Работа по развитию внимания и мышления
— Подберите пару (например: труд тяжелый).
тетрадь | торопливый |
турист | терпеливый |
телефон | теплый |
туфли | темный |
театр | трудолюбивый |
тарелка | творческий |
тигр | твердый |
топор | тонкий |
торт | толстый |
территория | темно-зеленый |
трава | трусливый |
туча | тяжелый |
труд | трудный |
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что вам запомнилось больше всего?
— Чему вы научились на уроке?
Домашнее задание
Нарисовать лесную школу, в которой вы хотели бы учиться.
Урок 2 3. Согласная буква Л
Задачи: познакомить учащихся с буквами JI, л\ упражнять в чтении буквосочетаний, слов, предложений, в составлении простых и сложных предложений; расширить представление о многозначности слов; развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух; воспитывать интерес к чтению.
Обучение УУД: умение превращать печатный текст в рукописный; строить различные по интонации предложения; преобразовывать простые предложения в распространенные.
Ход урока
I
Включение в учебную деятельность
Перед вами выставка ваших рисунков на тему «Лесная школа». Какие рисунки вас особенно заинтересовали? Расскажите, что вы рисовали.
Как мы называем все то, что мы с вами сейчас говорили? (Устная речь.)
Как называем все то, что напечатано в книге и в Прописях? (Письменная речь.)
Откройте «Азбуку» на с. 57. Посчитайте на ленте букв, сколько букв вы уже знаете.
Сколько среди них гласных? согласных?
- А слов с этими буквами мы можем прочитать девять или больше? (Больше.)
II Актуализация знаний
Прочитайте с доски слова: аист, оса, кот, окуни, сын, киска; осока, осот, кусты, сук, сок, кости, кисти, соты, сито, стон, канат, носок, санки, кусок, киоск, косынка, усы; у Тони, у Кости, у Нины, у Никиты, у Насти, у Сани, у Ани.
— Что означают слова в первой строке? (Одушевленные существа.)
— Что означают слова во второй строке? (Неодушевленные предметы.)
— Что означают слова в третьей строке? (Имена людей — имена собственные.)
— Как называется слово, с которым они употреблены? (Предлог)
— На что указывает нам предлог «у»? (Место нахождения чего- либо или принадлежность чему-либо или кому-либо.)
— Что мы знаем о правописании предлогов с другими словами?
(Учащиеся работают с лентой букв на с. 57 учебника.)
III. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуками [л] и [л’]
— Откройте «Азбуку» на с. 59. Рассмотрите рисунки в красной рамке. Что на них изображено? (Руль и стул.)
— Сравните предложенные авторами схемы слов.
— Проанализируем слова «стул», «руль». На какой звук оканчивается каждое из этих слов?
(Учащиеся разбирают артикуляцию звука [л]: положение губ, языка, прохождение воздуха, голос.)
Вывод. Воздух задерживается — звук согласный, произносится с голосом — звонкий, может быть твердым, мягким.
— Определите положение звука в словах: луна, пол, стол, стул, полка, воздух, лиса, Юля, Оля, малыши, ландыши.
— Придумайте слова, оканчивающиеся на ЛЬ. {Соль, роль, руль, боль, быль, горбыль, автомобиль, акварель, карамель, кадриль, стиль, фитиль, водитель, учитель, писатель, мечтатель, коктейль.)
(Учитель выставляет на доске картинки, дети называют предметы и откладывают в сторону те, в названиях которых нет звуков [л] и [л’].)
— Замените звук [л] на мягкий [л’] в словах: лук {люк), галка {галька), гол {голь), полка {полька), ел {ель), мол {моль), мел {мель), был {быль), тол {толь).
(Звуковой анализ слов «руль», «стул».)
2. Знакомство с буквами Л, л
— Сравните печатные и письменные буквы Л, л.
Строчную букву л начинаем писать немного выше нижней
линии рабочей строки, ведем линию вверх, только наклоняем чуть больше обычного. Доведя до верхней линии, не отрывая руки, начинаем писать второй элемент буквы: черту с закруглением внизу. Сначала вниз ведем по написанному, затем элементы расходятся, между ними остается уголочек.
(Учащиеся пишут строчную букву л на с. 23 Прописей.) Клоун с бантом Стал гигантом.
Он в толпе ходил и пел.
Мы взглянули на ходули —
Увидали букву Л.
Г. Ванюхина
— Прочитайте с доски: ла — лак — лаки, кто — кот — ток, ли - лик — лики, тук — стук — стул — стол — стон.
— Какие слова спрятались в слове «листок»? {Лист, локти, кости, косит, сток, лоск, сок, лик, сито, ток, кот, тик, кит, кол, лот.)
(Учитель может предложить записать эти слова в рабочую тетрадь.)
v Развитие речевого аппарата
Дыхательная гимнастика
Упражнения «Ароматный цветок», «Воздушный шарик».
Артикуляционная разминка
Упражнение «Лошадка».
<. Работа над дикцией
Скороговорка:
Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Ч истоговорка:
JIa-лы-ли, ла-ло-лу — много пыли на полу. На-но-ну, на-ны-ни — руку в воду окуни. Та-ти-ты, то-ту-та — вот лисица у куста.
Су-си-сы, со-су-са — на носу сидит оса.
VI Физкультминутка
vii Продолжение работы по теме урока
Прочитайте слова и слоги на с. 59 «Азбуки».
Что вы можете сказать о звуках [л], [л’]?
(Учитель выставляет слоги на наборном полотне.)
Напишите слоги на с. 23 Прописей.
(Следует обратить внимание учащихся на способы соединения букв.)
Составим слова «кукла», «луна», «слон» на наборном полотне и проанализируем их звуковой состав.
(Последовательно анализируется каждое слово.)
— Запишите слова.
Рассмотрите иллюстрацию в «Азбуке» на с. 58.
Составьте рассказ по иллюстрации.
Из какой сказки взят сюжет для иллюстрации? («Краденое солнце» К. Чуковского.)
Какое время суток изображено? (Поздний вечер или ночь.) По каким признакам вы определили, что это поздний вечер или ночь? (Звезды на небе, вокруг темно.)
— Почему солнце лежит на спине слона?
— Сколько всего слонов?
— Каких зверей изображено меньше, чем слонов?
— Чем занят ослик?
(Учитель показывает детям несколько разных книг К. Чуков- ского, в которых напечатана сказка «Краденое солнце», зачитывает любой отрывок и предлагает детям дома с родителями прочитать эту сказку и нарисовать к ней иллюстрации.)
— Прочитайте стихотворение к иллюстрации. На что нам ук зывает синий значок-помощник?
— Подчеркните в стихотворении все буквы Л.
— Послушайте задания.
(Учитель читает задания на с. 58 учебника.)