Назови несколько предметов одни словом
Цель – учить определять многозначность слова.
Учитель называет слова, имеющие несколько значений, заранее предупредив ребят, что каждым из этих слов называют несколько предметов, явлений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.
Наете ли вы русские народные сказки?
Цель –учить подбирать синонимы.
В русских народных сказках, которые вы читали, очень часто рассказывается об удивительных чудесах. Попробуйте сопоставить их с теми достижениями науки и техники, которые вам знакомы.
В одном из двух конвертов находятся карточки с описанием сказочных чудес (конек-горбунок, ковер-самолет, золотой петушок, сани-самокаты, чудо-зеркальце, перо жар-птицы, клубок ниток, указывающий путь; Садко с гуслями на дне морском), а в другом карточки с названиями машин, приборов
Тот, кто сделает сопоставления правильно и прочтет вслух, будет считаться победителем.
Отгадайте загадки
Цель — уточнить многозначность слов.
Отгадайте загадки:
Пионерское - в школе ,
Полеводческое - в поле
И в любой цепи оно
Называется ...(звено)
Я в дверях, я в замке
Я и в нотной строке,
Я и гайку отвинчу
И могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать....
(ключ)
Нас много в играх набирают,
И часто на нос надевают.
(очки)
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
(нос).
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я,
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются ....(иголки)
В тетради я бываю
Косая и прямая,
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.
(линейка)
В воде он медленно плывет,
В станке летает взад-вперед.
(челнок)
Антонимы
Цель – учить подбирать антонимы.
Пары слов, которые мы можем подобрать по противоположному признаку- это антонимы. Дополните рифмы.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада
А зовут меня...( прохлада)
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама.
Потому что я ...(зима)
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я ...(конец).
Я антоним к слову смех
Не от радости, утех
Я бываю, поневоле.
От несчастья и от боли.
От обиды, неудач.
Догадались? Это ...(плач)
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна.
Да и в школе я нужна,
Называюсь ....(тишина)
Вставь слова в стихотворные строчки
Цель –учить подбирать антонимы.
Подберите антонимы – рифмы:
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь ...(низко)
Скажу я слово «далеко»
А ты ответишь ...(близко)
Скажу тебе я слово «трус».
Ответишь ты ...( храбрец)
Теперь «начало» я скажу
Ну, отвечай ...(конец).
Акончи сам народные пословицы
Цель– учить подбирать антонимы.
Подставьте слово – антоним, завершающее пословицу:
Ученье- свет, а не ученье-...(тьма)
Знай больше, а говори ...(меньше)
Корень ученья горек, да плод его ...(сладок)
Не бойся врага умного, бойся друга...(глупого)
Лучшая вещь новая, лучший друг ...(старый)
Выбери поговорки о трудолюбивых людях
Цель –учить анализировать предложения сантонимами по мотивированному значению.
Объясните смысл пословиц, найдите в них антонимы:
1. Встанешь пораньше - шагнешь подальше.
2. Кончил дело - гуляй смело.
3. Рыбка да рябки - потеряй деньки.
4. Много спать - мало жить.
5. Ему лень лениться, а не только шевелиться.
6. Скучен день до вечера, когда делать нечего.
7. Глаза боятся, а руки делают.
8. Кукушка не ястреб, неуч не мастер.
9. Одна мучка, да не одни ручки.
10. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
11 .Бегает от работы, как собака от мух.
12.Белые ручки чужие труды любят.
13.Лодыри да бездельники празднуют и в понедельники.
14.Не то забота, когда работа, а то забота, когда ее нет.
Амени слово похожим по значению
Цель – учить подбирать синонимы.
Учитель называет слово (армия, блестеть, большой, бороться, бояться, бросать, быстрый, вежливый, горячий, греметь, дети, доктор, есть, интересный, красивый, мерзнуть, одежда, плакать, победить, работа, радоваться и др.) Дети подбирают синонимы (войско, сиять, громадный, сражаться и т.д.). Выигрывает тот, кто назовёт синоним последним.
Крылатые слова
Цель - уточнить мотивированное значение предложения - фразеологизма.
Вариант первый.
Учитель говорит фразеологизм, а дети его объясняют
Вариант второй.
Учитель произносит фразу, передающую значение какого-нибудь фразеологизма, а дети должны назвать этот фразеологизм.
Водить за нос врать. Работать спустя рукава небрежничать
Необычное в обычном
Цель– учить раскрывать «переносный» смысл слова.
Учитель просит подобрать к слову:
золотой
тяжелый
свежий
слова обычные, прямые по значению, связанные с ним в речи, и необычные -переносные по значению.
Профессия
Цель – уточнить семантику слова.
Дети загадывают какую-нибудь профессию и перечисляют действия, с ней связанные. Другие ученики должны отгадать и назвать загаданную профессию.
Украсить слово
Цель- уточнить семантику слова.
Надо существительное украсить прилагательными. Команды по очереди, не повторяясь, называют прилагательные, которые к нему подходят. Выигрывает та команда, игроки которой назовут больше прилагательных.
Слово наоборот
Цель – учить производить звуко-буквенный анализ слова и уточнить понятие «слова» как смысловой единицы речи.
Учитель называет быстро слова. Дети должны записать их, наоборот переставив буквы. И обратная ситуация - учитель называет перевернутое слово, дети записывают его нормальное значение.
Каламбуры
Цель –учить различать омонимы.
Омонимы - это разные по смыслу, но одинаково звучащие и пишущиеся слова. Каламбур - игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании сходства равнозначных слов. Детям читается стихотворение Я. Козловского «Рак и гусь»:
Раку гусь твердил ОДНО:
-Ты ударь клешней О ДНО
И на берег ИЗ РЕКИ
Вылезь, мудрость ИЗРЕКИ!
Я послушать ВЫЙДУ, РАК...
Рак ответил: - ВЫ ДУРАК!
Найдите в нём омонимы. Что они обозначают?
Перевод»
Цель –учить подбирать синонимы.
Попросить детей сделать «перевод» строки песни, стиха, рассказа на «другой язык». Необходимо заменить слова в строке на другие, сходные по смыслу (синонимы), так, чтобы общий смысл сохранился.
Например,
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной...»
«Перевод»
Деревья с разноцветною листвой в солнечный
осенний день на опушке напоминают дворец.
Негатив»
Цель – учить подбирать антонимы.
Попросить детей сделать «негатив» строки из песни, стиха, рассказа, т. е. заменить смысл на противоположный, используя антонимы.
Например, «Мороз и солнце»! «Негатив»: Луна, но жара!
День чудесный! Ночь мрачна.
Еще ты дремлешь, Я все не сплю
Друг прелестный?! И, как враг, живу
Проснись, открой И уснуть хочу,
Сомкнуты негой взоры...» Но закрыть глаза
Никак не могу,
И в том моя беда.
Бестолковый словарь»
Цель – учить словотворчеству, «открывать новую» семантику слова.
Надо обыкновенное слово объяснить по-новому, придумать остроумное значение.
Например, сторож - митинг
бездарь - человек, которому в день рождения не сделали подарок
горизонт - пляжный зонтик
изверг — вулкан