, чем нон—фикшн».
— русской документалке далеко до голливудской примерно также, как если сравнить игровые фильмы России и США. А темы у нас те же самые, с поправкой на наши нюансы.
«Никто не желает ломать налаженные коммерческие схемы – ради невнятной перспективы».
* * *
Если ты желаешь произвести свой док, то нужно:
— найти тему, которую либо ещё не освещали, либо мало освещали, либо освещали не так.
— затем находится автор—режиссёр, лучше взять «на подработку» журналиста, известного своими ТВ—раследованиями. Он поможет пристроить фильм на ТВ—канал.
— срок изготовления фильма – от 2—х месяцев до 1 года. Зависит от того, желаешь ты халтуру или качество. Соответственно, от сроков производства танцует и бюджет.
«Док можно сделать и за неделю. И хорошего качества. Чаще всего, такой фильм по заказу
Рис. 15. Снимаем документальный фильм. Режиссёр Андрей Ангелов в центре.
Короткий игровой метр
Это кино, длительностью менее 60 минут. 60—ая минута – это уже считается полный метр. Перед инвестором 2 пути:
— снять дорогую короткометражку.
— снять дешёвую короткометражку.
Также можно снять хороший и плохой короткий метр, — причем, безотносительно бюджета. Жанр: любой.
«Обычно короткометражки снимают режиссёры, на свои скудные средства, — чисто для
Рис. 16. Съёмки короткометражки. В кадре палец режиссёра Ангелова.
Детское кино
Это то кино, где главные роли играют дети.
Таких фильмов постсоветская Россия родила всего—то несколько штук. «В плену времени», «Азирис Нуна», «Полосатое счастье», «Хоттабыч», «Сыщик с плохим характером», «Частное пионерское»… Прокатчики не берут такое кино на реализацию! А если берут, то с большой неохотой, и наглядное доказательство тому фильм С. Безрукова «Реальная сказка», который катался по кинотеатрам лишь неделю, и вовсе не в прайм—тайм. Несмотря на то, что С. Безруков.
«Можешь снять детский фильм, и подарить его своему ребёнку на день рождения».
Как правило, даже медийные актёры не против играть в детских фильмах по очень заниженным ставкам или даже совсем бесплатно. Если, конечно, наскребают для сего время.
«Ералаш» — тоже детское игровое кино, которое существует и поныне благодаря Б. Грачевскому, который изыскивает деньги на киножурнал».
ТВ тоже вряд ли возьмёт твой фильм о детях, если это полный метр. Если, конечно, ты не инвестор «Один дома». Но вот если это сериал вроде «Универа» или «Школы», — то дети форэва! Правда, «Универ» и «Школу» назвать детскими фильмами язык не поворачивается.
Табу для инвестора
Кино – это вид искусства, не имеющий табу априори. Однако, кино и кинобизнес – разные вещи, хоть и кровно связанные.
«Никакое искусство не имеет
Запретительных границ».
В производстве кино есть несколько табу, а именно:
— съёмка всего того, что запрещено законодательством Рээфии. На самом деле, прежде чем выполнять директивы законодательства – надо запретить само законодательство, а самих законодателей сослать в собачье тело. Всем их Цирком образца 2011—2016 гг.! Но, как помним, ты инвестор и подобные человеческие устремления тебе чужды!
«На каждом проекте есть юрист, который знает законодательство. Обычно юрист – это специалист
Русского производства».
Все исключения – не влияют на общую картину предпочтений магазинов фильмов. Исключения мы имеем в виду, но равняемся на ситуацию в целом.
Рис. 17. Помреж Ю. Ермаков, актриса Вика Боня, режиссёр А. Ангелов (слева направо).
Кинобизнес, которого нет
Бизнес – это то занятие, которое приносит деньги. Соответственно, кинобизнес – это бизнес на кино.
В России нет кинобизнеса, как отрасли, которая живёт, развивается и так далее. А есть отдельные кинопроекты, со стороны отдельно взятых режиссёров и продюсеров. На отрасль в целом – данная песочница не влияет. Как кинобизнеса нет, так его и нет.
«Надежда — та субстанция, которая заставляет нас жить. Без неё человечество деградировало бы».
Итак, обозначим основные причины отсутствия кинобизнеса в Рээфии. Конкретно тебе это вряд ли пригодится, если (конечно) ты не желаешь стать министром культуры. Но для «общего развития» информация очень даже полезна!
«Если тебе жмут ботинки – это не значит,
Что надо менять ноги».
Причины (не по значению, а в произвольном порядке):
1. Кино – это выгодный и безопасный способ «освоить средства», чаще всего государственные. На собственно производство фильма всем плевать. Делают убогое кинцо, чисто для отписки.
«Иногда освояемые деньги попадают в правильные руки. И снимается шедевр, у которого (чаще всего)
Нет прокатной судьбы».
