Имена собственные и нарицательные
— Придумайте клички зверятам-ученикам. (Лисенок Мудрик, еж Умняжка, зайчик Попрыгунчик, белочка Милашка.)
— Мудрик — имя собственное или нарицательное? (Собственное.)
— Белочка - имя собственное или нарицательное? (Нарицательное.)
— Какую букву показывает ученикам учитель Сова?
Сегодня вы познакомитесь еще с одним знаком-помощником.
Вверху страницы в кружке изображена сова. Этот знак-помощник подсказывает вам: «Обратите внимание!»
— Прочитаем в рамочке, на что нужно обратить внимание.
— Так в чем же состоит отличие звуков от букв?
Начинаем знакомиться с буквами и звуками.
3. Знакомство со звуком [а]
— Что просит произнести врач, когда осматривает горло больного человека? (А-а-а.)
— Какой у меня цветок в руках? (Астра.)
(Учитель выделяет звук [а] в слове «астра».)
— С какого звука мы начинаем произносить слово «астра»?
— Посмотрите на с. 21 «Азбуки», какого цвета астры.
— Проведем звуковой анализ слова «аист».
— Как мы обозначаем твердые и мягкие согласные звуки? Гласные звуки в слове мы всегда будем обозначать красным
цветом.
— Проанализируйте слова «утка», «лиса».
— Почему на схеме в таблице есть красный цвет? синий? зеленый?
— От чего зависит количество слогов в слове? (В слове столько слогов, сколько гласных звуков.)
— Где мы слышим звук [а] в словах? Слова такие: арбуз, барабан, аист, аквариум, вода, ветер, кошка, мята.
— Кто запомнит больше слов со звуком [а]? (Текст JI. Яхнина.) Август. Алые астры. Аромат акаций.
— Ах, алыча! Ай, айва!
Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов! Африканские ананасы!
Антоновка! Анисовка! Апорт!
Aппетитный август.
v Физкультминутка
VI Продолжение работы по теме урока
(Мри знакомстве с новой буквой учитель вывешивает на доске предметный рисунок с изображением буквы, которая обозначать ю г звук, с которого начинаем произносить слово. Например, аист, барабан, волк и т. д. Также вывешиваются образцы правильного написания буквы.)
Кто знает эти буквы А, а?
Посмотрите на изображение этих букв в «Азбуке» на с. 21. Они изображены на красном фоне. Кто помнит, почему? (Гласные звуки обозначаем на схеме слова красным цветом. Эта буква обозначает гласный звук.)
Они обозначают гласный звук [а], который может быть ударным или безударным.
(Проводится звуко-буквенный анализ слов «астра», «арбуз». 11собходимо довести до сознания детей, что все гласные звуки
*(С)разуют слоги, учить выделять слияния согласного звука с гласным — это прямой слог.)
— А кто из вас знает, какой буквой обозначаем звук [а]? (Учитель выставляет на наборное полотно буквы А, а.)
— Поработаем над дикцией. Прочитайте хором с доски.
А. А. А. А! А! А! А? А? А?
— Пропойте гласный звук [а], используя музыкальный ряд.
— Определите место звука [а] в словах «кошка», «шар».
— Сегодня мы начинаем работать с частью 2 Прописей. Откройте с. 3.
— Что девочка говорит врачу? (А-а.)
(Проводится анализ начертания строчной буквы а. Сравнивается письменная буква а с печатной. Трудность заключается в том, что она состоит из двух элементов.)
— Обратите внимание на округлость формы буквы. (Написание элементов буквы по контуру.)
Писать букву а начинаем немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии. Теперь ведем наклонную линию через точку начала овала до верхней линии. Без отрыва ведем вниз черту с закруглением внизу.
— А теперь самостоятельно напишите 2 строки буквы а. (Далее заранее подготовленные дети рассказывают стихи.)
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
А. Шибаев Вот два столбика наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь, а?
Перед тобою буква А.
С. Маршак
(Написание двух строк сдвоенной буквы аа. Далее учитель проводит слого-звуковой анализ слов «мама», «папа», «бабушка». Дописывание буквы а в этих словах. Соотнесение этих слов со схемами слов, в которых гласные звуки обозначены красным цветом.)
— Ответьте на вопросы, которые находятся в синих рамочках в верхней части с. 21 учебника.
— Что нового вы узнали на уроке? (Гласный звук [а] может быть в словах ударным или безударным.)
— Выполните задания, которые отмечены красными кружками^
— Научимся писать заглавную букву А.
(Сначала пишутся элементы буквы.)
— Откройте Прописи на с. 4 и начните писать букву А снизу, чуть выше нижней линии рабочей строки слегка закруглите вправо и ведите наклонно вверх. Не доводя до следующей строки, опустите черту на себя. Не отрывая руки, начните писать петлю. Ведем немного вверх по написанному, а затем отводим кончик стержня ручки влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем в сторону за буквой.
— Прочитаем пословицы внизу с. 20.
(Пословицы могут прочитать хорошо читающие дети.)
— Как вы понимаете смысл этих пословиц?
— Прочитаем стихотворение на с. 21.
— Возьмите в руки простые карандаши и подчеркните букву/! во всех словах стихотворения.
— Посмотрите, на ленте букв на с. 23 буква А занимает самый первый прямоугольник.
(Учитель предлагает заучить хором стихотворение Н. Коста ' рева со с. 21.)
— Откройте учебник на с. 22. Рассмотрите иллюстрации к сказкам «Айболит» и «Сестрица Аленушка и братец Ива нушка».
— Кто пришел лечиться к доктору Айболиту?
— Это имена собственные или нарицательные?
— Одушевленные или неодушевленные?
— