И деревья роняют Свой осенний наряд.
Покружатся листочки И на землю падут,
А потом незаметно К нам морозы придут.
Лужи с золотом листьев Тронет первый ледок,
И седой паутинкой Сад засыплет снежок.
А. Кочергина
— О чем говорится в стихотворении?
— Прочитайте в «Азбуке» на с. 81 текст «Покупки».
— Найдите все двусложные (трехсложные) слова.
— Прочитайте текст «Повар» на с. 83.
— Придумайте однокоренные слова к слову «повар».
III. Постановка целей и определение темы урока
— Как мычит корова? (Му-у-у.)
— Какой звук слышится первым?
— Как с нами «разговаривает» кошка? {Мяу.)
— Какой первый звук?
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуками [м] и [м’]
— Рассмотрите рисунки в красной рамке на с. 85 «Азбуки».
— Выделите в словах «дом» и «семь» новые звуки.
— Соотнесите эти слова со схемами.
— Дайте характеристику новых звуков. Гласные они или согласные?
— Звонкие или глухие?
— Мягкие или твердые?
— Какие гласные звуки обозначают мягкость согласных звуков?
— Выделите звуки [м] и [м’] из слов «Мила», «мыла». (Учитель объясняет артикуляцию (положение губ, языка, прохождение воздуха, голос) при произнесении этих звуков.)
Вывод. Согласный, звонкий, может быть мягким или твердым.
— Определите позиции звука в словах: мох, медведь, метро, сом, сомик, Маша, муравей, карман, молот, самовар, Митя, Мила.
— Отгадайте загадки. Проведите слого-звуковой анализ слов- отгадок.
В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? {Мел.)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую лизал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной - ... (медведь).
В подполье, в каморке,
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? {Мышка.)
2. Знакомство с буквами М,м
— На что похожа буква Ml
(Заранее подготовленные дети читают стихи.)
Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали.
В. Степанов
Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М.
Л. Шибаев
Вот качели — буква А/!
Здесь качаться можно всем!
Е. Тарлапан
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М\
Г. Ванюхина
— Напишите строчную букву мна с. 6Прописей.
— Прочитайте с доски.
— Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?
— Пропишите строчную букву м на с. 6 Прописей.
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 84 учебника. Что на ней изображено? (Московский Кремль и собор Василия Блаженного.)
— Как называется стена из кирпича, изображенная на иллюстрации? (Кремлевская стена.)
— Что находится в центре Кремля?
— Как называется собор, который построен на площади перед Кремлем? (Собор Василия Блаженного.)
— Как называется здание, которое находится справа вверху? (Исторический музей.)
(Учитель рассказывает о Красной площади, Историческом музее, соборе Василия Блаженного, Кремле. Он рассказывает об истории создания Москвы белокаменной, предназначении кремлевской стены. С рассказом учителя должны быть созвучны пословицы на с. 84. Уместно рассказать о монголо-татарском нашествии, о войне с французами, о Великой Отечественной войне.)
— Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина над картинкой. Выделяйте голосом логическое ударение в каждой строке.
— Прочитайте текст под иллюстрацией. Какова Москва?
— Какой она становится от года к году?
— Кто из вас бывал в Москве, что вам особенно запомнилось?
— Прочитайте пословицы в нижней части страницы, объясните их значение.
— Выполните задания, которые вам предлагают авторы учебника на с. 85.
— Прочитайте текст «На уроке». Поставьте к нему вопросы.
— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 85 и составьте их на наборном полотне.
— Запишите слоги в Прописях на с. 6.
— Запишите в словарик: метр, Москва, молоко, космонавт.
(Следует обратить внимание детей на слабую позицию гласных в словах.)
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
Упражнения «Воздушный шарик», «Корова».
2. Артикуляционная разминка
Упражнения «Губы», «Сластена».
3. Работа над дикцией
Скороговорка:
Мед в лесу медведь нашел.
Мало меду, много пчел.
— Прочитайте с доски.
Ма — мак мы — мыс му — мука