Урок 17. Гласные звуки и буквы
Задачи: помочь учащимся обобщить знания о гласных бук- пи ч извуках; закрепить умение читать и писать изученные буквы; тренировать в чтении слогов и предложений с изученными бук- >мм и, в соотнесении схем слов со словами и наоборот; развивать исследовательские навыки при работе с репродукцией, иллюстра цией; воспитывать любовь к Родине, родному краю, уважение « ценностям общества.
Обучение УУД: умение строить обобщение; работать с различными источниками информации: учебником, Прописями, рабочей тетрадью, наглядными пособиями, мультимедийными устройствами.
Пропедевтика: понятие «предлог»; предлог в модели предло-
Жения
I Включение в учебную деятельность
— Вспомните тот день, когда вы впервые пришли в школу. Какое у вас было настроение?
— Все ли вы с радостью пришли учиться?
— У кого из вас было чувство страха перед школьной жизнью?
— Какие предметы вам больше всего нравится изучать?
— Какие предметы вам не особенно нравятся?
— Что необходимо каждому ученику, чтобы стать прилежным учащимся? (Терпение, старательность, умение слушать, отвечать, быть усердным, усидчивым.)
Запомните, ребята, тот, кто много трудится, у него что-то да получится. Учение и труд все перетрут.
— Как вы понимаете смысл этих пословиц? Есть еще одна пословица, которая нам сегодня поможет на уроке: «По- вторенье — мать ученья».
IL Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)
III. Актуализация знаний
— Откройте «Азбуку» на с. 39. Посмотрите на ленту букв. На каком фоне изображены все изученные буквы?
— Почему на красном?
— Что вы знаете о гласных звуках?
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 39. Кто изображен в центре?
— Придумайте им имена. (.Аленушка и Иван.)
— Кто сидит в верхней части рисунка?
— Что собачка держит в зубах?
— Что рассматривают дети?
— Что изображено на рисунках?
— На какие две группы можно разделить эти слова? (Одушевленные существа и неодушевленные предметы.)
— Что показывает Аленушка Ивану?
— Назовите буквы, которые девочка показала мальчику.
— В какую игру могли играть дети? (7. В школу: девочка — учительница, мальчик — ученик. 2. Кто больше назовет слов, в которых есть уже знакомые гласные звуки. 3. В города.)
— Помогите детям соотнести картинки с буквами. (Осел — О, мышь — Ы, индюк — Ии т. д.)
— Все ли буквы, изображенные на карточках, нам уже известны?
— Что вы о них знаете?
— Как вы понимаете смысл пословицы «Ученье — путь к уменью»?
— Отгадайте загадки.
1. Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать!(Утенок.)
Ни на меру, ни на вес,
Но у всех людей он есть.(Ум.)
В Полотняной стране,
По реке Простыне Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать!(Утюг.)
IV. Постановка целей и определение темы урока
Мы закончили добукварный период обучения грамоте. Но продолжим изучать буквы, которые есть в русском алфавите. Мы пока говорили только о буквах, которые на письме обозначают гласные звуки. Теперь мы будем изучать и другие буквы. Перед вами откроется интересный мир литературы. Уже через несколько месяцев вы сможете самостоятельно прочитать какую-либо книгу. Сегодня нам предстоит повторить все, что мы уже изучили.
V. Работа по теме урока
(Можно использовать интерактивную доску, мультимедийное оборудование и презентации к уроку.)
— Подберите или самостоятельно в группах составьте схемы к словам: Алеша, Анна, Антон, Алла, Оля, Олег, Уля, Ульяна, Илюша, Ирина, Игорь.
- С каким звуком мы не смогли назвать слово?
Что общего у всех слов, к которым мы подбирали схемы? (Начинаются с гласного звука. Обозначают имена собственные, одушевленные.)
Придумайте слова — имена нарицательные с этими же звуками в начале слова. {Арка, аллея, образ, овод, усы, улица, ива, избы).
С какой буквой в начале мы не напишем ни одного слова? (С буквой Ы.)
— Назовите слова, в которых есть звук [ы]. (Сын, бык, сосны, столы, школы, рыбы.)
— Где в словах встречается этот звук? (В середине или на конце слов.)
— Подберите схемы слов к словам со звуком [ы].
(Учитель проводит анализ предложений на с. 13 Прописей.)
— Как вы догадались, что есть у Ани, Оли, Иры, Инны? (По рисунку.)
— Почему в Прописях сделаны рисунки, но не написаны слова? (Мы еще не все буквы знаем.)
— Назовите в этих предложениях имена собственные и нарицательные.
— Почему имена девочек написаны с заглавных букв? (Проводится слого-звуковой анализ слов «Алеша», «Инна»,
(Оксана».)
— Сколько может быть в слове ударных слогов?
— А сколько всего слогов может быть в слове?
— Обведите буквы по образцу.
— Какие звуки они обозначают?
— В каких случаях мы пишем заглавные буквы?
— Обведите орнамент. Раскрасьте его в два цвета. Карандаши выберите самостоятельно.
— Напишите сдвоенные буквы.
— Что мы с вами знаем о предложении?
— Прочитайте предложения, которые даны в Прописях.
— Допишите буквы в них по образцу.
— Нарисуйте свои иллюстрации к словам, которые начинаются с гласных звуков, которые мы с вами уже изучили.
(Что нарисовать, дети выбирают сами. С каждой буквой — ОДИН- два рисунка. Учащиеся могут нарисовать ослика, абрикос, автомобиль, аптеку, алоэ, иглы, игрушки, избы, иней, обруч, облако, обувь, окна, остров, уголь, угол, ужей, ужин, узор, указку, чей, улитку, улыбку, ухо, ученика и т. д.).
VI. Физкультминутка