Постановка целей и определение темы урока

— Отгадайте загадку.

Вот иголки и булавки Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжик.)

— Сколько слогов в слове?

— Какой слог первый? Из каких звуков он состоит?

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались

О целях и теме урока. Сообщает, что на уроке им нужно научиться им дел ять эти слоги в словах и познакомиться с буквой, обозна­чающей эти звуки на письме.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуками [й’о]

— Проведите слого-звуковой анализ слов «ёжик», «ёлка». Вывод. Первый слог состоит из двух звуков [й’о]. Для их обо-

значения употребляется одна буква — Ё.

— Проведите звуковой анализ слова «мёд». (Слышим [м’от].) Вывод. Если в начале слова согласный звук слышим мягко,

И за ним при этом следует звук [о], следовательно, пишем букву Ё.

2. Знакомство с буквами Ё, ё

БукваЕ передохнула,

И тотчас же на нее Пара птенчиков вспорхнула —

Получилась букваЁ.

Е. Тарлапан Ё—неЕ, взгляните сами:

Буква с точками-глазами.

А снимите точки сЁ—

Превратите вЕ её.

И. Костарев

— Напишите строчную букву ё в Прописях на с. 10—11.

— Прочитайте с до'ски слова: ёж, ёжик, ёлка, своё, моё, твоё втроём, споём, проём.

Вывод. Буква Ёвсегда ударная, обозначает два звука в начали слова и после гласной.

— Расскажи-ка, букваЁ,

Как твоё житьё-бытьё?

БукваЁдаёт отчёт:

— Ничего житьё течёт.

Я ударная всегда!

— Ой-ё-ёй, вот это да!

А. Шибаев

(Учитель обращает внимание детей на слова «житьё-бытьё Проводит анализ.)

Вывод. После Ь буква Ё обозначает два звука.

— Что еще вы узнали о букве ЁР.

— Прочитайте слоги с новой буквой в красной рамочке на с. 31.

— Какую роль в этих слогах играет буква Ё?

— Прочитайте слова в столбиках вверху страницы. В каких случаях буква Ёобозначает два звука?

— Прочитайте правило внизу страницы. Какую информацию вы узнали?

— Прочитайте текст. Найдите в нем слова, в которых буква обозначает два звука.

— Озаглавьте текст. («Ёжик». «Жучка напала на ёжика». «Ёжи защитился».)

— Проанализируйте слова «ёж», «ёжик», «ёрш», «ёршик», «ёлка», «ёлочка».

— Еще раз сделайте вывод: когда буква Ёобозначает два звука?

— Прочитайте с доски слоги и слова: тё — тёк, нё — нёс, мё мёд, ждёт, вёсла, зёрна.

— На что указывает буква Ё в этих слогах и словах?

Напишите в Прописях на с. 11 слоги и слова: то — тё, со — сё, утёнок, лосёнок.

Запишите в рабочих тетрадях предложения.

Лосёнок в лесу. Утёнок в реке.

В Прописях на с. 11 проанализируйте и запишите предло­жение «У ёлки иголки колки».

3. Введение понятия «суффикс»

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 30 «Азбуки». Кого вы видите?

— Почему малыши плачут, волнуются, переживают?

— Что их так встревожило?

— Помогите зверятам найти своих мам.

— Выполните задание к этой картинке.

— Как называют детенышей коровы, лошади, свиньи, овцы, курицы?

— Какая часть слова помогает нам определить, что речь идет о детенышах? (,Львёнок — ёнок, слонёнок — ёнок и т. д.)

— Эта часть стоит перед корнем или после него?

— Как же называется часть, которая стоит после корня и слу­жит для образования однокоренных слов? Кто знает? (Суф­фикс.)

— Прочитаем стихотворение Б. Заходера.

— Как зовут малыша у ежа? лисы? волка? медведя?

— Как называется та часть слова, которая стоит после корня и помогает образовать новые слова?

— Запишите слова на с. 10-11 Прописей: тигр - тигрёнок, слон — слонёнок, гусь — гусёнок, лев — львёнок.

— Запишите в тетради: лось — лосёнок, утка — утёнок.

V. Развитие речевого аппарата

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Насос».

Артикуляционная разминка

Упражнение «Хомячок».

Работа над дикцией

Скороговорка:

Ёлка с ежиком похожи:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

— В каких словах есть буква Ё? (Ёлка, ёжик, ёж.)

— Почему она здесь обозначает два звука? (Стоит в начале слова)

— Прочитайте с доски слоги и слова.

(Дети читают и делают вывод, что буква Ё обозначает два зву­ка, если стоит в начале слова и после гласной.)

Букварный пбрИ

Постановка целей и определение темы урока - student2.ru ёрш ёж ёлка ёмкость

Моё твоё её своё

Поёт встаёт даёт продаёт

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Учитель проводит слого-звуковой анализ слов «ёлки», «ёжи «гнёздышко», «несёт».

— К какой группе букв относится буква ЁР.

— В каких случаях она обозначает мягкость согласных звуко

— В каких случаях она обозначает два звука?

— Какие звуки обозначает буква ЁР.

VIII. Подведение итогов урока

— Какую новую букву вы изучали и что интересного о m l узнали?

— В каких случаях буква Ё обозначает два звука?

— Кто научился читать слова и предложения с буквой ЁР.

— У кого вызывает затруднение написание буквы ЁР.

Урок 54. Чтение слов с Ё

Задачи: сформировать у учащихся представление о назначении буквы Ё\ совершенствовать навыки чтения и работы с текстом; учить различать части речи, определять род имен существительных; развивать речь, внимание, память, фонематический слух, интерес к устному народному творчеству.

Обучение УУД: умение делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль при решении учебных задач.

Пропедевтика: транскрипция слов с йотированными гласны ми и разделительным мягким знаком.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— С какой буквой вы познакомились на предыдущем уроке?

— Какова ее роль в русском языке?

II. Актуализация знаний

— Проведите слого-звуковой анализ слов: ёршик, отдаёт, блёстки.

III. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.) iv Работа по теме урока

Прочитайте слова и тексты на с. 30—31 «Азбуки». Придумайте предложения с названиями зверей и их дете­нышей. (Тигрёнок потерял свою маму тигрицу. Он стоит и вытирает слёзы.)

— Прочитайте с доски.

Серёжа Жуков Света Ёлкина

Сёма Никитин Лёва Ершов

Тёма Ёжиков Яна Егорова

— На что указывает буква ЁР.

Наши рекомендации