Урок 17. Гласные звуки и буквы

Задачи: помочь учащимся обобщить знания о гласных бук- пи ч извуках; закрепить умение читать и писать изученные буквы; тренировать в чтении слогов и предложений с изученными бук- >мм и, в соотнесении схем слов со словами и наоборот; развивать исследовательские навыки при работе с репродукцией, иллюстра цией; воспитывать любовь к Родине, родному краю, уважение « ценностям общества.

Обучение УУД: умение строить обобщение; работать с раз­личными источниками информации: учебником, Прописями, рабочей тетрадью, наглядными пособиями, мультимедийными устройствами.

Пропедевтика: понятие «предлог»; предлог в модели предло-

Жения

I Включение в учебную деятельность

— Вспомните тот день, когда вы впервые пришли в школу. Какое у вас было настроение?

— Все ли вы с радостью пришли учиться?

— У кого из вас было чувство страха перед школьной жизнью?

— Какие предметы вам больше всего нравится изучать?

— Какие предметы вам не особенно нравятся?

— Что необходимо каждому ученику, чтобы стать прилежным учащимся? (Терпение, старательность, умение слушать, от­вечать, быть усердным, усидчивым.)

Запомните, ребята, тот, кто много трудится, у него что-то да получится. Учение и труд все перетрут.

— Как вы понимаете смысл этих пословиц? Есть еще одна пословица, которая нам сегодня поможет на уроке: «По- вторенье — мать ученья».

IL Развитие речевого аппарата

(Упражнения на усмотрение учителя.)

III. Актуализация знаний

— Откройте «Азбуку» на с. 39. Посмотрите на ленту букв. На каком фоне изображены все изученные буквы?

— Почему на красном?

— Что вы знаете о гласных звуках?

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 39. Кто изображен в центре?

— Придумайте им имена. (.Аленушка и Иван.)

— Кто сидит в верхней части рисунка?

— Что собачка держит в зубах?

— Что рассматривают дети?

— Что изображено на рисунках?

— На какие две группы можно разделить эти слова? (Одушев­ленные существа и неодушевленные предметы.)

— Что показывает Аленушка Ивану?

— Назовите буквы, которые девочка показала мальчику.

— В какую игру могли играть дети? (7. В школу: девочка — учи­тельница, мальчик — ученик. 2. Кто больше назовет слов, в ко­торых есть уже знакомые гласные звуки. 3. В города.)

— Помогите детям соотнести картинки с буквами. (Осел — О, мышь — Ы, индюк — Ии т. д.)

— Все ли буквы, изображенные на карточках, нам уже из­вестны?

— Что вы о них знаете?

— Как вы понимаете смысл пословицы «Ученье — путь к уменью»?

— Отгадайте загадки.

1. Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать!(Утенок.)

Ни на меру, ни на вес,

Но у всех людей он есть.(Ум.)

В Полотняной стране,

По реке Простыне Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать!(Утюг.)

IV. Постановка целей и определение темы урока

Мы закончили добукварный период обучения грамоте. Но продолжим изучать буквы, которые есть в русском алфавите. Мы пока говорили только о буквах, которые на письме обознача­ют гласные звуки. Теперь мы будем изучать и другие буквы. Перед вами откроется интересный мир литературы. Уже через несколько месяцев вы сможете самостоятельно прочитать какую-либо книгу. Сегодня нам предстоит повторить все, что мы уже изучили.

V. Работа по теме урока

(Можно использовать интерактивную доску, мультимедийное оборудование и презентации к уроку.)

— Подберите или самостоятельно в группах составьте схемы к словам: Алеша, Анна, Антон, Алла, Оля, Олег, Уля, Уль­яна, Илюша, Ирина, Игорь.

- С каким звуком мы не смогли назвать слово?

Что общего у всех слов, к которым мы подбирали схемы? (Начинаются с гласного звука. Обозначают имена собствен­ные, одушевленные.)

Придумайте слова — имена нарицательные с этими же зву­ками в начале слова. {Арка, аллея, образ, овод, усы, улица, ива, избы).

С какой буквой в начале мы не напишем ни одного слова? (С буквой Ы.)

— Назовите слова, в которых есть звук [ы]. (Сын, бык, сосны, столы, школы, рыбы.)

— Где в словах встречается этот звук? (В середине или на конце слов.)

— Подберите схемы слов к словам со звуком [ы].

(Учитель проводит анализ предложений на с. 13 Прописей.)

— Как вы догадались, что есть у Ани, Оли, Иры, Инны? (По рисунку.)

— Почему в Прописях сделаны рисунки, но не написаны сло­ва? (Мы еще не все буквы знаем.)

— Назовите в этих предложениях имена собственные и нари­цательные.

— Почему имена девочек написаны с заглавных букв? (Проводится слого-звуковой анализ слов «Алеша», «Инна»,

(Оксана».)

— Сколько может быть в слове ударных слогов?

— А сколько всего слогов может быть в слове?

— Обведите буквы по образцу.

— Какие звуки они обозначают?

— В каких случаях мы пишем заглавные буквы?

— Обведите орнамент. Раскрасьте его в два цвета. Карандаши выберите самостоятельно.

— Напишите сдвоенные буквы.

— Что мы с вами знаем о предложении?

— Прочитайте предложения, которые даны в Прописях.

— Допишите буквы в них по образцу.

— Нарисуйте свои иллюстрации к словам, которые начина­ются с гласных звуков, которые мы с вами уже изучили.

(Что нарисовать, дети выбирают сами. С каждой буквой — ОДИН- два рисунка. Учащиеся могут нарисовать ослика, абрикос, автомобиль, аптеку, алоэ, иглы, игрушки, избы, иней, обруч, об­лако, обувь, окна, остров, уголь, угол, ужей, ужин, узор, указку, чей, улитку, улыбку, ухо, ученика и т. д.).

VI. Физкультминутка

Наши рекомендации