Когда ты другу скорчишь Семнадцать диких рож
Подумай, если хочешь:
Ты — на кого похож?
— Как называют детей, которые корчат рожицы и дразнят друг друга? (Невоспитанными.)
— Откройте «Азбуку» на с. 24. Как вы понимаете смысл пословицы, напечатанной в самом верху?
— Ответим задание под первым красным кружком.
— Что означают две звездочки в синем круге? (Выполнение заданий в парах.)
— Авторы учебника предлагают вам поиграть: кто больше найдет на рисунке предметов, содержащих звук [о]? (Подсолнух, крот, дом, забор, окно, бочка, обруч, картофель, черенок, морковь.)
(Анализ предложений. Например: «Крот выкопал морковку».)
— Добавьте слова.
Землю роет старый... {крот),
Разоряет... (огород).
— Какое время года изображено на иллюстрации?
— Чем занимается крот? (Заготавливает запасы на позднюю осень и раннюю весну.)
— Что он копает? Что уже выкопал?
— Что вы можете сказать о подсолнухе? (Он созрел. Тяжелый круг с созревшими семечками гнется к земле.)
— Где находится жилище кротов?
— Опишите избушку, в которой живет трудолюбивый крот.
— Это настоящее жилище или сказочное, придуманное?
— Составьте по рисунку предложения, в которых четыре слова. (Крот заготовил морковь, картофель. Картофель находится в мешке. Морковь лежит у подсолнуха. Дверь дома плотно закрыта. Листья подсолнуха очень большие. Крот копает морковь лопатой.)
Действительно, кроты в земле роют ходы, по ним укатываю в заранее подготовленную яму, напоминающую погреб, корнеплоды, складывают их там очень аккуратно. А затем поздней осенью и ранней весной съедают. Зимой крот впадает в короткую спячку.
— Какие корнеплоды заготавливает крот на зиму на самом деле? (Картофель, клубни тюльпанов, нарциссов, чеснок, мелкую морковь тоже может утащить.)
— Прочитайте пословицы внизу с. 24.
Сегодня мы познакомимся еще с одним знаком-помощником — восклицательным знаком в красном кружке. Он означает, что вас ждет задание повышенной сложности.
— Чему учат нас эти пословицы? (Трудолюбию, стремлению прийти на помощь, порядочности, честности, умению держать данное слово. Говорят о том, что человеку хорошо, когда рядом мама. Л значит, маму нужно жалеть и окружать любовью и заботой.)
— Как нужно относиться к маме?
— Каким образом вы можете проявить заботу о маме?
— Какие ваши поступки могут ее огорчить?
— Какие ваши дела и поступки могут порадовать маму?
От чистого сердца,
Простыми словами Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Н. Саконская
— А что вы расскажете о своей маме?
— Как ее зовут, где она работает, чем увлекается, какие книги читает вам, в какие игры вы с ней играете?
(Дети рассказывают о своих мамах.)
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
— Мама дорогая!..
...Если, дети, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда, —
Кто же слезы льет тогда?
— Все она, родная.
И. Косяков
— Проговорим еще раз пословицы хором, четко произнося звук [о].
— Прочитайте стихотворение на с. 25.
— Найдите и подчеркните простым карандашом все встретившиеся вам буквы О.
— Почему слово «Окунек» написано с заглавной буквы? (Это имя собственное.)
— А теперь найдите и выделите другим цветом все буквы А, а.
— Найдите на странице учебника значок с мудрой совой. О чем она вам сообщает?
— Что общего у звуков [а] и [о]? (Они обозначают гласные звуки, могут быть ударными или безударными, обозначают твердость предшествующего согласного звука. Могут стоять в начале, середине или на конце слова.)
— Кто запомнит больше слов со звуком [о]? (Текст JI. Яхнина.)
Орел облетал округу, оглядывал острым орлиным оком озеро, овраг, опушку, осинник.
— Ого! Овечки! Отличный обед! — обрадовался орел.
Облюбовал он одну овечку. Ой!
Оказалась овечка облачком. Обманулся орел.