2. Засилье голливудщины. Фильмы от американских коламбий закупаются пакетами, здесь долговременные лимитные договоренности между русскими дистрибьюторами и лос—анджелесскими производителями. Много маститых киношников, — не чета нам с тобой, — сломали мозг на том, как бы исправить сию ситуацию. Однако пока… ну—ты—понял.
«Проблема не в нашествии Голливуда, а в отсутствии ему достойных конкурентов».
Прокатчик знает, что «Властелин колец» принесёт ему прибыль 1000%. Насчёт всего остального контента он просто не уверен. Риск миллионами долларов – это уже не риск, а хождение по краю финансовой могилы.
«Поздно зачастую наступает слишком рано…».
Малого бизнеса».
Рис. 18. Вот что даёт Яндекс по запросу «хороним кинобизнес». Фото №1 – фотожаба, а фото №2 – Тимур Бекмамбетов. Фото №3—4 не вошли в скриншот, и там русский фестиваль и министр культуры Мединский.
II. STAND UP
Как увидеть кинобизнес
Или переформулируя:
— Как вырвать тебя как инвестора, из твоего мира? Вместе с твоими деньгами. Сам понимаешь, задача совсем не простая… У тебя своя «устаканенная» жизнь, свои помощники и свои цифры. А также парочка любовниц, которых так привычно драть на рабочем столе… И менять свою Алёну на кинобабу, которую надо трахать на подставке от камеры – грустно…
«Иногда приходит время, когда надо всё менять
в своей жизни. Это очень страшно. Самое сложное – поверить в себя, ведь в Бога или в Интернет верить проще и привычней… Важно сделать первый шаг...».
Как правило, мужчина, если ему наскучила одна женщина – ищет другую. Ведь женщина имеет свойство надоедать. Любой бизнес – это некий аналог той самой женщины. Именно поэтому появились бизнес—ангелы, процветает Дональд Трамп и ему подобная тиньковщина. Билл Гейтс – верный муж, и не в счёт. : )
«Скука – это мощный инструмент движения
Нашего милого мира вперёд».
Зачастую в тебе проявляются и творческие наклонности. Неожиданно ты понимаешь, что умеешь петь, или ты – как оказалось – недурственный драматург. Либо не понимаешь, но страстно желаешь!
«Иногда твой талант – это твоё личное мнение,
Рис. 19. Бонусы кинобизнеса. Фотопробы блондинок, режиссёр Андрей Ангелов.
С чего начать фильм
Если у сценариста и режиссёра кино начинается с идеи, то у инвестора кино начинается со сценариста и режиссёра. Желательно, чтобы обе ипостаси соединял собой один человек – он же и сценарист, он же и режиссёр.
Инвестиционные кинофонды – это не для тебя, они за день не складываются. Исходим из того, что у тебя есть несколько лишних миллионов рублей, которые ты мог бы вложить в кино.
«Лучше иметь несколько десятков миллионов рублей. Но если их нет – исходим из того, что есть».
Итак, вот несколько ключевых моментов, которые идут в хронологическом порядке, друг за другом. Перестановка сих этапов местами – опасна и никчемна для тебя. Есть три «надо», а именно:
1. – Надо посчитать, сколько денег ты можешь потратить на кино. Считаем на собственно производство, игнорируя маркетинг фильма, который зачастую равняется бюджету фильма. Или даже намного выше бюджета!
«Ведьму из Блэр» сняли за $15 тысяч, а на пиар
фильма потратили $15 миллионов».
Маркетинг и копии – это забота дистрибьюторов, если они увидят фильм перспективным. Прокатчики либо сами вложатся в рекламу, либо чисто своим положительным решением – помогут тебе изыскать доп. средства.
«Чтобы спасти дерево – не обязательно
Убивать бобра».
2. – Надо найти гениального творца, желательно с опытом в кино. Как правило, гении на дороге не валяются, также как и инвесторы, — поэтому данный пункт наиболее сложный и самый трудно реализуемый – относительно всех других этапов.
«Очень важно, чтобы гений тянул с тебя деньги на хлеб, не претендуя на масло! По крайней мере, до начала
Рис. 20. Гениальность тут вскрыта и препраирована.
— Где обитают творческие гении?
— Где угодно. Вполне, что это твой сосед по лестничной площадке или официант из кафе, подавший вчера тебе пончики. Сходи в дом Кино, поспрашивай знакомых, присмотрись к своим друзьям и просто знакомым… Иногда может повезти и в говнонетах…
«Если найти гения не судьба – то найми обычного творца. Правда, сэкономить на масле
Уже не получится».
3. – Надо создать кинокомпанию, как юридическое лицо. Актуально уже после написания сценария. Компания создаётся:
— либо на имя инвестора.
— либо на имя инвестора и творца (соучредители).
— либо ставится номинальный директор.
В конечном итоге, статус гендиректора зависит от сумм и периодичностей вкладываемых средств, и целей кинокомпании в перспективе.