IV.Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
— Почему в слове «хвоя» звуков больше, чем букв?
— Какие еще гласные буквы могут обозначать два звука?
— В каких случаях они обозначают два звука? Приведите примеры. (Моя, ехал, л^£т, ежи.)
— Когда буквы Е, Ё, Я обозначают один звук?
— Какую роль в слове играют эти буквы? (Обозначают мягкость согласного звука.)
— Приведите примеры. (Мед, семена, мята.)
— Проведите звуко-буквенный анализ названных слов.
— Выберите из каждой пары верное утверждение.
а) согласная буква обозначает мягкий звук только в том случае, если после нее стоит мягкий знак;
б) согласная буква обозначает мягкий звук не только в том случае, если после нее стоит мягкий знак;
а) в русском языке есть согласные буквы, которые обозначают твердый или мягкий звук и не имеют пары по твердости — мягкости;
б) в русском языке нет согласных букв, которые обозначают твердый или мягкий звук и не имеют пары по твердости- мягкости.
(Выбор утверждения дети должны обязательно обосновать примерами.)
— Запишите в тетради предложения.
У страха глаза велики.
Хорошая книга - лучший подарок.
— Прочитайте стихотворение «Первый снег» Я. Акима на с. 44 учебника.
(Учитель вывешивает на доску репродукции картин о зиме.)
— Что принес кот?
— Когда кот принес снег?
— На чем кот принес снег?
— Поставьте логическое ударение в словосочетании «первый снег» сначала на первое слово, а затем на второе слово.
— Что имеет первый снег?
— Какой он, первый снег?
— Что снег расстелил на мостовой?
— Какие детские зимние забавы вы знаете?
— Выразительно прочитаем стихотворение еще раз.
— Проведите фонетический анализ слов «кот», «снег».
— Как мы с вами поступаем, если написание и произношение согласных на конце слова не совпадает?
— Каким образом проверяем написание парных согласных в слове?
VI. Физкультминутка
VII.Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте текст «Игра в слова» на с. 45.
— Посмотрите на иллюстрацию: кого вы видите?
— Что несет человек в руках?
— Как вы думаете, откуда он идет?
— Приходилось ли вам с родителями бывать в гастрономе или супермаркете? Что вы там покупали?
— Какие слова вы увидели в слове «гастроном»?
— А какие слова спрятались в слове «храбрость»? (Храбро, храбр, хор, хорь, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.)
— В Прописях на с. 18 прочитайте и запишите все предло? жения.
— Поиграем в игру «Буква потерялась». Добавьте букву.
*алва *итрец *ризантемы
*олод *леб *утор
(Дети записывают слова в тетрадях и выделяют орфограмм м I
— Еще одна игра — «Лесенка». Добавьте буквы, чтобы полу^
чились слова. Н
**х(пух,мох)
***х (крах, прах, слух)
****х (Порох, горох, посох)
*****х (пастух, воздух)
— А теперь решите шараду.
С буквой X меня на себе носят,
С буквой С в столовой просят. (Халат — салат.) ]
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что вам запомнилось больше всего?
— Чему вы научились на уроке?
Урок 60. Гласная буква Ю
Задачи: познакомить учащихся с буквами Ю, ю совершенствовать навыки чтения; учить быстро ориентироваться в тексте; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание; расширять кругозор.
Обучение УУД: умение ставить вопросы по тексту с возможны-1 ми вариантами ответов; находить в тексте ключевые слова и слова-1 ориентиры; организовать исследовательскую деятельность при работе с текстом.
Пропедевтика: литературная сказка, авторская сказка.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Какие гласные буквы вы уже изучили?
— На какие две группы они делятся? (Гласные буквы, которые | обозначают твердость согласных звуков, и гласные буквы, 1 которые обозначают мягкость согласных звуков.)
— Сколько пар гласных букв вы видите на ленте на с. 45?
— Какая буква не имеет пары? (Буква У.)
Сегодня пришла пора познакомиться с новой гласной буквой. I Но это позже, а пока повторим, что знаем.
II. Актуализация знаний
(Выразительное чтение стихотворения «Первый снег» на с. 44 учебника . Рассказы учеников о зимних забавах детей. Беседа о зимних
видах спорта, зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году.) Рассмотрите ленту букв на с. 45 «Азбуки». Сколько гласных букв вы видите? Назовите их.
Что вы можете сказать о первом ряде букв, каково их назначение в русском языке? (Они обозначают гласные звуки, образуют слог, указывают на твердость согласных звуков, которые стоят перед ними.)
— Сколько красных окошек осталось пустыми в верхнем ряду?
— Напротив какой буквы стоит пустое окошко?
— Что вы знаете о букве Е?
— Какой из этих звуков вы еще не изучали? (Звук [э].)