Основные направления работы по развитии мелкой моторики и формирование графомоторных навыков у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
При разработке коррекционной работы можно опираться на работы Жуковой Л.С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т.Б., Кузьминой Н.И., Боряковой Н.Ю., Кольцовой М.М. Можно выделить два направления работы.
Для развития движений руки детей с задержкой психического развития использовались как традиционные для детских садов формы работы на учебных занятиях продуктивными видами деятельности, математикой (на этих занятиях в усложняющейся последовательности с детьми проводились упражнения по обведению контуров геометрических фигур, зарисовка их в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков и т.д.), так и специальная система занятий. Эта система занятий включала в себя два направления работы: развитие движений пальцев руки ребенка в процессе освоения рисовальных движений и подготовку руки непосредственно к школьному письму через систему специальных упражнений.
Первое направление. Основная педагогическая задача начального этапа – подготовка руки ребенка к быстрым, точным, энергичным, сильным движениям. Она решалась через систему специальных коротких занятий и упражнений, проводимых как с целой группой детей, так и индивидуально: физкультминутки перед занятиями на развитие быстроты движения руки, отдельных пальцев по словесному сигналу взрослого; упражнения на развитие точности движений – типа «Подари нам радугу» (ребенок должен нарисовать такую же красочную радугу, как на образце), «Осенний калейдоскоп» (нужно раскрасить осенние листья, небо, землю) и т.п.; упражнения на выкладывание фигур из деталей и целых форм по образцу и словесной инструкции взрослого при ограничении времени.
На следующем этапе работы учили детей штриховке простым и цветным карандашом. Это были: а) штриховка готовых «заготовок» (листки с изображением предметов, геометрических форм), причем сначала наиболее легкой для штриховки формы – прямоугольной, затем более трудной – круглой, овальной, наконец, работа с книжкой раскраской, в которой качество штриховки определяет качество передачи самого предмета - его цвета, формы; б) то же штриховка, но с целью обработки силы нажима пальцев на карандаш.
Третий этап работы включал в себя серию упражнений на формирование у детей графомоторных навыков рисованию предметов в динамике. Эти упражнения организовывались в занимательной для детей форме, каждое имея свое название: «Дует ветер», «Раскрасим книжку», «Нарисуем, как Ох и Ах ходили в поход» и др. Постепенно включали детей в рисования по ходу чтения им небольших хорошо понятных произведений или рассказов-инсценировок: «Собери цветы по лугу», «Кто хвост потерял?». Все занятия и упражнения направлены не только на развитие руки ребенка, но и на формирование у него внимательности, уточнение знаний о животных, растениях.
Второе направление. Его цель – подготовка руки ребенка собственно к письму в школе. Работа проводилась после ознакомления детей с тетрадью в одну линейку по следующим основным темам: рисование простым карандашом горизонтальных линий (по линейке, под линейкой, между линейками); рисование вертикальных линий (палочек с наклоном, без наклона); рисование предметов с помощью других линий (лесенок, елочек и др.); контурное рисование предметов с помощью прямых и овальных линий, штриховка контуров фруктов, ягод; рисование орнамента с помощью волнистых линий; рисование цельной ломаной линии, цельной дугоподобной линии с петлями, орнамента из двойных петель.
Одновременно детям предлагались стихи, которые сопровождались различными движениями пальцев. Мы наблюдали, что у большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижны, движения неточные, темп замедлен. Было замечено, что хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки:
Сорока - белобока,
Кашку варила,
Деток кормила
Этому дала… 5р
А этому не дала
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши – не варил –
Тебе нет ничего!
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный. Большой палец не загибается.
Предлагалось детям сгибать и разгибать в кулачок пальчики как левой руки, так и правой руки:
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
В начале это упражнение вызывало некоторые трудности, но мы помогали детям удержать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Для тренировки пальцев использовались упражнения и без речевого сопровождения. Детям объяснялось выполнение того или иного задания, а взрослый на себе все демонстрировал:
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Пальчики здороваются » - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
Когда детьми были освоено свободное выполнение фигурок, упражнения усложнялись: разыгрывались небольшие сценки, которые сопровождались построением фигур из кисти и пальцев рук.
С детьми мы проводили физкультминутки. Цель которых: переключение на другой вид деятельности, повышение работоспособности, снятие нагрузки. Длительность физкультминутки 2-3 минуты, в середине занятия. Дети стоят около стульчиков и вместе со взрослым проговаривают стихотворный текст, сопровождая его определенными движениями. Предлагались такие тексты, чтоб в одной физкультминутке содержалось большое количество разных пальцевых движений. Проговаривание стихов одновременно с движениями дает преимущество для детей. Их речь делалась более громкой, четкой, эмоциональной.
Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, мы проводили не поднимая детей со своих стульчиков. Такие упражнения полезно сочетать с традиционными физкультминутками, чтобы обеспечить двигательную активность.
Такая игровая деятельность вызывала интерес и эмоциональный настрой, что позволяло предельно мобилизовать внимание на занятиях.
ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ
Упражнения строятся по следующему принципу: задается условный сигнал (хлопок, свисток, колокольчик и т.д.) и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях важно поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания. Например: «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный (и т.д.)?»
169. «Стоп-упражнения». Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока психолог не предложит ему продолжить. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри —отомри» и др.
170. «Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.
Крайне важны упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Детям даются два-три условных сигнала, на которые они, быстро переключаясь, должны ответить соответствующим действием.
171. «Условный сигнал». Выполняя какое-либо действие (двигаясь, рисуя, участвуя в беседе и т.д.) и услышав условный сигнал, дети должны (на каждом занятии выбирается что-то одно): посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате (классе), встать и пробежать по кругу, проговорить скороговорку и т.д.
