Раздел 2. Кинематограф США: 1895–1919 гг.
Основные тезисы
1.Лаборатория Томаса Алвы Эдисона:кинетоскоп (аппарат сглазком); витаскоп (проекционный аппарат). Первый коммерческий сеанс кинетоскопа Томаса Эдисона состоялся 14 апреля 1894 г.
2. Этапный для развития кинематографа фильм «Большое ограбление поезда»(1903) Эдвина Портера.Это фильм явился отправной точкой в развитии жанра «вестерн», который, представляет собой довольно редкое сочетание вестерна и гангстерского фильма. В фильме использован метод параллельного монтажа.
3. Главная фигура, самый выдающийся мастер, наиболее последовательный новатор Гриффит (Griffith) Дэвид Уорк(1875–1948), американский режиссер, сценарист, продюсер и актер.
ü Выдающиеся фильмы (шедевры мирового киноискусства): «Рождение нации» (1915); «Нетерпимость» (1916).
ü Фильм «Много лет спустя» (1908): психологически мотивированный, привлекающий внимание зрителя к лицу героини и, следовательно, к происходящему у нее в душе, – крупный план.
ü Вклад Гриффита в развитие киноискусства: с него началось признание кинематографа как полноценного, полноправного искусства, равнозначного литературе, театру, музыке, живописи и т. д.; создал профессию кинорежиссера; реформа актерской игры; превращение кинокамеры в активного участника действия.
Организационная структура американского кинематографа
ü 1896(апрель): первый публичный киносеанс в мюзик-холле в Нью-Йорке;
ü 1905: первый «никельодеон»в Питсбурге (никельодеон = никель (монетка в 5 центов) + одеон (греч. театр));
ü Центры кинопроизводства: Нью-Йорк, Чикаго;
ü Ведущие кинокомпании (со своими киностудиями): «Эдисон», «Байограф», «Вайтограф»;
ü Система: производитель, прокатчик, владелец кинотеатров;
ü Атмосфера острой конкурентной борьбы. Киновойны;
ü 1909: 10 ведущих кинофирм объединились в Патентный трестс целью монополизации производства и проката.
5. Голливуд: начало великой истории
Независимые компании: сопротивление тресту; перенос производства фильмов в Калифорнию;
ü 1907: начало кинопроизводства в Лос-Анджелесе;
ü Пригород Лос-Анджелеса – Голливуд –новый центр кинопромышленности;
ü 1913:начало кинопроизводства в Голливуде;
ü 1915: 60% американского кинопроизводства в Голливуде;
ü Система киностудий (кинофабрик);
ü 5 крупнейших киностудий основаны «киномоголами» (иммигрантами-евреями из Восточной Европы):
Киностудии | «Киномоголы» |
Юниверсл пикчерз | Карл Леммле |
Парамаунт пикчерз | Адольф Цукор |
Фокс филм корпорейшн (ХХ век – Фокс) | Уильям Фокс |
Метро – Голдвин – Майер (МГМ) | Луис Б. Майер |
Уорнер бразерс | Гарри, Сэм, Алберт и Джек Уорнер |
ü Другие голливудские студии: «Коламбия», «Юнайтед артистс»;
ü Ведущие жанры: мелодрама, вестерн, «комическая»;
ü 1922: Американская ассоциация продюсеров и прокатчиков во главе с У. Хейсом. Функция внутренней цензуры.
Система «звезд»
Кинозвезда:очень популярный актер; высокооплачиваемый актер; кумир публики, выступающий в одном из полюбившихся зрителю амплуа(тип актерских ролей) множество раз; залог кассового успеха фильма:
Амплуа | Имена актеров |
Обольстительница (женщина-вамп) | Теда Бар, Пола Негри |
Легкомысленные девицы из высшего общества (вертушки) | Колин Мур, Луиза Брукс |
Простые земные женщины | Глория Свенсон, Грета Гарбо |
Невинные девушки | Лилиан Гиш, Мэри Пикфорд |
Герои-любовники | Рудольф Валентино, Роман Новарро |
Румяные «соседские парни» | Джон Гилберт |
Отважные герои | Дуглас Фэрбенкс |
Комики | Чарли Чаплин, Бастер Китон, Гарольд Ллойд |
1914 г.: роскошные кинотеатры – кинодворцы(«дворцы мечты»); Китайский театр Граумана.
Литература
1. Васильев А. История моды. Вып. 4. Звезды мирового немого кино / Александр Васильев. – М. : Этерна, 2006. – 64 с. : ил. – (Carte postale).
2. Звезды немого кино : сб. / сост. В. Головской. – М. : Искусство. 1968. – 238 с. : ил.
3. Великий немой / подгот. материала Е. Хилькевич; фото из коллекции А. Васильева // Киносценарии. – 2006. – №2–3. – С. 2–21.
4. Гиш, Л. Кино, Гриффит и я / Лилиан Гиш; пер. с англ. З. Гинзбург; под ред М. Блеймана. – М. : Искусство, 1974. – 183 с. : ил. – (Мемуары кинематографистов).
5. Голливуд эпохи немого кино // [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http: //www.referat.su/refs_new/30641/ref_part_2.shtml, свободный.
6. Гэблер, Н. Собственная империя: как евреи изобрели Голливуд / пер. с англ. М. Теракопяна // Искусство кино. – 1999. – №8. – С. 129–144. – №9. – С. 123–135. – №12. – С. 128–149.
7. Добротворский, С. Сказки калифорнийского леса // Кино на ощупь: сб. ст., 1990–1997 / Сергей Добротворский. – СПб. : Сеанс, 2005. – С. 431–438.
8. Кушниров, М. Гриффит // Искусство. – 2002. – №11 (25). – С. 5–7.
9. Опрышко, Н. Возлюбленная Америки : Мэри Пикфорд // Любовь к звездам : любовные истории самых знаменитых актрис. – М. : Олма-Пресс, 2003. – С. 7–38.
10. Рейзен, О. Звезда как зеркало эпохи // Кино в мире и мир в кино : сб. ст. / отв. ред. Л. Будяк. – М. : Материк. 2003. – С. 205–211.
11. Шатерникова, С. Соединенных Штатов Америки кинематография // Кино : энцикл. слов. / гл. ред. С.И. Юткевич. – М. : Сов. энциклопедия, 1987. – С. 394–399.
12. Ямпольский, М. Б. Гриффит и поэтическая традиция // Западное искусство. ХХ век. Классическое наследие и современность. – М. : Наука, 1992. – С. 232–267.
Видеопрактика
1. Отрывок из передачи цикла «Легенды немого кино» (Телеканал «Культура», 2004) : Дэвид Уорк Гриффит.
2. Фрагмент из х/ф : «С добрым утром, Вавилон!» (1987) / Братья Паоло и Витторио Тавиани.
3. Отрывок из передачи «Эпические фильмы» цикла «Киножанры»(США) : фильм Д. У. Гриффита «Нетерпимость».
4. Фрагмент из д/ф «История американского кино от Мартина Скорсезе» (1995) / режиссура и сценарий: Мартин Скорсезе, Майкл Генри Уилсон.