Здесь наш путь пока кончается
И перемена впереди нас ждет.
— Прочитайте стихотворение В. Берестова на с. 72.
— Подчеркните все слова, которые содержат букву Ф. Зал и шите их в тетрадь.
— Вы идете в цирк. Какие правила дорожного движения бу дете соблюдать?
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— Что нового вы узнали? Чему научились?
— С какими важными правилами дорожного движения вы позн ако милис ь?
— Как вы будете вести себя при переходе через дорогу?
Урок 70. Буква Ь
Задачи: познакомить учащихся с твердым знаком и особенно стями использования этой буквы; совершенствовать навыки чте ния, работы с текстом; развивать речь, память, внимание, вообра жение, любознательность, познавательные интересы, инициативу.
Обучение УУД: умение озаглавливать тексты на основе выбора ключевых слов.
Пропедевтика: правописание твердого знака после приставок. Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Сколько вы изучили гласных букв? согласных?
— Какая буква не обозначает звука? (Мягкий знак.)
— Для чего в русской азбуке нужен мягкий знак?
— Рассмотрите ленту букв на с. 73 «Азбуки». В клеточке какого цвета расположен мягкий знак?
— О чем это говорит? (Буква Ьне обозначает никакого звука.)
II. Актуализация знаний
— Прочитайте текст «Светофор» в «Азбуке» на с. 73 по ролям.
— Перескажите текст подробно.
— Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (Тротуар.)
— В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги? (Налево.)
— На какой сигнал светофора следует переходить улицу?
— Какие опасности могут подстерегать во дворе вашего дома? (Открытыйлюк; незагороженныеучастки, где ведут ремонтные работы; машина, едущая задним ходом.)
— Сформулируйте правила перехода через дорогу.
Вывод.
Нужно слушаться без спора Указаний светофора.
Нужно правила движенья Выполнять без возраженья.
III. Постановка целей и определение темы урока
— Как превратить слово «сел» в слово «съел»?
(Учитель выслушивает все предположения детей. Среди ответов может быть верный: произнести первый звук твердо. Учитель подводит детей к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
— Рассмотрите листья на с. 75 «Азбуки». Проведите фонетический анализ слова «листья».
— Запишите транскрипцию этого слова.
— Начертите схему слова.
— Прочитайте слова: братья, сыновья, семья.
— Какую роль играет мягкий знак в словах?
— Проведите фонетический анализ слов «съел», «подъем», «въезд».
В том случае, когда согласный звук слышится твердо, а после него при произношении следует мягкий согласный звук [й’] и гласный звук, при написании, чтобы отделить согласную букву от гласной, используется буква Ъ — твердый знак.
(Учитель знакомит детей с буквой Ъ.
Анализ слов, написанных на доске. Можно использовать интерактивную доску, мультимедийное оборудование.)
Сел ехал обедал ели
Съел съехал объедал съели
Был мягкий знак высоковат...
Сказали буквы строго:
— Эй, наклонись немного!
— На что похожа буква Ъ?
Зачерпнем воды ковшом,
Суп съедим, чайку попьем.
Г. Виеру
(Обучение написанию разделительного твердого знака. Письмо в тетради.)
— Прочитайте с доски.
Объявление изъян инъекция отъест
Объезд подъезд объедки отьезд
Съемка объем съест съезд
Въехал объяснение объест съехал
— Ребята, Незнайка прислал письмо, в котором сообщает о себе вот что: «Сел кашу. Пью воду. Веду съемку. Забил коля. Объявил каникулы».
— Каких помощников потерял Незнайка?
(Учащиеся исправляют ошибки, допущенные Незнайкой в письме: съел, пью, съемку, колья, объявил.)
— В чем различие между разделительными твердым и мягким знаками?
— А что общего в их написании? (Пишем после согласной буквы перед гласной.)
— Проанализируйте и запишите предложение.
Съежился взъерошенный воробей у подъезда.
— Прочитайте четверостишие, записанное на доске.
Твердый знак нам нужен очень,
Без него сказать не можем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
— Спишите с доски последние две строки стихотворения, подчеркните разделительный твердый знак.
— Проведите орфографическую работу по правописанию безударных гласных, проверяемых ударением, и парных звонких согласных.
Вывод. Твердый знак употребляется только в качестве разделительного в следующих случаях: после твердого согласного звука перед Е, Ё, Ю, Я (подъезд, объем, безъядерный, предъюбилейный); в иностранных словах (инъекция, объект, изъян); в сложных словах (двухъярусный, трехъярусный).
— На с. 74 «Азбуки» рассмотрите рисунок, на котором изображено рождение Иисуса Христа.
— Прочитайте пословицы на с. 74.
— Чему они нас учат?
— Прочитайте стихотворение К. Фофанова.
— Какую новую информацию вы получили из этого стихотворения?
— Прочитайте стихотворения о твердом и мягком знаках на с. 75.
— Как описывается их назначение?
— В каких словах стихотворений есть эти буквы?
— Прочитайте правило о Ъ и Ь. Что говорит нам правило?
— Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (Перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я.)
— Приведите примеры. (Птичьи, сорочьи; лисьи, птичья, сорочья, лисья, птичье, сорочье, лисье, птичью, лисью, сорочью. Питье, совьет.)
— Прочитайте слова, записанные на доске: съезд, съемка, объявление. Сделайте вывод о написании разделительного твердого знака.
— После каких букв и перед какими буквами пишем разделительный твердый знак? (После согласных букв перед гласными буквами Е, Ё, Я.)