I Включение в учебную деятельность

— С какими буквами и звуками вы познакомились на преды­дущем уроке?

II Актуализация знаний

(На этом этапе урока первоклассники учатся умению рассуждать.)

— Откройте «Азбуку» на с. 43. Рассмотрите иллюстрации к сказке.

— Кто знает, как называется эта сказка? («Заюшкина избушка».)

— Что изображено на первой иллюстрации? (Заяц выглядывает в окошко из своей избушки. Изба построена из бревен. Светит солнышко. На крыше домика тает снег. Справа изображена ледяная избушка лисы. Она тоже тает. Лиса бежит к зай­чику.)

— Что несет лиса в узелке?

— Что на рисунке помогает нам определить, что избушка лисы тает? (Яркое солнце и капли воды, стекающие со стены ледя­ной избушки.)

— Опишите, как одета лиса.

— Рассмотрите следующие иллюстрации и скажите: поче­му больше нигде не изображено солнышко? (Потому что у зайчика горе.)

— Что произошло дальше?

(Дети передают содержание сказки. В конце беседы учитель учит детей делать обобщение по проблеме взаимоотношений ме­жду героями сказки.)

— Проанализируем предложение «Петух выгнал лису из из­бушки».

— Прочитайте с доски нараспев: А, О, Ы, И, У.

— Как получаются звуки? (Воздух проходит через горло, нос, рот, участвуют зубы, губы, язык.)

— Почему получаются разные звуки? От чего это зависит? {От того, в каком положении находятся губы, язык, зубы, как широко раскрывается рот.)Какие буквы написаны на доске? (Гласные.)

— Почему их так назвали? (Они голосовые, голос льется свобод­но, их можно петь.)

— А есть другие звуки, не такие напевные? {Да, звуки, которые наталкиваются на преграду: зубы, губы, язык.)

— Какими получаются эти звуки? (Короткими.)

— Как их назвали? (Согласными.)

Почему согласные так назвали? Потому что они любят быт

вместе с гласными. Когда они одни, без гласных, — они слабые, короткие. Поэтому они любят, когда за ними стоят гласные. Тогда они чувствуют себя сильными, уверенными, звучат громко, отчет­ливо. Вот мы и называем их согласными, т. е. такими, которые хотят быть вместе с гласными.

III. Постановка целей и определение темы урока

— Отгадайте загадки.

1. Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек. (Собака.)

2. Всю ночь летает —

Мышей добывает.

А станет светло —

Спать летит в дупло. {Сова.)

3. Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон.)

— Что общего у слов-отгадок? (Названия одушевленных пред­метов, они начинаются со звука [с].)

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуками [с] и [с’]

— Проведите слого-звуковой анализ слов «сосны», «лес» и «лось».

(Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка).)

Вывод. Согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

— С каким звуком воздух выходит из шарика? (С-с-с...)

— Определите положение звука [с] в словах: слон, миска, ли­сица, автобус, семечки, сито, Карлсон, Самоделкин.

— Найдите имена собственные.

2. Знакомство с буквами С, с

— На что похожа буква С?

(Учитель проводит сравнение печатных и письменных букв С, с.)

Эта буква представляет собой часть овала и поэтому должна быть округлой.

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Г. Виеру

Что за буква светится Старым ясным месяцем?

В. Степанов

Шел конь, подковами звеня.

Как буква С следы коня.

Е. Тарлапан

(Написание букв С, с на с. 16—17 Прописей.)

— Прочитайте с доски хором.

ис си иси сын - ■ сыну — сына
ас са иса сон — сны — сна
ос со исо нос - носа — носу
ыс сы ысо ныс - ■ нас — нис
ус су усо сну — нус — сун

— Рассмотрите картинку на с. 44 учебника.

(Составление рассказа по иллюстрациям на тему «Девочки

(аблудились».)

— Какое время суток изображено на рисунке?

— Почему вы решили, что наступила ночь? (По лесу летает сова. Совы летают только в вечернее или ночное время суток.)

