Надписи на лицевой стороне щита иконы.
№ | место | надпись | размер | материал, инструмент |
1. | На изображении сильно утраченной колено преклоняющей фигуры Святого, на красном плаще, написано «Георгий» (фигура расположена рядом с изображаемым Преподобным Зосимом) | 1,5х3см | Чёрный цвет, предположительно, ручка |
Утраты позолоты до грунта в правой половине ковчега на изображении нимба, и на фоне. Потёртости позолоты есть на левом фоне ковчега, на изображении нимбов в левой половине ковчега и по всему краю нижней лузги. Сквозь потёртости просматривается полимент-цвет-охры красной.
Техника живописи
Смешанная техника, тонкослойное письмо.
На всех полях – по грунту - цировка с геометрическим орнаментом.
На изображении всех Святых, расположенных сверху (Св. Фаддей, Св.Иоанн, Св.Ап.Пётр, Св.Ап.Павел, Св.Андрей, Николай Чудотворец) и изображаемые Ангелы Господни – на их нимбах – цировка (чеканка) в виде изображаемых лучей, исходящие от головы. На изображении нимба Господа Вседержителя – цировка с орнаментом розетты и крестом с буквами «W», «O», «H». На изображении Богоматери, Иоанна Предтечи и колено предстоящих Святых Георгия, Преподобных Зосимы и Савватия и Великомученицы Параскевы – на их нимбах цировка с орнаментом розетты.
Цвета красочного слоя:
На изображении Св. Фаддея, Св. Андрей и Св. Николая Чудотворца - их гиматии -красного цвета с золотистыми разделками, моделирующие сияние одежд Святых. У изображаемого Николая Чудотворца – омофор - серого цвета с белильными разделками. Хитон - тёмно-синего цвета.
Изображаемые Св. Ап. Иоанн и Св. Ап. Павел – их одежды -гиматий-розового цвета с золотистыми разделками, хитон - тёмно-изумрудного цвета.
Изображаемый Св. Ап. Пётр - гиматий – тёмно - охристого цвета с золотистыми разделками, хитон - тёмно-синего цвета.
Одежды изображаемых Ангелов Господних - серые, с белильными разделками.
Изображение Богоматери-мафорий - вишнёго-коричневого цвета, с золотистыми разделками. Туника-тёмно-синего цвета с золотистыми разделками.
Изображение Господа Вседержителя - хитон-красного цвета с золотистыми разделками, гиматий - тёмно-синего цвета с золотистыми разделками.
Изображение Иоанна Предтечи – милоть - тёмно - охристого цвета, гиматий - зелёный с золотистыми разделками.
Изображаемый Св. Георгий (?),фигура с надписью сильно утрачено по центру). Плащ-красного цвета, латы – золотистые, с разделками тонкими черными линиями. Рубаха-тёмно - синего цвета.
Изображение ноги-белые с тёмно-серыми разделками и чёрной сапожкой (изображение второй ноги утрачена).
Изображение Пр. Зосима плащ-вишнего-коричневого цвета с темно-охристым хитоном, и зелёной епитрахилью.
Изображение Пр. Саватий-плащ-вишнёго-коричневого цвета с тёмно-охристым хитоном и епитрахилью темно-синего цвета.
Изображение Св. Параскевы-платье-красного цвета с золотистыми разделками и белым платом с синими линиями, моделирующие складки.
Изображение трона-позолота с черными разделками. Правая часть трона - сверху-вниз потёрта до грунта.
Все надписи-наименование иконы, надписи всех Святых Апостолов, Св. Николая Чудотворца являются записью, так как они прописаны по потёртостям позолоты. Надписи чёрного цвета, прописанные тонкими линиями.
Покрывной лак:
Пожелтевщий от времени лежит тонким, равномерным слоем по всей поверхности. Отставания, потёртости и утраты покровного лака соответствуют отставаниям, потёртостям и утратам красочного слоя.
