С высокой крышею двускатной.
Вот стоит, дымок пуская,
БукваД— труба печная.
В. Степанов
(После показа учителем правильного написания заглавной н строчной букв Д, д учащиеся записывают эти буквы на с. 16—17 Прописей.)
— Прочитайте пословицы с буквой Дна с. 104 учебника.
— Обведите в пословицах букву Д, обозначающую мягкий согласный звук, зеленым цветом, а букву Д, обозначающую твердый согласный звук, синим цветом.
— Чему нас учат эти пословицы?
— Рассмотрите иллюстрацию на тему «Морские сокровища» на с. 104.
— Кто плавает под водой? (Водолазы или аквалангисты.)
— Кто из вас знает, как называется вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно? {Дайвинг.)
— Какое оборудование необходимо аквалангисту, чтобы не погибнуть под водой?
— Что увидели водолазы на дне моря?
— Каких морских обитателей они встретили? (Осьминога, медуз, ракушки, рыб.)
— Как могли сокровища оказаться на морском дне? Профессия аквалангиста очень интересна, но и опасна. Ак-
аквалангисты очень дисциплинированные, дружные и ответственные люди. Они умеют жить по правилам. Если нарушить правила пользования аквалангом под водой, можно погибнуть. Это еще н терпеливые люди.
— А как вы понимаете смысл пословицы «Терпение и труд все перетрут»?
Затонувшие корабли приходится искать очень долго. Именно аквалангисты спасают в наше время моряков, если затонет подводная лодка.
— Чем опасны пираты в море?
— Что вы слышали о пиратах в наше время?
— Может ли деятельность пиратов считаться почетной?
— Кто из вас хотел бы стать настоящим пиратом?
Только очень нехорошие и жестокие, жадные люди стремятся г гать пиратами.
— Прочитайте однокоренные слова с корнем «вод» в верхней части с. 105.
— Прочитайте текст к иллюстрации на с. 105.
— Где работают водолазы?
— Почему их работа трудна?
— Запишите в словарик новое словарное слово — работа.
— Кем работают папы Нади и Димы?
— Что они делали на дне реки?
— Для чего нужно следить за состоянием опор мостов через реку?
— Для чего через водные пространства строят мосты?
— Что или кто может по ним передвигаться? -
— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 105.
— Ответьте на вопросы в голубых рамочках.
— Напишите слоги с буквами Д, д в Прописях на с. 16—17.
— Проведите звуко-буквенный анализ слов «дом», «Дима», «Денис».
— Запишите эти слова в рабочую тетрадь.
— Вылепите заглавную печатную букву Д из пластилина.
— А теперь сделаем веселый коллаж из получившихся у вас букв.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте с доски пары слов и проанализируйте их: дубы - дуб ; сады - сад.
— Запишите предложение «У дома дуб».
Несмотря на то что мы слышим звук [п], пишем букву Б, как
в проверочном слове «дубы».
— Запишите предложение «На дне реки работает водолаз».
— Прочитайте скороговорки на с. 106 учебника.
(Далее учитель обучает детей разгадывать ребусы.)
— Поговорим о многозначности слов. Какое значение имеет слово «звезда»? (Пятиконечная звезда на кремлевской башне, звезда на погонах, морская звезда, звезда на небе.)
— Почему об артистах говорят иногда: «Она звезда. Он звезда»? {Известная личность, лучший среди многих.)
— Перечислите дни недели.
— Прочитайте и отгадайте загадки на с. 106 «Азбуки».
— О чем первая загадка?
— Объясните смысл слова «зуб» в этой загадке.
— У каких предметов есть еще зубы? (Зубья расчески, зубья бороны, граблей.)
— У каких живых существ есть зубы?
— Как нужно ухаживать за зубами?
— К чему может привести болезнь зубов?
— Прочитайте текст «Умелые руки».
— Поставьте вопросы к предложениям этого текста. (Примерные вопросы. Какие руки у Тимы? Когда о человеке говорят, что у него умелые руки? Что смог сделать для себя Тима? Как вы думаете, разрешал ли он своим друзьям кататься на его самокате? О чем нужно помнить, катаясь на самокате? Когда Лида моет посуду? Для чего нужно мыть посуду после употребления пищи? Куда она ставит стаканы и тарелки?)
— Какие словарные слова встретились в этом тексте? (Обед, посуда, тарелки, стаканы.)
— Что выражает предложение? (Каждое предложение выражает законченную мысль.)
— Запишите в рабочую тетрадь предложения, проговаривая их шепотом.
У Тимы умелые руки.
Он сам сделал самокат.
VII. Развитие речевого аппарата
Дыхательная гимнастика
Упражнения «Ароматный цветок», «Воздушный шарик».
2. Артикуляционная разминкаУпражнения «Щечки», «Рыбка».
Работа над дикцией
— Прочитайте с доски.
мок — ды тон — бе
ми к —до ка —дыр
дон - би но — суд
— А теперь прочитайте эти слоги, поменяв их местами.
— Какое событие произойдет в Сочи в 2014 году?
— Какие виды спорта вы знаете?
— Прочитайте слова (напечатаны на карточках).
олимпиада бадминтон
баскетбол соревнование
тренер тренировка
спортсмен гимнастка
— Определите, какой звук заблудился.
1. Мама с бочками (донками) пошла По дороге вдоль села.
2. Сели в ложку (лодку) и айда По реке туда-сюда.
3. На поляне весной Вырос зуб (дуб) молодой.
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была.