На III этапе основного цикла дети должны
1. научиться:
• участвовать в совместной речевой деятельности с близким взрослым (добавлять последнее слово в строчке знакомого стихотворения или детской потешки, правильно заканчивать короткую фразу нужным по смыслу словом);
• активно включаться в ситуативную речь, которая понятна в ходе совместной игровой деятельности и в наиболее часто повторяющихся бытовых ситуациях с людьми, не являющимися постоянными партнерами в речевом общении;
• отвечать на вопросы взрослого с использованием наглядной опоры (предметной или сюжетной картинки) фразой из двух-трех слов;
2. усовершенствовать:
• свои произносительные навыки и некоторые элементарные способы воспроизведения слоговой структуры (двух-, трехсложные слова, односложные слова с закрытым слогом, наиболее часто употребляемые слова со стечением согласных, например выражающие уменьшительно-ласкательную форму слов);
• умение в ответах на вопрос взрослого о предмете (название этого предмета и его частей, его форма, размер, цвет и другие существенные признаки) использовать некоторые грамматические формы единственного и множественного числа в соответствующих падежах (прямом и косвенных);
3. постепенно осваивать:
— инициативную речь
• в виде элементарных побудительных (императивных) высказываний, обязательно включающих в свой состав глагол в нужной форме, обращенных сначала только к взрослому, а затем и к своим сверстникам;
• в виде простейших вопросов, или содержащих вопросительные слова (кто? что? где?), или образованных только с помощью интонации («Это вкусно?»);
• в виде простейших диалогов между собой во время игры;
— контекстную речь, лишенную зрительной опоры
• в беседе со взрослым, используя полученные ранее знания;
• при пересказе хорошо знакомых коротких рассказов и сказок своими словами или близко к тексту (сначала по вопросам взрослого, а затем самостоятельно);
• при знакомстве с приемом придумывания конца сказки, рассказа.
Необходимо более детально рассмотреть приемы освоения и активизации в речи детей слов, описывающих взаимодействие и взаимоотношения. Понимание слов этой группы и умение пользоваться ими достигается с помощью приемов, используемых при усвоении слов первой и третьей группы.
Нужно научить детей замечать и характеризовать с помощью доступных лексических средств состояние, настроение, особенности поведения окружающих людей. Важно продемонстрировать на занятии образцы поведения при наблюдении за трудом взрослых, рассматривании картин на эту тему, в играх-инсценировках и при проведении мероприятий по уборке помещений и территории детского учреждения и составить соответствующий словарь.
На III этапе целесообразно объединить сразу несколько методических приемов при проведении логопедической работы по развитию речи детей. Можно сочетать вопросы, задаваемые детям по картинкам, с проведением последующей дидактической игры с их использованием, как это сделано, например, на занятии «Собираем букет для мамы». При этом само занятие может включать и беседу с детьми о празднике 8 Марта, и показ фотографий мам с описанием их личностных характеристик (добрая, красивая, любимая), и выполнение действия (дарить) по отношению к любимому человеку.
Особое значение на III этапе придается работе над содержанием сюжетных картинок, в которой нужно по возможности сочетать рассказывание по картинке с показом действий, их инсценировкой с помощью детей. При подробном рассмотрении содержания рассказа обязательно нужно обращаться к повторному выполнению детьми этих действий, подготавливая их таким образом к овладению элементами драматизации. Необходимо создать на занятии такую ситуацию, чтобы ребенок самостоятельно смог исправить речевую ошибку взрослого и использовал бы при этом нужное слово или словосочетание в своем ответе.
Таким образом, на логопедическом занятии работа над формированием начального детского лексикона целенаправленно ведется с позиций деятельностного подхода с учетом ведущего вида деятельности и комплексных требований к развитию всех сторон речи.
Эффективность использования разработанной нами методики формирования начального детского лексикона значительно повышается за счет активного включения семьи ребенка в процесс направленного коррекционно-развивающего обучения.
Так, в ходе проведения первичного логопедического обследования детализируются и уточняются предоставленные родителями сведения о речевом развитии каждого ребенка (приблизительный объем пассивного и активного словарей, соотношение между ними; количество усвоенных лексических групп в активном словаре). Полученные результаты обследования необходимо сообщить семье ребенка. В дальнейшем на основе достигнутого к началу обучения уровня речевого развития ребенка происходит формирование у малыша полноценных навыков общения, которое осуществляется совместно с родителями в процессе направленного педагогического воздействия.
В начале обучения совместно с родителями акцентируется внимание на максимальной активизации и развитии уже имеющихся у ребенка вербальных и жестовых средств коммуникации. Например, если ребенок не умеет использовать указательный жест, заменяя его в общении с близкими на недифференцированный жест всей рукой в направлении искомого предмета и восклицательный возглас, необходимо специально привлечь внимание родителей к этой проблеме. Вместе с ними определяются и конкретные приемы выработки у ребенка указательного жеста, сопровождаемого соответствующим ситуации указательным местоимением.
В наиболее сложных случаях нужно, чтобы мама неоднократно в течение дня обращалась к ребенку за помощью: «Ой! Где ложка? Я не вижу! Надо есть кашу, а ложки нет. Покажи, где ложка. Вот так, молодец. Давай вместе покажем папе, где ложка». Мама при произнесении этих слов может ласково взять руку ребенка, помочь ему сложить руку в указательный жест и дотронуться до ложки.
Если у ребенка возникают трудности при формировании навыков тонкой моторики, связанные с необходимостью удерживать один, два или три пальца в разогнутом состоянии, противопоставляя их остальным пальцам, сжатым в кулак, попросите родителей сделать дома необходимые картонные карточки-трафареты с различным количеством отверстий. Например, на карточке нужно нарисовать фломастером круг, внутри которого заранее вырезать круглое отверстие (диаметром с палец ребенка). Показывайте на картинку так, чтобы указательный палец «попал» в нужное отверстие: «Вот круг. Посмотри, это круг. Я показываю круг. А теперь ты покажи круг. Молодец!» В дальнейшем речевая инструкция усложняется: «Покажи мне, где один круг». Сопровождается произнесение вопроса показом указательного пальца («один»), ребенку демонстрируется инвертированный вариант этого задания: «Посмотри, вот один круг». Используйте указательный жест и слово «вот», а затем сразу поднимите палец вверх (жест «один») и произнесите соответствующее слово. Данный прием специально разучивается с родителями и в дальнейшем используется при обучении ребенка счету в пределах трех.
Таким образом родители ребенка имеют возможность многократно воспроизвести и закрепить у ребенка в домашних условиях необходимые вербальные и жестовые средства общения. Особое внимание нужно обращать на создание эмоционально комфортной ситуации общения: использование несложного дидактического материала, сопровождение словесной инструкции показом соответствующего коммуникативного жеста, поощрение к выполнению нужного действия и произнесению элементарных слов поглаживанием ребенка по голове, ласковым интонированием речевой инструкции, аплодисментами при правильном выполнении задания.
Родители должны привлекаться к подготовке занятий: приносить из дома необходимые игрушки, предметы быта, фотографии или вещи членов семьи.
В целом разработанная система занятий позволяет осуществить комплексное воздействие на формирование начального детского лексикона в ограниченные временные сроки (в течение одного учебного года), что создает необходимые предпосылки для минимизации выраженных отклонений в развитии речи детей.