Две стройные сестрицы В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки...

И вот он — шарф у Петеньки. {Спицы.)

— Запишите отгадки. Разделите эти слова на слоги.

IV. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались оцелях и теме урока.)

V. Работа по теме урока

(Чтение текстов на с. 50—51 учебника. Отработка навыков выразительного чтения. Конкурс на лучшее чтение стихотворе­ния-диалога.)

— Прочитайте первое стихотворение на с. 52.

— Какие звери принимают участие в цирковых представлениях?

— Кто из вас бывал в цирке? Каких зверей там видели?

— Что они умели делать?

— Какие новые буквы вы узнали на предыдущем уроке?

— Напишем их на с. 24 Прописей.

— Когда после буквы Ц пишется Я, а когда ЬР.

— Какие мы знаем слова-исключения?

— Прочитайте их.

цы ЦИ ЦЫ ЦЕ
цыц цинк певцы цель
цыган циновка купцы цена
цыпленок цикада молодцы церковь
цыпочки циферблат скворцы центр
  цикорий колодцы концерт
— Что мы знаем о букве Д? {Служит для обозначения согласного звука.)

(На доске записаны столбики со словами. Дети должны вы­брать первый.)

Буква Ц обозначает твердый непарный звук, поэтому буквы I И но оказывают на букву Ц никакого влияния, буква Ц всегда чи тается твердо. Тем не менее в русском языке принято в середин слова писать Е, И, хотя слышим [э], [ы], а на конце слова писать hi

— В первом столбике записаны слова-исключения. Прочитай те слова во втором и третьем столбиках и сделайте вывод. (В словах, кроме слов-исключений, в корне слова после Ц пишет ся буква И, вне корня на конце слова после Ц пишется буква Ы )

— Запишите под диктовку: рация, акация, огурцы, братцы.

— Запишите предложение на с. 23 Прописей.

(Дети должны проводить анализ каждого записанного пред ложения и орфографическую работу.)

— Прочитайте отрывок из стихотворения «Мойдодыр» на с. 53 «Азбуки».

(Учителю надо обратить внимание детей на постановку логи ческого ударения.)

— Что советует детям К. Чуковский с первых строк стихотво рения?

— Кому он угрожает стыдом и срамом?

— Что он восхваляет и какими словами?

— Что он советует делать детям?

— Где это нужно делать?

— Чему вечная слава?

— Запишите на с. 24 Прописей предложение с перечислением.

— Прочитайте с доски предложение.

Всегда и везде вечная слава воде!

— Запишите его в тетрадь (зрительный диктант).

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте текст «Мойдодыр» еще раз. При повторном чтении логическое ударение ставьте уже на другие слова.

— Прочитайте и запомните стихотворение «Василек», которое есть у вас на листочках.

(Учитель может предложить детям нарисовать василек рядом со стихотворением.)

Как чиста в колхозе рожь - Василек едва найдешь.

Всем бы ты, цветок, хорош,

Да зачем ты портишь рожь?

Приходи-ка лучше в сад,

Вот обрадуешь ребят!

Е. Серова

— Мы с вами знаем уже много важных правил. Вспомним не­которые из них.

— Как пишутся сочетания НА - ЩАЧ ЧУ- ЩУ> ЖИ - Ш№ ЧК, чт

Сегодня вы узнали, что после буквы Ц никогда не пишется и середине слова буква Ы (кроме слов-исключений). Она после ьуквы Ц пишется только в конце слова.

— Прочитайте с доски: концы, скворцы, певцы, молодцы, месяцы.

В середине слова после Цпишем букву И. На конце слов после 1>уквы /(пишем букву Ы.

— Запомните это правило. А слова запишем в вашу рабочую тетрадь.

— Прочитайте несколько раз скороговорку на с. 53 учебника. Проговорите ее на одном дыхании.

— А теперь прочитаем стихотворение «Буква Ц» на с. 54. (Чтение стихотворения по цепочке. Обратить внимание уча­щихся на расстановку пауз, логических ударений, выразитель­ность чтения.)

— Найдите, прочитайте и подчеркните слова с буквой Ц.

— Что написано о цирке?

— Что сравнивают с камушком в кольце?

— Кто ходит по болоту?

— Кто приехал в цирк?

— Где в слове может находиться буква Щ

— Прочитаем стихотворение «Тонкая работа» на с. 55.

(Текст читает учитель или хорошо читающий ученик. Дети

высказывают свои суждения о прослушанном. Затем лепят из пла­стилина котят, придумывают им клички.)

— Запишите предложение «В цветнике живут цветы» и буквы на с. 24 Прописей.

(Работа с лентой букв на с. 55 учебника.)

VIII. Подведение итогов урока

— У кого возникало затруднение при написании И и Ы после Щ

— Что нужно сделать, чтобы устранить это затруднение?

Урок 64. Гласная буква Э

Задачи: познакомить учащихся с буквами Э, э; совершен­ствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом; развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность, интерес к труду; поддерживать стремление к познанию вого; воспитывать чувство патриотизма, способность гордиться успехами соотечественников.

Обучение УУД: умение определять этимологию слова.

Пропедевтика: освоение космического пространства; понятие «этимологическое значение слова».

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность '

— Для чего вы пришли сегодня на урок? (Познакомиться с но­выми буквами, учиться правильно читать и писать.)

— Сколько вы уже знаете гласных букв? (9.)

— Рассмотрите ленту букв на с. 55 учебника. У какой буквы нет еще пары? (Убуквы Е.)

II. Актуализация знаний

(Отработка навыков правильного, выразительного чтения: тексты на с. 54—55 «Азбуки». Учащиеся читают слоги в таблице на с. 55 столбиками, строчками. Делают выводы, дают характе­ристику согласных звуков. Проводят слого-звуковой анализ слов «цвет», «панцирь», «пальцы», «цепи».)

Выводы. Звук [ц] всегда твердый, согласный, глухой. Буква И после Z/пишется в середине слова, на конце пишем после Ц бук­ву Ы. (Учитель напоминает детям слова-исключения.) После Ц пишем букву Е: центр, цепи, цена, целина, цель, целлюлоза, це­мент, церковь, цех. (Слова записаны на доске.)

— После буквы Ц написана буква Е. А какой звук мы слышим после звука [ц]?

— Когда мы впервые познакомились со звуком [э]? (Когда по­знакомились с буквой Е.)

— В каких случаях мы пишем букву Е, хотя слышим звук [э]? (Буква Е обозначает мягкость согласных звуков на письме, мы слышим этот звук после звука 1й’] в начале слов, после мягкого согласного звука и после гласного звука: ель, колье, моет.)

Наши рекомендации