Игра «Найди «лишний» предмет».
Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя».
«Объясните, чем отличаются предметы» (с использованием картинок).
Примерные пары: чашка и стакан; яблоко и груша; помидор и яблоко; тарелка и миска; кофта и свитер; стул и кресло; грузовик и легковая машина; самолет и птица.
Назвать одним словом серию картинок.
После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.
«Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных»:
— лиса, волк, собака, заяц;
— лошадь, теленок, лось, медведь;
— белка, кошка, петух;
— сарай, корова, коза, овца.
«Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?»:
— грузовик, метро, самолет, скамейки;
— автобус, дорога, вертолет, машина;
— поезд, дом, пароход, магазин;
— трамвай, водитель, троллейбус.
«Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды):
— белка-дупло, собака —...;
— дом-крыша, книга—…;
— человек-ребенок, собака — ...;
— птица-гнездо, человек — ...;
— пальто-пуговица, ботинок —… .
Слова для справок: конура, обложка, щенок, дом, шнурок.
Игра «Назови части».
Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представлению.
Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
Например: кот — тело; голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Грузовик —…, дом - ... , дерево —..., человек —... .
«Отгадай предмет по названию его частей».
— кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
— ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);
— дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
— подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом);
— крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
— глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо);
— пол, стены, потолок (комната);
— подоконник, рама, стекло (окно).
«Объясните, что общее у предметов».
У двух предметов:
— огурец, помидор (овощи);
— ромашка, роза (цветы);
— кошка, собака (домашние животные).
У трех предметов:
— мяч, солнце, шар (круглые);
— тарелка, блюдце, чашка (посуда);
— лист, трава, крокодил (зеленые).
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
— Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
— Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
— Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.
Отгадать название предмета по описанию его признаков.
Например: «Что это?»
Овощ, круглый, красный, вкусный.
— Это овощ, круглый...
— Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.
— Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.
— Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.
Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов.
Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную. Например:
— маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки;
— хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;
— зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам;
— он большой, серый и злой.
Закончить предложение и назвать слова-«неприятели»:
— слон большой, а комар...;
— камень тяжелый, а пушинка...;
— зимой погода холодная, а летом...;
— сахар сладкий, а горчица,..;
— дерево высокое, а куст...;
— суп горячий, а компот...;
— молоко жидкое, а сметана...;
— река широкая, а ручеек...;
— днем светло, а ночью...;
— заяц скачет быстро, а черепаха ползает...;
— продавец продает, а покупатель ...;
— воспитатель спрашивает, а дети...;
— утром дети приходят в детский сад, а вечером...;
— сначала гостей встречают, а потом...;
— вечером ложатся в кровать, а утром....
Подберите соответствующие картинки к следующим словам:
— лохматый, косолапый...;
— голодный, серый, злой...;
— маленькая, быстрая, проворная...;
— хищный, сильный, полосатый...;
— яркое, теплое...;
— серый, колючий... .
К данным словам придумать слова-«неприятели» («скажи наоборот»):
день —...; войти —...; большой —...;
утро—...; говорить—...; белый—...;
друг—...; взял—...; высокий—...;
грязь—...; ложиться—...; здоровый —...;
жара—...; одеваться—...; новый—...;
мир—...; опускать—...; молодой— .„;
смеяться —,„; толстый —...;
закрывать —...; широкий—...;
включать —...; сухой —...;
Игра «Сравни наоборот».
Используются слова: больше — меньше, тяжелее — легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и другие.
Грузовик и такси. Что чего больше? Слон и медведь. Кто тяжелее?
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее?