На погонах командира блестят звезды.
— Откройте «Азбуку» на с. 106. Прочитайте текст «Умелые руки».
— Прочитайте пословицу в Прописях на с. 18. Подходит ли она к тексту, который вы только что прочитали?
— Запишите пословицу письменными буквами. (Обязательно провести анализ каждого слова. Запись каждого
t нова идет сразу после его анализа.)
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте текст и выделенные жирным шрифтом слова над ним на с. 107 учебника.
— Какие плоды увидели дети на дереве?
— Кто полез на забор?
— Что сделал садовник?
— Почему покраснел Денис?
— Можно ли без спроса залезать в чужой сад?
— Выполните задания к этому тексту.
— Как бы вы его озаглавили?
— Прочитайте слоги в таблице на с. 107 учебника.
— Чем отличаются слоги первой строки от слогов второй строки?
— От чего зависит твердость или мягкость согласных звуком при произношении?
— Почему чтение слогов во второй строке вызвало у вас за труднение? (Мы еще не знакомы с одной буквой.)
Это буква Я.
— Давайте изменим задание, простым карандашом зачеркнем букву Я и поставим рядом букву Е.
— Прочитайте слова рядом с рисунком на с. 107.
— Послушайте другие слова и назовите к ним антонимы,
злой — ... (добрый) дикий — ... (домашний)
короткий — ... (длинный) городской - ... (деревенский) враг - ... {друг) бабушка — ... (дедушка)
— Составьте слова, используя слоги, которые напечатан
в последнем задании на с. 107. Выполните задания к этому упражнению.
— Добавьте к первому слогу другой слог или несколько слогов, чтобы получились слова.
де... — (де-ре-во, де-ти, день-ги, Де-нис) ди... — (ди-во, ди-но-завр, Ди-ма, Ди-на) ды... — (ды-ра, ды-мок, ды-шатъ) до... — (до-мик, до-ло-то, до-зор, до-ку-мент)
— Обратите внимание на таблицу на с. 108. Какие буквы напечатаны в первом столбике? Дайте им характеристику.
Это парные согласные звуки и буквы. Мы часто при произ ношении слышим не тот звук, который пишем. С этими звукам и буквами нужно быть осторожными.
— Произнесем их: [д], [д’], [т], [т’].
— Прочитайте слова: плот — плод. Подчеркните одной чертой звук [т], двумя — звук [д].
— Охарактеризуйте эти звуки.
При произношении слов «плот» и «плод» трудно определить, о чем идет речь, так как каждое из этих слов произносится и звучит совершенно одинаково (омофоны), хотя они обозначают разные предметы и пишутся по-разному. Чтобы не ошибиться в написании каждого из этих слов, нужно изменить их так, чтобы они обозначали много данных предметов: плод — плоды, плот - плоты. (Аналогично анализируются другие слова из задания под таблицей на с. 108 учебника.)
— Слова со звонкой согласной буквой Д на конце пропишите на с. 19 Прописей.
(Учитель повторяет способы проверки написания подобных слов.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Проведите звуковой анализ слова «поезд».
Для проверки написания нужной согласной буквы используем множественное число: поезд — поезда. Для проверки написания | глаасной буквы Е используем слово «ездить».
— Прочитайте текст «Реки» на с. 108 учебника.
— Найдите в тексте слова с буквой Д. Прочитайте их еще раз.
— Названия каких рек упоминается в тексте?
— Давайте запишем их в Прописях на с. 18—19.
— Выполните задания для работы в парах.
— Выполните задание под знаком-помощником «Задание повышенной сложности». (Нева, Дон, Лена, Амур.)
— Названия каких городов вы можете записать? (Москва, Курск, Белгород, Тула, Новгород, Кострома, Самара, Северодвинск.)
(Учитель показывает названные города на карте Российской Федерации.)
— Составьте слова по моделям.
д** (дом, дым, два, дуб) д*** (дело, друг, дядя)
**д** (ведро, садик, лодка)
**д* (кедр, кадр, руда, чудо, Лида)
— Прочитайте слова и текст на с. 109 учебника.
— Выполните задания в парах под соответствующим знаком- помощником.
(Ответ на вопрос «Кем работает мама Димы?» записывается и тетрадях после анализа.)
— Запишем пословицу. Что она означает?
— А кем мечтаете стать вы?
(Заранее подготовленные дети читают стихи В. Степанова.) Кто помогает стать здоровым Козам, курам и коровам?
Снимает боль, уменьшит жар?
Доктор их — ветеринар.
В кино снимается артист,
Артист играет роль.
В кино артист - то футболист,
То летчик, то король.
Любых профессий и времен Сыграть героя может он.
— О труде говорится во многих пословицах, но их нужно применять к месту, чтобы выделить самое главное. Послушайте пословицы и определите, когда так можно сказать. Как вы понимаете каждую пословицу?
• Душу и сердце в работу вложи,