Две стройные сестрицы В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки...
И вот он — шарф у Петеньки. {Спицы.)
— Запишите отгадки. Разделите эти слова на слоги.
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались оцелях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
(Чтение текстов на с. 50—51 учебника. Отработка навыков выразительного чтения. Конкурс на лучшее чтение стихотворения-диалога.)
— Прочитайте первое стихотворение на с. 52.
— Какие звери принимают участие в цирковых представлениях?
— Кто из вас бывал в цирке? Каких зверей там видели?
— Что они умели делать?
— Какие новые буквы вы узнали на предыдущем уроке?
— Напишем их на с. 24 Прописей.
— Когда после буквы Ц пишется Я, а когда ЬР.
— Какие мы знаем слова-исключения?
— Прочитайте их.
цы | ЦИ | ЦЫ | ЦЕ |
цыц | цинк | певцы | цель |
цыган | циновка | купцы | цена |
цыпленок | цикада | молодцы | церковь |
цыпочки | циферблат | скворцы | центр |
цикорий | колодцы | концерт |
— Что мы знаем о букве Д? {Служит для обозначения согласного звука.) |
(На доске записаны столбики со словами. Дети должны выбрать первый.)
Буква Ц обозначает твердый непарный звук, поэтому буквы I И но оказывают на букву Ц никакого влияния, буква Ц всегда чи тается твердо. Тем не менее в русском языке принято в середин слова писать Е, И, хотя слышим [э], [ы], а на конце слова писать hi
— В первом столбике записаны слова-исключения. Прочитай те слова во втором и третьем столбиках и сделайте вывод. (В словах, кроме слов-исключений, в корне слова после Ц пишет ся буква И, вне корня на конце слова после Ц пишется буква Ы )
— Запишите под диктовку: рация, акация, огурцы, братцы.
— Запишите предложение на с. 23 Прописей.
(Дети должны проводить анализ каждого записанного пред ложения и орфографическую работу.)
— Прочитайте отрывок из стихотворения «Мойдодыр» на с. 53 «Азбуки».
(Учителю надо обратить внимание детей на постановку логи ческого ударения.)
— Что советует детям К. Чуковский с первых строк стихотво рения?
— Кому он угрожает стыдом и срамом?
— Что он восхваляет и какими словами?
— Что он советует делать детям?
— Где это нужно делать?
— Чему вечная слава?
— Запишите на с. 24 Прописей предложение с перечислением.
— Прочитайте с доски предложение.
Всегда и везде вечная слава воде!
— Запишите его в тетрадь (зрительный диктант).
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте текст «Мойдодыр» еще раз. При повторном чтении логическое ударение ставьте уже на другие слова.
— Прочитайте и запомните стихотворение «Василек», которое есть у вас на листочках.
(Учитель может предложить детям нарисовать василек рядом со стихотворением.)
Как чиста в колхозе рожь - Василек едва найдешь.
Всем бы ты, цветок, хорош,
Да зачем ты портишь рожь?
Приходи-ка лучше в сад,
Вот обрадуешь ребят!
Е. Серова
— Мы с вами знаем уже много важных правил. Вспомним некоторые из них.
— Как пишутся сочетания НА - ЩАЧ ЧУ- ЩУ> ЖИ - Ш№ ЧК, чт
Сегодня вы узнали, что после буквы Ц никогда не пишется и середине слова буква Ы (кроме слов-исключений). Она после ьуквы Ц пишется только в конце слова.
— Прочитайте с доски: концы, скворцы, певцы, молодцы, месяцы.
В середине слова после Цпишем букву И. На конце слов после 1>уквы /(пишем букву Ы.
— Запомните это правило. А слова запишем в вашу рабочую тетрадь.
— Прочитайте несколько раз скороговорку на с. 53 учебника. Проговорите ее на одном дыхании.
— А теперь прочитаем стихотворение «Буква Ц» на с. 54. (Чтение стихотворения по цепочке. Обратить внимание учащихся на расстановку пауз, логических ударений, выразительность чтения.)
— Найдите, прочитайте и подчеркните слова с буквой Ц.
— Что написано о цирке?
— Что сравнивают с камушком в кольце?
— Кто ходит по болоту?
— Кто приехал в цирк?
— Где в слове может находиться буква Щ
— Прочитаем стихотворение «Тонкая работа» на с. 55.
(Текст читает учитель или хорошо читающий ученик. Дети
высказывают свои суждения о прослушанном. Затем лепят из пластилина котят, придумывают им клички.)
— Запишите предложение «В цветнике живут цветы» и буквы на с. 24 Прописей.
(Работа с лентой букв на с. 55 учебника.)
VIII. Подведение итогов урока
— У кого возникало затруднение при написании И и Ы после Щ
— Что нужно сделать, чтобы устранить это затруднение?
Урок 64. Гласная буква Э
Задачи: познакомить учащихся с буквами Э, э; совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом; развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность, интерес к труду; поддерживать стремление к познанию вого; воспитывать чувство патриотизма, способность гордиться успехами соотечественников.
Обучение УУД: умение определять этимологию слова.
Пропедевтика: освоение космического пространства; понятие «этимологическое значение слова».
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность '
— Для чего вы пришли сегодня на урок? (Познакомиться с новыми буквами, учиться правильно читать и писать.)
— Сколько вы уже знаете гласных букв? (9.)
— Рассмотрите ленту букв на с. 55 учебника. У какой буквы нет еще пары? (Убуквы Е.)
II. Актуализация знаний
(Отработка навыков правильного, выразительного чтения: тексты на с. 54—55 «Азбуки». Учащиеся читают слоги в таблице на с. 55 столбиками, строчками. Делают выводы, дают характеристику согласных звуков. Проводят слого-звуковой анализ слов «цвет», «панцирь», «пальцы», «цепи».)
Выводы. Звук [ц] всегда твердый, согласный, глухой. Буква И после Z/пишется в середине слова, на конце пишем после Ц букву Ы. (Учитель напоминает детям слова-исключения.) После Ц пишем букву Е: центр, цепи, цена, целина, цель, целлюлоза, цемент, церковь, цех. (Слова записаны на доске.)
— После буквы Ц написана буква Е. А какой звук мы слышим после звука [ц]?
— Когда мы впервые познакомились со звуком [э]? (Когда познакомились с буквой Е.)
— В каких случаях мы пишем букву Е, хотя слышим звук [э]? (Буква Е обозначает мягкость согласных звуков на письме, мы слышим этот звук после звука 1й’] в начале слов, после мягкого согласного звука и после гласного звука: ель, колье, моет.)