Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
— Проведите слого-звуковой анализ слова «белка».
— Откройте «Азбуку» на с. 97. Прочитайте слова, напечатанные жирным шрифтом (столбики). К какой группе слов их можно отнести? (Эти слова обозначают одушевленные предметы, относятся к именам нарицательным. Это животные, дикие.)
— Давайте хором, но негромко все вместе прочитаем текст на с. 97.
— О ком этот текст?
— Какие деревья растут в парке?
— Кто скакал с ветки на ветку?
— Где она жила?
— Что она брала у детей из рук?
— Можно ли сказать, что белка доверчиво относится к людям?
— В каких случаях это происходит?
— Что вас удивило в тексте?
(Повторное чтение текста по рядам. Запись предложений из текста.)
— Прочитайте слова, составленные на наборном полотне (слова могут быть записаны на доске): белка, к белке, от белки, за белкой, о белке, у белки.
— Что объединяет эти слова? (Везде говорится о белке.)
— Найдите корень у каждого из этих слов.
— Что изменяется у всех слов? (Окончание.)
В таких случаях говорят, что это формы одного слова, разные предлоги и разные окончания.
— Отгадайте загадку.
Вот так звери!
Нор не роют,
Но зато плотины строят.
Все они одеты в шубы,
Инструмент не пилы — зубы.{Бобры.)
— Проведите слого-звуковой анализ слова «бобры».
(Нужно обратить внимание детей на слабую позицию гласного
щука |а |. Дети подбирают проверочное слово «бобр».)
Вывод. Звук [а] на письме будет обозначаться буквой О.
— Наберем на наборном полотне слова: бобр — бобры.
— Кого мы видим на рисунке на с. 99?
— Что делают бобры?
— Какие «инструменты» у них имеются?
— Прочитайте текст «Бобры».
(Дети читают хором, затем по цепочке по одному предложению.)
— Что вы узнали о бобрах?
В Воронежской области есть государственный заповедник, в котором живут бобры. Они охраняются государством. Бобры спокойно строят на реке домики, выращивают потомство. В заповеднике никто не охотится на этих животных.
— Допишите в Прописях на с. 13 предложение о бобрах.
VII. Физкультминутка
VIII. Продолжение работы по теме урока
— Рассмотрите рисунки внизу с. 98 учебника. Кто играет в барабаны?
— Прочитайте скороговорку там, где нарисованы бараны. Научимся говорить ее чисто и быстро.
Ребята, слово «барабаны» с секретом. Это слово из словаря.
— Проведем звуко-буквенный анализ слова «барабан» и составим его на наборном полотне.
— Какой слог ударный?
(Учитель обращает внимание детей на слабую позицию звука [а] в слогах БЛ и РА. Их нельзя проверить, а нужно запомнить написание и записать в словарик.)
Есть еще одно словарное слово — болото.
— Проанализируйте его, составьте на наборном полотне, выделите слабую позицию звука [о], запишите в словарик.
— Посмотрите на таблицу слогов на с. 98. Какие парные согласные звуки в ней встречаются? (Звонкие и глухие согласные звуки [б] — [п] и [б’] — [п’].)
— Соотнесите картинки и слова в верхней части с. 98.
— Нарисуйте схемы к словам.
— Составьте с ними предложения.
— Разгадайте ребусы внизу с. 98.
— Запишите эти слова в тетрадь.
— Прочитайте текст про кота Барсика в середине с. 98.
— О чем говорится в первом предложении?
— Что говорится о клубке?
— Кто катал клубок?
— Почему слово «Барсик» написано с заглавной буквы?
— Для чего в тексте поставлены точки?
— Как начинаем писать предложение?
— Запишите предложения о коте Барсике.
— Прочитайте слова со слогом КА на с. 99.
— Спишите с доски предложение (написано письменными буквами, а не печатными) «Белые бараны били в барабаны».
— В названиях каких еще зверей есть звуки [б] и [б’]?
— Отгадайте загадки О. Дружковой.
Длинные иголки По земле волочатся,
Приставать к нему
Никому не хочется.(Дикобраз.)
2. Лошадка, которая забыла Снять пижаму.(Зебра.)
— Почему букву Б поместили в верхней строке ленты букв на с. 103 учебника? (Это согласный, звонкий звук.)
— Почему под буквой Б стоит буква /7? (Парные согласные звонкие и глухие звуки.)
— Прочитайте с доски текст.
В магазине
В магазине много товара. Мама купила в бакалее крупу и муку. Зина иыбрала сок. Он питателен. В соке витамины. У папы три бутылки молокаи бутылка ситро. Они купили рыбу. Мама сварит суп.
— Кому из вас приходилось бывать в магазине?
— Что вы там приобретали?
— Можно ли брать без разрешения товар и уносить его из магазина, не расплатившись?
IX. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
Домашнее задание
Нарисовать обитателей зоопарка.
Урок 3 6. Чтение слов с Б
Задачи: совершенствовать у учащихся навыки правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; учить делать звуковой анализ слов, различать понятия «форма слова» и «родственные слова»; развивать фонематический слух, логическое мышление, речь; воспитывать интерес к родному языку.
Обучение УУД: умение наблюдать и сопоставлять; работать с источниками информации; точно выполнять задания учебника или учителя.
Пропедевтика: понятие «басня».
Ход урока