Облако обернулось отважным охотником. Отогнал охотник орла.
— Проведем слого-звуковой анализ слов с опорой на схему. Возьмем слова, соответствующие рисункам в нижней части с. 26: окуни, аист, осы, арбузы.
— Запишите по образцу в Прописях на с. 6 первые 4 строки.
— Посмотрите на рисунки в верхней части страницы и покажите, где в них спряталась буква О. {Очки, чайник, буква а, сливы.)
— Откройте «Азбуку» на с. 25. Рассмотрите рисунки внизу. Кто на них изображен?
(Анализ слов «окунь», «щука», «сом».)
— Выполните задание к рисунку.
— Каким одним словом можно их назвать? {Рыбы.)
— Эти слова обозначают одушевленные существа или неодушевленные предметы? имена собственные или нарицательные?
— Составьте рассказ по верхнему рисунку на с. 26.
— С кем дружит крокодил?
— Почему у обезьянки грустный вид? {Она сочувствует другу.)
— Что за беда приключилась с крокодилом? (У него заболел зуб.)
— Какой звук произносит крокодил от боли? (О-о-о!)
— Прочитайте предложение под иллюстрацией. Какое оно по интонации? {Восклицательное.)
— Как вы думаете, почему может заболеть зуб? Что служит причиной заболевания зубов?
— Какие врачи занимаются лечением зубов?
— Какого цвета бывают крокодилы?
— Какие овощи имеют зеленый цвет?
— Отгадайте загадки.
1. Летом в огороде — свежие, зеленые,
А зимою в бочке — желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? ... {Огурцы.)
2. Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик... {отгрызет).
— Откройте «Азбуку» на с. 27. Рассмотрите иллюстрации к сказке «Маша и медведь».
— Что изображено на первой иллюстрации?
— Как одеты медведь и Маша?
— Это городская девочка или жительница деревни?
— Что положили в корзину?
— Что наказывает девочка медведю?
— Как вы догадались, что медведь прошел какое-то расстояние и захотел сесть на пенек?
— Что вы видите на третьей иллюстрации?
— Чему удивились дедушка и бабушка на последнем рисунке?
— Чему учит нас эта сказка? (Нельзя одним уходить в лес далеко от дома. Можно заблудиться, потеряться. И не всегда рядом окажутся люди, которые смогли бы оказать помощь.)
— А какую еще сказку о Маше вы знаете? {«Три медведя».)
— Как удивились медведи, когда увидели беспорядок в доме? (О-о-о.О
— «О-о-о!» — это предложение. Напишите его 2 раза на с. 6 Прописей.
— Проведем слого-звуковой анализ слов «Алиса», «Остап».
— Что интересно в этих словах? (Мы вставляем уже две буквы.)
— Почему в слове «Алиса» три слога, а в слове «Остап» два?
— Рассмотрите ленту букв на с. 27 «Азбуки».
На ленте даются два ряда вертикально расположенных красных прямоугольников. Каждый из них — своеобразный «представитель» определенной гласной буквы и соответствующего звука. Они будут заполняться постепенно. Серые прямоугольники предназначены для согласных букв. Белые — для букв, не обозначающих звуки.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему вы научились?
— Понравился ли вам урок?
Урок 1 6. Гласная буква У
Задачи: познакомить учащихся с буквами У, у\ дать представление о назначении больших букв; формировать понятие предлог»; продолжить обучать составлению схемы предложения; развивать воображение, фонематический слух; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.
Обучение УУД: умение следовать инструкции учителя при выполнении задания; находить необходимую информацию в учебнике, Прописях; использовать ленту букв; дополнять ответ одноклассника; работать в группе.
Пропедевтика: основы безопасности жизнедеятельности; соблюдение правил личной безопасности.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
Зайка
— Хочешь, куплю тебе зайца большого?
— Нет, — отвечаю я, — честное слово!
Я не желаю другую игрушку —
Я же люблю своего Длинноушку!
И ничего, что он старенький стал:
Это, наверно, от игр он устал.
Длинные ушки и пуговка-глаз...