172. «Четыре стихии». Дети сидят (стоят) в кругу. Психолог договаривается с ними, что, если он скажет слово земля,все должны опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например трава; изобразить змею). Если сказано слово вода,надо вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать водопад и т. п.); при слове воздух — поднять руки вверх (встать на носочки; изобразить полет птицы; сказать солнце); при слове огонь — произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер; сказать саламандра и т.п.).
173. Даются один условный сигнал и два положения (стоя и сидя), два действия (перекрестные и односторонние движения) или два упражнения («кошка» и «кобра»; называние четных и нечетных чисел; существительных и глаголов и т.п.). Каждый раз, услышав сигнал, ребенок должен, не останавливаясь, переключаться с первого упражнения (положения, действия) на второе, затем по следующему сигналу — со второго на первое и т.д.
174. «Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок~ч психолога им надо присесть на корточки (или произнести звезда),на два — сделать «ласточку» (или произнести гроздь),на три — встать с поднятыми вверх -прямыми руками (или произнести крендель).
175. «Условные сигналы». Перед занятием психолог дает условные сигналы: :Д если сделан один хлопок — надо посмотреть вверх, вниз (направо, налево, выполнить «качалку»); два хлопка — прислушаться к звукам вне комнаты (за окном, этажом выше, выполнить перекрестный шаг); три хлопка — закрытая глаза и почувствовать свое состояние (произнести скороговорку: «Карл у Клары украл кораллы» и т.п.). Услышав условный сигнал, ребенок выполняет соответствующее задание в течение 10—15 с.
176. «Канон». Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый хлопок или любой из условных сигналов, первый ребенок поднимает вверх (влево, вправо) правую руку, услышав второй сигнал, руку поднимает стоящий за ним и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, они начинают в прямом или обратном порядке (это оговаривается заранее) поднимать левую руку и т.д.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
1. «Повтори позу». Ребенок повторяет за психологом позу (затем несколько поз), в создании которой участвует все тело.
2. «Хасты». Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20 — 30 с (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день (5 — 7 мин). Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рис. 2.
Рис.2
3. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела, а затем проделать то же с 2 — 3 точками.
После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок. Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого упражнения в работу включались все части тела, в том числе лицо, пальцы рук и ног, спина и т.д.
4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.
5. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти.
При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно написание букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.
6. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом — одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.
7. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино. Но: игральные «кости» особые, например: справа — наждачная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бумага, слева — мех; справа — ребристая поверхность «в клеточку», слева — гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; произвольно, только правой, левой рукой.
Усложнение задания: фактура поверхностей должна отличаться незначительно. Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком.
8. «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длины (2 — 7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на однородные кучки.
9. «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен .на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешочке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.
Усложнение игры: после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других предметов во втором мешочке сначала той же, а потом другой рукой.
10. «Доски Сегена». Известно, что существует несколько вариантов досок Сегена. Использование их в том варианте, который был описан в части (глава 1, § 2), приводит к хорошему коррекционному эффекту.
11. «Ощупывание фигурок, букв и цифр, различных по форме и размеру». Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и маленькие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги. Попросите ребенка:
• на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других фигурок этой же, затем другой рукой. Затем смените руки;
• с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных;
• одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.
12. «Распознай буквы — получишь слово». Из объемной азбуки составьте слово (из 3 — 4 букв) и предложите ребенку, последовательно ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант, когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, назвать и запомнить, а затем составить из них слово.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС
13. «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения: целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали), начетыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации.
14. «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагается картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фрагмент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую часть.
15. «Чего здесь не хватает?». Внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти и исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему показывают правильное изображение предмета и проводят сравнение.
16. «Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.
17. «Загадочные рисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке предметы (рис. 3).
Рис.3
18. «Что здесь изображено?». Узнавание «зашумленных»(наложенных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур; различных предметов, букв, цифр, одинаковых и различных по величине, форме и цвету. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.
19. «Что перепутал художник?». В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. ребенок должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.
20. «Фигура и фон». Нарисуйте или подберите стимульный материал, где основу составляет фон (более или менее часто расставленные точки или значки любой конфигурации; различные пересекающиеся линии, переплетающиеся листья и т.п.). Ребенку предлагается различить на таком фоне фигуры, т.е. найти, показать и назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения (предметы, буквы, цифры и т.д.).
Наиболее трудный вариант этого задания дан на рис. 4.
Рис.4
21. «Лабиринт». Ребенку предлагаются разного рода «лабиринты» в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, коридорчиков. К каждой картинке дается соответствующее задание («У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.). Примеры таких заданий легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.
Задание целесообразно выполнять следующим образом: сначала сконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т.п.), специальных геометрических форм и предложить ребенку пройти по нему. Потом, на бумаге — дать задание ребенку провести по лабиринту пальцем, затем — карандашом, и лишь потом проследить путь исключительно глазами.
22. «Найди все предметы». Дайте ребенку бланк, на котором вразброс нарисовано большое количество различных простых предметов, геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычеркнуть все изображения одного вида.
23. «Тест Виткина». Надо найти в нижних фигурах одну из «спрятанных» в них эталонных (изображенных вверху) (рис. 5).
24. «Найди букву». Предложите ребенку рисунок с буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повернутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.
25. «Допиши букву». Покажите ребенку недорисованную (в различных вариантах) букву (цифру, слово). Попросите его определить, что за буква (слово) j не дорисована, и дописать ее.
26. «На что похожа буква?». Спросите, на что похожа та или иная буква. Попросите дорисовать ее до этого предмета.
В другом варианте ребенок сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же — с цифрами.
27. «Письмо в воздухе». Психолог рисует в воздухе перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые он должен опознать и назвать.
Рис. 5
Рис. 6