Через море-океан Плывет чудо-великан
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит.)
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает. (Крот.)
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что вам запомнилось больше всего?
— Какие задания вам понравилось выполнять?
— Откройте «Азбуку» на с. 51 и взгляните на ленту букв. Каких букв вы изучили больше — гласных или согласных?
— Назовите гласные, затем согласные.
Урок 21. Согласная буква Г
Задачи: познакомить учащихся с буквами Т, т; развивать спо- собность узнавать изученные буквы, выделять звуки в словах, чинш. сочетания букв, слова, предложения; развивать речь, память, им и мание, фонематический слух; закрепить знания о правописании заглавной буквы; обучать безотрывному письму; воспитывать интерес к чтению.
Обучение УУД: умение определять интонацию предложения;
дополнять предложение новой информацией; ориентироваться
и информационных потоках, выделять существенное; самостоятельно работать с разрезной азбукой; озаглавливать текст; выделять ключевые слова в тексте «Азбуки».
Пропедевтика: безударные гласные, не проверяемые ударением понятие «словарная работа».
Ход урока
I Включение в учебную деятельность
— С какими буквами и звуками вы познакомились на предыдущем уроке?
— Вылепите эти буквы из пластилина. Покажите, какие они у вас получились.
II Актуализация знаний
— Прочитайте с доски слова: киска, каска, коса, осанка, косынка, осинка.
— Что общего у этих слов? (Имеются одинаковые буквы.)
— Какое слово можно считать лишним? Почему? (Осанка — начинается не с буквы К.)
— Какая буква показывает, что при произношении буква, стоящая перед ней, обозначает мягкий согласный звук?
— Может ли согласная буква быть мягкой или твердой? (Нет, твердыми или мягкими могут быть только согласные звуки. Буква — это лишь значок для обозначения звуков.)
— Откройте рабочие тетради. Я буду называть буквы, а вы запишите только согласные: И, Н, А, У, К, О, Ы, С, И, У, С, К, А, О, Н.
— В чем отличие гласного звука от согласного?
— А теперь запишите заглавные буквы Н, К, С.
— Прочитайте слова и предложения в «Азбуке» на с. 50—51.
— Какой рассказ мы составили на предыдущем уроке по иллюстрациям, на которых изображены бабушка и котенок?
— Каким вы представили котенка? (Забавным, веселым, шустрым, игривым.)
III. Постановка целей и определение темы урока
— Как тикают часы? (Тик-так.)
— Какие звуки мы слышим в начале каждой части? (Звуки [т] и [Т’].)
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались
о целях и теме урока.)
IV.Работа по теме урока
1. Знакомство со звуками [т] и [т’]
— Откройте «Азбуку» на с. 53. Что нарисовано в красной рам ке? (Кубики.)
— Сколько кубиков над первой схемой слова?
— Сколько кубиков над второй схемой слова?
— В чем сходство и отличие схем? (Общее — по три звука, по од ному гласному звуку и двум согласным. Отличие — в первой схеме мягкий и твердый согласные звуки, во второй схеме два твердых согласных звука.)
— Проведем слого-звуковой анализ слов «три» и «пять». Вывод. Согласный, глухой (произносится без голоса), может
быть твердым и мягким.
— Найдите место звуков [т] и [т’] в словах: тигр, кот, тарелка стекло, тетрадь, пятница.
2. Знакомство с буквами Т, т
— Сравните печатные и письменные буквы Т, т.
(Давая образец написания строчной буквы т, следует обратить
особое внимание на необходимость соблюдения параллельного написания элементов, из которых состоит буква.)
Буква Т стоит на крыше,
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась И на крыше очутилась.
А. Шибаев Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
Е. Тарлапан
— Прочитайте с доски (хором, парами, по рядам, по вариан там, индивидуально).
та | то | ту | ты | ти |
нота | тот | так | тук | |
Ната | Никита | Нина | Инна | |
оку | ску | ско | сти | стук |
око | ско | сту | сты | стон |
ОКИ | ски | сто | стан | стык |
— Прочитайте слоги в красной рамке («Азбука», с. 53).
Пропишите слоги и слова в Прописях на с. 20.
(Каждое слово необходимо проанализировать.)
Почему все слова на доске написаны с заглавной буквы?
(I la доске записаны слова: Антон, Тома, Тима, Ната, Тина.)
Расставьте в этих словах ударение.
(Далее учитель проводит анализ предложения «А кот тут как
1 I !■•, дети делают запись в Прописях.)
Проанализируем предложение «У Тани нитки».