I Включение в учебную деятельность
— С какими буквами и звуками вы познакомились на предыдущем уроке?
II Актуализация знаний
(На этом этапе урока первоклассники учатся умению рассуждать.)
— Откройте «Азбуку» на с. 43. Рассмотрите иллюстрации к сказке.
— Кто знает, как называется эта сказка? («Заюшкина избушка».)
— Что изображено на первой иллюстрации? (Заяц выглядывает в окошко из своей избушки. Изба построена из бревен. Светит солнышко. На крыше домика тает снег. Справа изображена ледяная избушка лисы. Она тоже тает. Лиса бежит к зайчику.)
— Что несет лиса в узелке?
— Что на рисунке помогает нам определить, что избушка лисы тает? (Яркое солнце и капли воды, стекающие со стены ледяной избушки.)
— Опишите, как одета лиса.
— Рассмотрите следующие иллюстрации и скажите: почему больше нигде не изображено солнышко? (Потому что у зайчика горе.)
— Что произошло дальше?
(Дети передают содержание сказки. В конце беседы учитель учит детей делать обобщение по проблеме взаимоотношений между героями сказки.)
— Проанализируем предложение «Петух выгнал лису из избушки».
— Прочитайте с доски нараспев: А, О, Ы, И, У.
— Как получаются звуки? (Воздух проходит через горло, нос, рот, участвуют зубы, губы, язык.)
— Почему получаются разные звуки? От чего это зависит? {От того, в каком положении находятся губы, язык, зубы, как широко раскрывается рот.)Какие буквы написаны на доске? (Гласные.)
— Почему их так назвали? (Они голосовые, голос льется свободно, их можно петь.)
— А есть другие звуки, не такие напевные? {Да, звуки, которые наталкиваются на преграду: зубы, губы, язык.)
— Какими получаются эти звуки? (Короткими.)
— Как их назвали? (Согласными.)
Почему согласные так назвали? Потому что они любят быт
вместе с гласными. Когда они одни, без гласных, — они слабые, короткие. Поэтому они любят, когда за ними стоят гласные. Тогда они чувствуют себя сильными, уверенными, звучат громко, отчетливо. Вот мы и называем их согласными, т. е. такими, которые хотят быть вместе с гласными.
III. Постановка целей и определение темы урока
— Отгадайте загадки.
1. Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек. (Собака.)
2. Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло. {Сова.)
3. Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос. (Слон.)
— Что общего у слов-отгадок? (Названия одушевленных предметов, они начинаются со звука [с].)
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуками [с] и [с’]
— Проведите слого-звуковой анализ слов «сосны», «лес» и «лось».
(Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка).)
Вывод. Согласный, глухой, может быть твердым и мягким.
— С каким звуком воздух выходит из шарика? (С-с-с...)
— Определите положение звука [с] в словах: слон, миска, лисица, автобус, семечки, сито, Карлсон, Самоделкин.
— Найдите имена собственные.
2. Знакомство с буквами С, с
— На что похожа буква С?
(Учитель проводит сравнение печатных и письменных букв С, с.)
Эта буква представляет собой часть овала и поэтому должна быть округлой.
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Г. Виеру
Что за буква светится Старым ясным месяцем?
В. Степанов
Шел конь, подковами звеня.
Как буква С следы коня.
Е. Тарлапан
(Написание букв С, с на с. 16—17 Прописей.)
— Прочитайте с доски хором.
ис | си | иси | сын - | ■ сыну — сына |
ас | са | иса | сон — | сны — сна |
ос | со | исо | нос - | носа — носу |
ыс | сы | ысо | ныс - | ■ нас — нис |
ус | су | усо | сну — | нус — сун |
— Рассмотрите картинку на с. 44 учебника.
(Составление рассказа по иллюстрациям на тему «Девочки
(аблудились».)
— Какое время суток изображено на рисунке?
— Почему вы решили, что наступила ночь? (По лесу летает сова. Совы летают только в вечернее или ночное время суток.)
— Какую еще птицу вы увидели? Где она сидит?
— Если внимательно посмотреть на цвета, которые выбрал художник, похоже ли это время суток на вечер или ночь? (Нет, краски выбраны светлые и яркие.)
— Так почему же тогда летает сова? {Девочки стали перекликаться, из-за шума сова вылетела из своего укрытия.)
— Какое несчастье случилось с девочками?
— Почему девочки оказались в лесу? (Они собирали грибы.)
— Каким образом девочки решили отыскать друг друга?
— Как одеты девочки?
— Как вы думаете, какое время года изображено на рисунке?
— Почему вы решили, что это осень? (Листва на деревьях и кустарниках пожелтела, а некоторые оделись в алый наряд.)
— Прочитайте предложения под рисунком. Почему в конце каждого предложения стоит восклицательный знак?
За дубами между сосен,
Не во сне, а наяву Ходит осень, бродит осень,
Прелью путает траву.
С кем-то шепчется в осоке,
Где от солнышка рябит.
Из земли на пень высокий Выбираются грибы.
Сколько их, медвяно-желтых,
Вот бы на зиму сберечь.
И снимает шляпку желудь Перед тем, как в спячку лечь.
Р. Дерикот
— О чем говорится в стихотворении?
— Соответствует ли его содержание иллюстрации учебника? Докажите.
— Какие еще деревья растут в лесу?
— А какие деревья вы знаете? Отгадайте загадки А. Кочерги- ной о деревьях.
1. Летом знойным зацветет —
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто то дерево узнал? {Липа.)
2. Не береза, не сосна —
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. {Осина.)
3. Что за дерево такое Угощает снегирей?
Снег кругом, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)
4. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. {Тополь.)
(Учитель может выставить репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень» и провести краткую беседу по содержанию репродукции.)
— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 45. (Звуко-буквенный анализ слов обязателен.)
С этого урока в схеме слов везде мягкий согласный звук будет закрашиваться зеленым цветом, твердый — синим.
— Посмотрите вопросы в голубых рамках. Эти новые звуки гласные или согласные?
— Почему вы решили, что согласные?
Твердые или мягкие? (Они могут быть и мягкими, и твердыми звуками.)
(Звуко-буквенный анализ слов обязателен.)
Прочитайте предложения на с. 45. Поставьте вопросы друг другу по этим предложениям. (Где находится Нина ? У какого дерева Инна ? Кто стоит у осины ? Кто находится у сосны 7)
Сегодня вы узнаете, что часто будете встречать слова, которые произносятся совсем не так, как пишутся. В таких случаях I (шорят, что произношение расходится с написанием. Написание Пукв в таких словах нужно запомнить. И называться они будут * товарными словами. Первое словарное слово — осина.
Осень осину очень любила,
Осень осину всю нарядила
В яркий багрянец. Как хорошо!
Слово «осина» начни с буквы 01
— Постарайтесь запомнить, что слово «осина» пишем с буквы О.
— В вашей рабочей тетради напишем слова: осина — осины.
— Прочитайте стихотворение И. Бунина на с. 45. Подчеркните в нем все буквы С.
— Можно ли сказать, что поэт словами описал тот же лес, который изображен на рисунке?
— Прочитайте пословицу в самом верху с. 44. Как вы понимаете ее смысл?
— Прочитайте пословицы в нижней части страницы — там, где значок-помощник голубого цвета. Как вы понимаете смысл этих пословиц?
— Проговорите их хором.
Пословицы — это народная мудрость, которая нас учит хорошему, доброму.
— Прочитайте и отгадайте загадку. {Сосна, ель, пихта, можжевельник.)