Игры на уроках русского языка
«Словарные слова»
Цель: активизировать знания детей о словарных словах.
-Ребята, после окончания физкультминутки вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также слова, которые сможете расшифровать.
Жил один садовод, он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян.
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, на ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали! Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках засеяно густо,
ОГОРБУЗ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.
«Родственные слова»
Цель: закрепить знания о родственных словах.
Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.
Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.
«Приставка»
Цель: закрепить полученные знания о приставках.
На доске записаны слова:
Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез. Вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.
При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.
«Суффикс»
Цель: закрепить полученные знания о суффиксах.
На доске написаны слова:
Гора – горка, лес – лесок, поле – полюшко, сом – сомище, внук – внучек, город – городок, мяч – мячик, слово – словечко.
При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс – поднимают руки вверх.
Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.
«Однокоренные слова»
Цель: активизировать у учащихся знания об однокоренных словах.
Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются друг к другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова - приседают.
Маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику; варенье – вареньем; варенье – сварил; поварил – варит; повар – повара.
«Эхо»
Цель игры: усвоение классификации согласных.
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий соглас ный. Другой, как эхо, вторит ему потише, назы вая парный глухой. Если назван звонкий непар ный согласный, ведущий указывает на это — ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.
Если было задано на дом, познакомиться с по нятием тембра голоса, то уместно будет прове рить задание, поиграв в конкурс пародистов.
«Конкурс пародистов»
Цель игры: отработка умения менять тембр го лоса.
Объявляется конкурс на лучшего пародиста. За дание: произнесите фразы из любимых мультфиль мов, подражая тембру голоса героя. Зрители должны отгадать, какого героя вы пародируете.
Фраза | Тембр |
Фу, фу, фу! Рус ским духом пахнет! За чем пришел, молодец? Дела пытаешь аль от дела лытаешь? Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненаст ный? Корову заведем, мо локо пить будем. | Старческий, злове щий, хриплый, низ кий Нежный, мелодич ный, приятный, бла гозвучный, серебрис тый Ласковый, неж ный, мурлыкающий |
«Откуда слово к нам пришло?»
Цель: отработка правописания слов с непрове ряемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.
С помощью этимологического слова ря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и рус ского языков. Сравните их произношение и пра вописание, например: французские кабина, кабинет, комод (что значит «удобный»); немецкие ка лоша (вариант галоша) от греческого слова 1са1орос1шт, что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского сатша — рубаха), турецкие каблук (а - у) от арабского 1саЬ — пятка, камыш (а — ы) — «тростник»: русские канарейка (от на звания Канарских островов, образовано с помо щью русского суффикса -ейк-), коряга, образова но от слова кора («корень») с помощью суффик са -яг(а). Побеждают те (команда или ученик), кто нашел больше слов и правильно их написал.
«Найдите слог с нужной гласной».
Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.
Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндари-ны — мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому иг року выдаются разрезанные части слов (5—10 слов).
Кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.
«Орфографическое лото»
Цель: повторить словарные слова.
Заготавливаются карточки со словами, в кото рых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий выни мает номера и оглашает их. Участники игры за крывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.
Примеры карточек: К_пуста, л_пата, в_рона, р_бота, т_традь, с_рока, д_ревня, за_ц.
ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
«Назови соседей»
Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа.
Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.
После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.
«Быстро занять места!»
Цель: закрепление представления о порядковом значении числа.
Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные).
«Эхо»
Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.
Школьники идут в колонне по одному. Учитель называет число, а дети как эхо, повторяют его и последующее (повторяют его и предыдущее).
«Кто ушел?»
Цель: развитие внимания, закрепление знания ряда чисел.
Ученики строятся в круг. Водящий встает в центр круга, запоминает, какие цифры на карточках в руках у детей (только четные; только нечетные; по возрастанию; по убыванию и т.д.) закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель спрашивает у водящего: «Отгадай, кто ушел?» (какой цифры не хватает). Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.
«Знают все свои места!»
Цель: закрепить знания ряда чисел от1 до 10.
Учащиеся строятся на площадке в шеренгу. Каждый получает карточку с примером типа: 5 – 2; 8 + 2; 3 + 4… С результатом от 0 до 10. по сигналу или по команде учителя «Разойдись!» дети расходятся по площадке и дружно говорят:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та.
За это время учитель на площадке в разных местах крепит карточки с цифрами от 0 до 10.
После сигнала учителя дети быстро занимают свои места, согласно решенному примеру.
«Передай кубик»
Цель: закрепить знание ряда чисел.
На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.
По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.
Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.
Игра повторяется 2-3 раза.
«С листками календаря»
Цель:
Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подбирать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:
1. Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. – записать пример на сложение, используя цифры на листках и решить его, после чего громко назвать получившееся число.
2. Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (числа должны идти по порядку). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.
3. Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает команда, которая нашлась первая.
4. Собраться так, чтобы образовался год 2000 (1998, 2005 и т.д.).
5. Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30, 40 и т. д.).
«Микрокалькулятор»
Цель: закрепление знания состава числа первого десятка.
Мы устали от сложения
И тетрадки спрятали,
Дайте нам для ускорения
Микрокалькуляторы.
Дети делятся на две команды. Игроки решить пример на карточке, пробежать эстафету и взять в конце пути в корзине столько предметов, какой ответ получился при решении примера на карточке. Например, 3 – 2 = 1, значит, игрок берет 1 предмет.
Примеры на карточках:
Команда 1 Команда 2
5 – 3 8 + 2
6 – 4 10 – 3
8 – 1 7 + 2
3 + 4 8 – 6
7 + 3 9 – 7
У каждой команды должно получиться в конце эстафеты по 30 предметов.
«Парная игра»
Цель: развивать умение соотносить плоскостные геометрические фигуры и их контуры.
Ученикам раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная должна соединиться с контурной).
«Зрительный диктант»
Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.
Ученикам предлагается посмотреть на наборное полотно, где слева направо расставлены 3 – 5 геометрических фигур. Две команды под музыкальное сопровождение 1 – 2 минуты, должны расставить на площадке в такой же последовательности, как в образце, геометрические фигуры более крупного размера и назвать их.
Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок справляется с заданием.
«Построение в шеренгу»
Цель: закрепление понятий «низкий», «высокий», «справа», «слева», «впереди», «сзади».
Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает им следующие задания:
- Кто в классе самый высокий?
- Какой по росту Саша? (Саша самый низкий.)
- Кто твой сосед слева? Справа?
- Между кем и кем ты стоишь?
- Шаг вперед сделает Маша.
- Таня, сделай шаг влево.
- Сзади Тани встанет Аня, а впереди Сережа.
«Живые числа»
Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от1 до 10.
Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.
«Белочка и грибы»
Цель: закрепить знания о составе числа.
Кто по елкам ловко скачет?
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла».
«Кто быстрее нарядит ёлочку?»
Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.
Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку.
«Строим дом»
Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.
Мы построили просторный
Четырехэтажный дом,
И для всех своих игрушек
Место в доме мы найдем.
В доме окна есть и двери,
Крыша крашеная есть…
Здесь поселятся игрушки.
Хорошо им будет здесь!
(А. Бродский)
После прочтения стихотворения учитель говорит:
Сегодня будем строить дом
На радость новоселам,
Чтоб каждый становился в нем
Счастливым и веселым!
После этих слов из различных геометрических фигур, учащиеся на партах, у доски строят дом. Затем называют геометрические фигуры, отвечают на вопросы: Сколько? Каких фигур больше?