— Какую еще птицу вы увидели? Где она сидит?

— Если внимательно посмотреть на цвета, которые выбрал художник, похоже ли это время суток на вечер или ночь? (Нет, краски выбраны светлые и яркие.)

— Так почему же тогда летает сова? {Девочки стали перекли­каться, из-за шума сова вылетела из своего укрытия.)

— Какое несчастье случилось с девочками?

— Почему девочки оказались в лесу? (Они собирали грибы.)

— Каким образом девочки решили отыскать друг друга?

— Как одеты девочки?

— Как вы думаете, какое время года изображено на рисунке?

— Почему вы решили, что это осень? (Листва на деревьях и ку­старниках пожелтела, а некоторые оделись в алый наряд.)

— Прочитайте предложения под рисунком. Почему в конце каждого предложения стоит восклицательный знак?

За дубами между сосен,

Не во сне, а наяву Ходит осень, бродит осень,

Прелью путает траву.

С кем-то шепчется в осоке,

Где от солнышка рябит.

Из земли на пень высокий Выбираются грибы.

Сколько их, медвяно-желтых,

Вот бы на зиму сберечь.

И снимает шляпку желудь Перед тем, как в спячку лечь.

Р. Дерикот

— О чем говорится в стихотворении?

— Соответствует ли его содержание иллюстрации учебника? Докажите.

— Какие еще деревья растут в лесу?

— А какие деревья вы знаете? Отгадайте загадки А. Кочерги- ной о деревьях.

1. Летом знойным зацветет —

Сразу пчел к себе зовет.

Круглые листочки,

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар...

Кто то дерево узнал? {Липа.)

2. Не береза, не сосна —

В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит,

Вся листва на ней дрожит. {Осина.)

3. Что за дерево такое Угощает снегирей?

Снег кругом, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)

4. Что за дерево растет?

Снег в июне нам несет.

Снег же тот не тает,

В воздухе летает. {Тополь.)

(Учитель может выставить репродукцию картины И. Леви­тана «Золотая осень» и провести краткую беседу по содержанию репродукции.)

— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 45. (Звуко-буквенный анализ слов обязателен.)

С этого урока в схеме слов везде мягкий согласный звук будет закрашиваться зеленым цветом, твердый — синим.

— Посмотрите вопросы в голубых рамках. Эти новые звуки гласные или согласные?

— Почему вы решили, что согласные?

Твердые или мягкие? (Они могут быть и мягкими, и твер­дыми звуками.)

(Звуко-буквенный анализ слов обязателен.)

Прочитайте предложения на с. 45. Поставьте вопросы друг другу по этим предложениям. (Где находится Нина ? У какого дерева Инна ? Кто стоит у осины ? Кто находится у сосны 7)

Сегодня вы узнаете, что часто будете встречать слова, кото­рые произносятся совсем не так, как пишутся. В таких случаях I (шорят, что произношение расходится с написанием. Написание Пукв в таких словах нужно запомнить. И называться они будут * товарными словами. Первое словарное слово — осина.

Осень осину очень любила,

Осень осину всю нарядила

В яркий багрянец. Как хорошо!

Слово «осина» начни с буквы 01

— Постарайтесь запомнить, что слово «осина» пишем с буквы О.

— В вашей рабочей тетради напишем слова: осина — осины.

— Прочитайте стихотворение И. Бунина на с. 45. Подчеркните в нем все буквы С.

— Можно ли сказать, что поэт словами описал тот же лес, ко­торый изображен на рисунке?

— Прочитайте пословицу в самом верху с. 44. Как вы пони­маете ее смысл?

— Прочитайте пословицы в нижней части страницы — там, где значок-помощник голубого цвета. Как вы понимаете смысл этих пословиц?

— Проговорите их хором.

Пословицы — это народная мудрость, которая нас учит хоро­шему, доброму.

— Прочитайте и отгадайте загадку. {Сосна, ель, пихта, мож­жевельник.)

Наши рекомендации