Ми — мир ме — мел мо — молоко .
— Прочитайте слоги, в которых буква М обозначает мягкий
согласный звук.
— Что придает мягкость звуку в этих слогах?
— Прочитайте слоги, в которых буква М обозначает твердый согласный звук.
— Почему в этих слогах звук [м] твердый?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте текст на с. 86 «Азбуки» по цепочке, затем хором.
— Для чего Клава открыла кран?
— Как называют кран, из которого льется вода? (Водопроводный кран.)
— Для чего, вымыв руки, необходимо выключать воду? (Чтобы не было напрасной потери воды. Воду нужно беречь.)
— Как часто нужно мыть руки в течение дня?
(Здесь можно поговорить о личной гигиене, вспомнить сказку К. Чуковского «Мойдодыр». Провести беседу о необходимости соблюдать чистоту.)
— Найдите в тексте и подчеркните все двусложные слова. (Клава, встала, рано, утром, она, полке, мыло, руки, с мылом, смотрел.)
— В каком слове слогов больше, чем три? (Туалетное, умываться.)
— Кто продолжит рассказ дальше?
(Повторное чтение.)
— В Прописях на с. 6 проанализируйте предложение «Клава вымыла руки с мылом» и запишите его.
— Пропишите заглавную букву М и слоги с ней на с. 7 Прописей.
— Прочитайте текст, записанный на доске. (Можно использовать интерактивную доску и мультимедийное оборудование.)
Папа и Павлик плыли по реке Усманке на катере. Иван Петрович — капитан. Катер пристал к пристани в селе Петровка. Павлик срывал ка- и и ну. Она краснеет на кусте. Он ел калину.
— Вкусно? — спросил капитан.
— Нет! — ответил Павлик.
А вот сироп калины у повара вкусен!
— По какой реке плыли папа и Павлик?
Усманка, это одна из чистых рек России, протекает через Воронежскую область и впадает в реку Дон.
— А какие реки протекают через нашу область?
— С кем вы бывали у этих рек?
— Разделите слова, обозначающие имена собственные, черточками на слоги. ч _ %
— Какое слово самое короткое?
— Какое слово содержит самое большое количество слогов?
— Напишем под диктовку эти имена собственные в рабочей тетради: Павлик, Усманка, Иван, Петровка.
— Какое слово мы с вами не написали? Почему? (.Белове «Петрович» есть звук, который мы еще не умеем обозначать буквой.)
— Какие названия деревень и поселков знаете вы?
— Может быть, вы ездили отдыхать к родственникам, друзьям?
— Кто запомнит больше слов со звуками [м] и [м’]? (Текст JT. Яхнина.)
Манит московское метро. Матовый мрамор. Многоцветные мозаики. Молочное мерцание.
Молнией мчится метропоезд. Многовагонный, многооконный, многолюдный. Мест много. Мы молчим. Мелькают мелкие маячки. Мигают. «Маяковская».
Молодец, машинист!
— Измените слово «малина» с помощью вопросов косвенных падежей. (Малина, от малины, к малине, малину, за малиной, о малине.)
— Что изменяется в этих словах? (Окончание слова.)
— Поиграем в игру «Кто больше?».
— Назовите цветы, в названии которых есть звук [м]. (Мак, ромашка, мальва, маргаритки.)
— Перечислите продукты, в названии которых есть [м] или [м’]. (Мясо, молоко, мед, маргарин, масло, макароны, манка, мандарины, мука.)
— Подберите к словам антоним: война, быстро, твердый, ссориться, глупый, большой.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— Что вызвало затруднение?
— Что нового вы узнали? Чему научились?
Урок 32. Чтение слов с М
Задачи: совершенствовать у учащихся навыки сознательного, орфоэпически правильного, выразительного, слогового и беглого чтения; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, умение работать с текстом, четко отвечать на поставленный вопрос; продолжить работу по раскрытию понятия «рифма».
Обучение УУД: умение классифицировать гласные буквы по их назначению в русском языке; соотносить изученные звуки и буквы; оценивать собственные достижения; давать характеристику и оценку достижений своих одноклассников.
Пропедевтика: фонетический разбор слов.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— В каких городах и селах, деревнях вы побывали?
— Кто из вас бывал в Москве?
— Какой вы ее запомнили?
Сегодня на уроке мы с вами посмотрим фильм о Москве, прочитаем небольшие рассказы о Москве. Москва — столица нашей Родины. Русский народ гордится этим городом, его историческим прошлым и памятниками культуры, которые дошли до наших дней из далекого прошлого.
II. Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)