Люблю все то, что называют Одним широким словом Русь.
— Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Прочитайте и скажите, как вы их понимаете.
(Учитель показывает детям плакат с русскими народными пословицами.)
• Одна у человека мать, одна у него и Родина!
• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
— Как называется страна, в которой мы живем? {Россия.)
— В каком государстве вы живете? (В Российской Федерации.)
— Назовите столицу нашего государства. {Москва.)
Конечно, каждый хотел бы побывать в Москве. Мы это лаем — совершим заочное путешествие по столице.
(Учитель демонстрирует фотографии.)
— Задание, которое вы сейчас получите, не будет для вас тру ным. Вам нужно собрать мозаику с видом Москвы и расска зать об изображенной на ней достопримечательности.
(Открытки с видом Красной площади учитель разреши на 5—6 частей и раздает детям в конвертах.)
— Откуда начинается Россия?
С лозинки, что сбежала с речки синей.
А может, начинается с крыльца Иль с Поля, где пшеница раскачалась?
Откуда бы она ни начиналась,
Любви к России нет у нас конца.
Россия, где она кончается?
Найди конец, чтоб клином свет.
Россия в сердце начинается,
А в нем конца и края нет.
— Проанализируйте предложение, составленное на набор! m полотне, запишите его в тетради.
Флаг России имеет три цвета: белый, синий, красный.
— Проанализируйте предложения на с. 31 Прописей и со ставьте их на наборном полотне.
— Проведите орфографическую работу.
IV. Постановка целей и определение темы урока
— Кто из вас переходит дорогу, по которой движется транс порт, когда идет в школу?
— Что нужно помнить при переходе через дорогу? (Правила дорожного движения.)
— Какое устройство помогает перейти дорогу? (Светофор.)
— В этом слове есть буква, с которой вы познакомились на прошлом уроке. Что это за буква?
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались. о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
— Прочитайте текст (напечатан на карточках).
Телефон
Вите подарили телефон. Он часто выходил на уроке из класса и звонил. На следующий день ребята на уроке ознакомления с окружающим миром показывали рисунки о флоре и фауне. Вова нарисовал фазана У Жени филин. Таня повесила на доску рисунок фламинго. У Анфисы жираф. У Софы и Никиты нарисованы павлины. Учительница хвалила ребят. И только Витя сидел с опущенной головой.
У кого из вас есть сотовые телефоны?
Можно ли во время урока звонить кому-либо, отвечать на звонки?
— Правильно ли поступил Витя?
— Почему ему было стыдно и грустно в конце урока?
— Можно ли пользоваться телефоном, когда переходите через дорогу, по которой движется транспорт?
— Чем это опасно для пешехода?
— Какую роль это может сыграть в жизни и судьбе водителей?
— Найдите в тексте слова, гласные буквы которых находятся в слабой позиции. Найдите словарные слова, подчеркните их, поставьте знак ударения.
— Кто может пересказать текст подробно?
— Отгадайте загадки. (Отгадки записаны на доске.)
1. Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет. {Дорога.)
2. От дома начинается,
У дома и кончается. (Дорога.)
3. Опоясал каменный ремень Сотни городов и деревень. (Шоссе.)
4. Запылал у чудища Изумрудный глаз.
Значит, можно улицу Перейти сейчас. (Светофор.)
5. На четыре ноги Надевали сапоги.
Перед тем как надевать,
Стали обувь надувать. (Колеса, шины.)
— Прочитайте отгадки на доске. Что объединяет все эти слова? (Они связаны с движением на дороге.)
— Какие бы вы еще слова сюда добавили? (Велосипед, скорая помощь.)
— Как называют человека, который регулирует движение, если на улице затор из машин? (Постовой, регулировщик.)
— Прочитайте стихотворение В. Берестова на с. 72 учебника.
— Объясните, что означают три цвета светофора.
— Напомните, на какой сигнал можно переходить дорогу. (Далее учащиеся работают со слогами в таблице. Вспоминают
мягкие и твердые согласные звуки.)
— Прочитайте текст «Светофор» на с. 73. Проанализируйте его.
— Прочитайте текст еще раз.
— Как действуют ваши родители, когда подъезжают к светофору?
(Чтение текста по ролям. Учитель должен объяснить, что пр мую речь можно записывать не только после черточки, но и в ка вычках. Кавычки ограничивают начало и конец предложен и в прямой речи.)
VI. Физкультминутка
VII.Закрепление изученного
(Учитель проводит зрительный словарный диктант с поел дующей самопроверкой с доски. Слова дЛя диктанта: дорога, кс лесо, шоссе, автобус, трамвай, такси, троллейбус.)
Голубой вагон бежит, качается,
И машиНа набирает ход...