Он мне.дороже всех в тысячу раз!
А. Конергина
— А у вас есть любимые игрушки?
— Как вы думаете, от какого слова образовано слово «игрушки»? (Играть, игры.)
— С какого звука мы начинаем произносить слово «игры»?
— С каким звуком вы познакомились на предыдущем уроке?
— Какие новые буквы узнали?
— Какую помощь оказывает буква И согласным звукам? (Обозначает на письме их мягкость, подсказывает, что согласные звуки, стоящие перед ней, произносятся мягко.)
— А что вы можете сказать о букве Ы, какова ее роль в словах?
II. Актуализация знаний
— Рассмотрите ленту букв на с. 35 учебника. Какую роль играют в словах гласные звуки? (1. Образуют слог. 2. Указывают на мягкость или твердость согласных звуков при произношении.)
— Проведите слого-звуковой анализ слов: дым—дом—дам, Дима.
III. Постановка целей и определение темы урока
— Кто нарисован в красной рамке на с. 37 «Азбуки»? (Куры и утки.)
— Как их можно назвать одним словом? (Птицы.)
— Проведем звуко-буквенный анализ слов «куры», «утки».
— Какой новый звук есть в обоих словах? (Звук [у].)
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались
о целях и теме урока.)
IV. Фонетическая зарядка
— Как кричит филин? (Ух,Ух)
— Как воет волк? (У-у-у.)
— Как плачет малыш в коляске? (Уа-уа.)
— Как перекликаются дети в лесу? (Ау-ау.)
— Как кричит кукушка? (Ку-ку.)
— Какой звук звучал всякий раз, когда вы отвечали на мои вопросы?
Какой одинаковый звук есть в словах «автобус», «утюг», «лук, «улитка», «груша», «сук»?
Сегодня вы узнаете много интересного о новом звуке [у] и по-
знакомитесь с буквами, которые обозначают на письме этот звук. Также вы будете читать предложения с новой буквой.
— Как вы понимаете смысл пословицы «Ученье — путь к умению»?
V Работа по теме урока
I. Знакомство со звуком [у]
Ответьте на вопросы в голубых рамках вверху с. 37. (Этот звук гласный, может быть ударным и безударным. Например: утки, гуси, окуни, улитка.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 36. Кого вы на ней видите?
— Где можно увидеть вместе кур, уток, гусей, индюков? (В деревне, на птичьем дворе.)
— Кому из вас родители или бабушки читали сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок»?
— О ком в ней рассказывается?
— Где жил гадкий утенок, когда был птенцом?
В какую птицу он превратился, когда вырос?
Вы иногда смеетесь над некрасивыми детьми, а ведь неизвестно, какими они станут, когда вырастут. Каждый человек прекрати по-своему. Внешность человека — это еще не показатель ду- човной красоты и нравственности.
— Как вы думаете, о ком из изображенных птиц говорится в стихотворении В. Степанова?
У птицы гордый вид,
Важно он вокруг глядит,
Чуть прищуривая глаз:
— Нет ли зеркальца у вас? (Павлин.)
— Посмотрите на рисунок: как называют маленьких желтых птенцов? (Гусята.)
— Куда идут гусята?
(Анализ предложения «Гусята гуляют гуськом».)
— Покажите, где гусята и утята идут гуськом.
— Сколько гусят? Сколько утят?
— По каким признакам вы определили, где гусята, а где утята?
— Перечислите всех птиц, изображенных на рисунке. (Индюк, петух, гусь, гусенок, утята, утка.)
— Как их можно назвать одним словом? {Домашние.)
— На какие две группы можно разделить всех птиц? (Водоплавающие и неводоплавающие.)
— Назовите неводоплавающих птиц.
— Назовите водоплавающих птиц.
— Каких еще водоплавающих птиц вы знаете?
— Какой звук есть в названии каждой птицы: индюк, петух, утка, гусь, утенок? (Звук [у].)
— Проведите слого-звуковой анализ слова «утки».-
2. Знакомство с буквамиУ, у
Удобная буква!
Удобно в ней то,