Игра «Найди «лишний» предмет».

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображен­ные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» кар­тинку и объяснить, почему она «лишняя».

«Объясните, чем отличаются предметы» (с использованием картинок).

Примерные пары: чашка и стакан; яблоко и груша; по­мидор и яблоко; тарелка и миска; кофта и свитер; стул и кресло; грузовик и легковая машина; самолет и птица.

Назвать одним словом серию картинок.

После воспроизведения обобщающего слова предлагает­ся назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.

«Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних жи­вотных»:

— лиса, волк, собака, заяц;

— лошадь, теленок, лось, медведь;

— белка, кошка, петух;

— сарай, корова, коза, овца.

«Послушайте слова. Какие из них обо­значают транспорт?»:

— грузовик, метро, самолет, скамейки;

— автобус, дорога, вертолет, машина;

— поезд, дом, пароход, магазин;

— трамвай, водитель, троллейбус.

«Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды):

— белка-дупло, собака —...;

— дом-крыша, книга—…;

— человек-ребенок, собака — ...;

— птица-гнездо, человек — ...;

— пальто-пуговица, ботинок —… .

Слова для справок: конура, обложка, щенок, дом, шнурок.

Игра «Назови части».

Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представ­лению.

Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: кот — тело; голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик —…, дом - ... , дерево —..., человек —... .

«Отгадай предмет по названию его частей».

— кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

— ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);

— дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

— подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом);

— крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);

— глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо);

— пол, стены, потолок (комната);

— подоконник, рама, стекло (окно).

«Объясните, что общее у предметов».

У двух предметов:

— огурец, помидор (овощи);

— ромашка, роза (цветы);

— кошка, собака (домашние животные).

У трех предметов:

— мяч, солнце, шар (круглые);

— тарелка, блюдце, чашка (посуда);

— лист, трава, крокодил (зеленые).

Отгадывание обобщающего слова по фун­кциональным признакам, по ситуации, в которой чаще все­го находится предмет, называемый этим словом.

Например:

— Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

— Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

— Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.

Отгадать название предмета по описанию его признаков.

Например: «Что это?»

Овощ, круглый, красный, вкусный.

— Это овощ, круглый...

— Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.

— Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.

— Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов.

Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную. Например:

— маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки;

— хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;

— зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам;

— он большой, серый и злой.

Закончить предложение и назвать сло­ва-«неприятели»:

— слон большой, а комар...;

— камень тяжелый, а пушинка...;

— зимой погода холодная, а летом...;

— сахар сладкий, а горчица,..;

— дерево высокое, а куст...;

— суп горячий, а компот...;

— молоко жидкое, а сметана...;

— река широкая, а ручеек...;

— днем светло, а ночью...;

— заяц скачет быстро, а черепаха ползает...;

— продавец продает, а покупатель ...;

— воспитатель спрашивает, а дети...;

— утром дети приходят в детский сад, а вечером...;

— сначала гостей встречают, а потом...;

— вечером ложатся в кровать, а утром....

Подберите соответствующие картинки к следующим словам:

— лохматый, косолапый...;

— голодный, серый, злой...;

— маленькая, быстрая, проворная...;

— хищный, сильный, полосатый...;

— яркое, теплое...;

— серый, колючий... .

К данным словам придумать слова-«неприятели» («скажи наоборот»):

день —...; войти —...; большой —...;

утро—...; говорить—...; белый—...;

друг—...; взял—...; высокий—...;

грязь—...; ложиться—...; здоровый —...;

жара—...; одеваться—...; новый—...;

мир—...; опускать—...; молодой— .„;

смеяться —,„; толстый —...;

закрывать —...; широкий—...;

включать —...; сухой —...;

Игра «Сравни наоборот».

Используются слова: больше — меньше, тяжелее — лег­че, выше — ниже, быстрее — медленнее и другие.

Грузовик и такси. Что чего больше? Слон и медведь. Кто тяжелее?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Заяц и черепаха. Кто бега­ет быстрее?

Наши рекомендации