Но только не теряйте Надежды никогда.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на-уроке?
Урок 75. Наше Отечество
Задачи: формировать у учащихся знания о России, ее сим во лах; воспитывать любовь к Родине, уважение к ее истории, гра жданственность; совершенствовать навыки чтения; развивай речь; учить рассуждать на заданную тему.
Обучение УУД: умение представить свою страну, родной край школу; дополнять текст информацией, почерпнутой из различны источников.
Пропедевтика: подбор к тексту подходящих пословиц.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Как называется страна, в которой мы с вами живем?
— Назовите столицу нашей Родины.
— В какой области (крае) вы живете?
— Как называется областной центр вашего родного края?
— Кто из вас знает полный адрес своего местожительства?
II. Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)
III. Постановка целей и определение темы урока
— Представьте: к нам в гости пришли иностранцы. Что вы рассказали бы им о нашей стране, о родном крае?
— Чем мы можем гордиться?
— Что вы рассказали бы детям из других стран о нашей школе, чтобы им захотелось учиться вместе с вами?
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 87. Какое историческое время изображено? (Прошлое и настоящее.)
— Докажите это.
(Дети доказывают, почему в верхней части иллюстрации изобижено настоящее, а в нижней — прошлое.)
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Люди русские знать должны О делах родной страны.
— Почему мальчик такой счастливый?
— Обратите внимание на расцветку его свитера. Что вам напоминают эти цвета? {Белый, синий, красный цвета полос напоминают флаг России.)
— Что изображено справа от мальчика?
— Что вы можете сказать о рисунке слева от мальчика?
— Что изображено за спиной мальчика?
— Прочитайте текст «Наше Отечество» на с. 86—87 «Азбуки». (Беседа по тексту. Выборочное чтение.)
— Почему Россию называют Отечеством?
— А почему называют Родиной? матерью?
— Сколько родин может быть у человека?
— О каких других государствах вы слышали? Назовите их. (Повторное чтение текста.)
— Как вы представляете мысленно свою Родину? Расскажите нам об этом.
— Прочитайте третье предложение. Что вы можете о нем сказать?
— Можно ли это предложение разделить на несколько более коротких?
— Попробуйте, работая в парах, сделать это. Затем прочитайте вслух поочередно по предложению.
Русская березка — люди издавна считают ее символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи, фольклоре.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Заранее подготовленные дети читают стихи.)
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез.
Н. Рубцов
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз
И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.
М. Лермонтов Ты до того, березонька, красива И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия И я немыслим без твоей красы.
П. Балацкий На поляне, на пригорке, '
Под окном, среди полей Белокорая березка —
Символ Родины моей.
М. Ероха
(Учащиеся с доски читают слова песни «Березонька».)
VII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— Что нового вы узнали? Чему научились?
Домашнее задание
Нарисовать пейзаж с березой.
Урок 76. Создатели славянской азбуки
Задачи: познакомить учащихся с жизнью Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки; формировать четкое представлени о том, что роль письменной речи очень высока в историческом развитии человечества; совершенствовать речь.
Обучение УУД: умение отвечать на вопросы; находить в тексте дополнительную информацию; участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом; владеть монологической речью.
Пропедевтика: понятие «монолог».
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Кто знает, как появились первые русские буквы?
— Кому хотелось бы это узнать?
II. Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)
III. Актуализация знаний
(Звучит песня «С чего начинается Родина». На доске представлена выставка детских рисунков.)
— Расскажите, что именно вы изобразили на своих рисунках.
— Почему именно этот уголок Родины вы изобразили?
— Что общего у всех ваших работ? (Изображена березка.)
— Что вы знаете о березе, какова ее роль в жизни русского народа?
Столетьями стоят под небосводом России белоствольные леса!