Утраты лака до красочного слоя:
На изображении левого Ангела, на его правой руке, размером: (1х0,9см).
«1» Февраль 2017г.Студентка Дудаева З. IV курс
б) по данным лабораторных исследований:
п/п | цель и вид исследования | описание и результат исследования | место хранения, № и дата заключения | Исполнитель, должность, (Ф.И.О.) |
1. | Исследование в УФ-лучах. | В свете видимой УФ люминесценции наблюдается неравномерное свечение: на иконе лаковая пленка лежит неравномерным слоем. Видны сгустки лаковой пленки с поверхностными загрязнениями. Потертости лаковой пленки просматриваются на одеждах Святых, расположенных в верхнем ряду, на одеждах Прп.Савватия и Вмч.Параскевы, Прп.Зосимы. Частичные потёртости лаковой плёнки также наблюдаются на Мафории Богоматери, на хитоне Господа Вседержителя и милоти Иоанна Предтечи. | 6.02.2017 9.02.2017 | Дудаева З.В. студент IV курса кафедры «Живопись и реставрация» СПГХПА им. Штиглица |
2. | Исследование в отражённых ИК-лучах. | В результате исследования изменений в авторском рисунке не обнаружены | 13.02.2017 16.02.2017 | Дудаева З.В. студент IV курса кафедры «Живопись и реставрация» СПГХПА им. Штиглица |
3. | Исследование образцов, взятые с разных участков иконы. Для анализа использованы следующие методы исследования: А). Микроскопия в отраженном неполяризованном свете (увеличение 10-100); В). Микроскопия в проходящем поляризованном свете («Полам» увеличение-до 800); С). Микрохимия. Гистохимия. | В результате микрохимичеких исследований установлено: 1) Образец позолоты с левого поля, внизу: 1. Грунт кремового цвета. объемный – гипс. Связующее малое количесво животного клея и масла. Грунт гидрофильный. 2. «Золочение» выполнено поталью на масляный лак. 2) Образец с «позёма»: 1. Грунт кремового цвета. объемный – гипс. Связующее малое количество животного клея и масла. 2. Красочный слой – охристого цвета (после удаления лака становится розовым). Свинцовые белила и охра. Темпера. 3. Поверхностное покрытие спирторастворимый лак на основе мягкой терпеновой смолы.(возможно даммары или канифоли). 3) Образец с одежды Господа Вседержителя: 4. Поверхностное покрытие - масляный лак. 3.Линии нанесены твореным золотом. 2.Слой свинцовых белил и ультрамарина. Темпера. 1.Грунт кремового цвета. объемный – гипс. Связующее малое количество масла и животного клея. 4) Образец с рукава изображаемого Господа Вседержителя: 3.Поверхностное покрытие - масляный лак. 2. Красочный слой оранжево- красного цвета – свинцовый сурик, темпера, золочение выполнено поталью на масляный лак. 1.Грунт кремового цвета. объемный – гипс. Связующее - малое количество масла и животного клея. 5) Образец с одежд Ангела Господня: 4.Поверхностное покрытие – спиртораствормый лак. 3.Красочный слой голубого цвета – свинцовые белила и берлинская лазурь. Темпера. 2. Слой олифы лежит на остатках позолоты. 1.Грунт кремового цвета, объемный – гипс. Связующее - малое количество масла и животного клея. | 02.02.2017 | ХБИ ГРМ Саватеева Е.М |
в) общее заключение о состоянии памятника:
икона в аварийном состоянии - на всей поверхности иконы и по всему скосу лузги имеются вздутия, отставания грунта от основы. Многочисленные утраты грунта и красочного слоя. Имеются сдвинутые со своих мест подвижные фрагменты. Поверхность иконы находится под слоем пожелтевшего лака. Икона нуждается в проведении полного комплекса консервационных мероприятий.
«1» Февраль 2017г.Студентка Дудаева З.В. IV курс