Дидактическая игра «Покатаем игрушки в машине»
На столе у логопеда разложены игрушки.
Каждый ребенок подходит к столу и по желанию выбирает 'игрушку, которую дн будет катать в игрушечной машине. Отрабатываются фразы:
- Я б у д у к а т а т ь к у к л у .
- Я п о к а т а ю м и ш к у .
4. Конструирование модели «Гараж» (из счетных палочек)
Дети выкладывают из палочек «домик для машины» (гараж) по образцу.
Подвижная игра «Водители»
Логопед выставляет перед детьми светофор. Дети изображают водителей в машине. На красный сигнал светофора «машины» стоят, на желтый «заводят мотор», на зеленый -«едут» (дети идут по кругу, крутят воображаемый руль, издают сигнал « б и - б и » ) .
Итог занятия
Задачи:закрепление словаря по теме (предметного и глагольного);
развитие фразовой речи;
различение и практическое усвоение форм единственного и множественного числа существительного;
развитие зрительного и слухового внимания, памяти;
развитие мелкой моторики.
Оборудование:игрушечные машинки (по две на ребенка), аппликации «Машина» (без какой-либо детали) - по количеству детей, детали пластмассового конструктора (колеса, винты, гайки),, сюжетные картинки («Механик», «Шофер»), мяч.
Ход занятия
Организационный момент.
Игра «Покажи, что я назову»
На столе у каждого ребенка по две машинки. Логопед просит детей показать: машину - машины, кабину - кабины, фару - фары, колесо - колеса.
2. Дидактическая игра «Добавь слово» (с мячом)J~ Логопед бросает поочередно каждому ребенку мяч, произнося словосочетания. Дети, образуя множественное число имен существительных, договаривают фразы: Едет машина - едут... (машины). Светит фара - светят... (фары). Гудит мотор - гудят... (моторы). Крутится колесо - крутятся... (колеса). Сломалась кабина - сломались... (кабины).
Дидактическая игра «Сломанные машины»
На столах у детей аппликации «Машина», на каждой не хватает какой-либо детали. На мольберт выставляется целая аппликация и детали: кузов, кабина, колесо, окно.
Дети говорят, что им нужно, чтобы «починить» машину, выбирают эту деталь и помещают ее в соответствующее место на аппликации.
Поощряются ответы полной фразой:
- Мне нужна кабина.
- Мне нужен кузов.
Допускаются ответы одним словом. В конце игры логопед предлагает детям назвать, без чего была машина: без кузова, без колеса, без кабины, без окна. Дети проговаривают за логопедом.
Игра «Механики»
Выставляется картинка с изображением человека в комбинезоне, который чинит машину. Дети знакомятся с новыми словами «мастер», «механик» (на пассиве).
Затем дети сами становятся «механиками». Проводится соревнование, кто быстрее прикрутит колесо (используются детали пластмассового конструктора).
Беседа по сюжетной картинке «Шофер»
На мольберт выставляется картинка с изображением машины, в которой сидит шофер. Дети
отвечают на вопросы (по возможности полной фразой):
- Что нарисовано на картинке?
- Кто сидит в машине?
- Кто управляет машиной?
- Что. может делать машина? ( - Ехать, гудеть...)
Заучивание рифмовки
В машине, в машине Шофер сидит. Машина, машина
Едет, гудит:
«Би-би-би!»
Итог занятия
Задачи:развитие фразовой речи;
закрепление употребления предлога «на»;
обучение элементам пересказа;
развитие зрительного восприятия.
Оборудование:предметные картинки с изображением легковой, грузовой машины, автобуса, комплект геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, четыре круга) - по количеству детей, картинка с изображением грузовика, фланелеграф, картинки для фланелеграфа (мальчик, машина, кубики, дом).
Ход занятия
Организационный момент
Повторение рифмовки (см. с. 124).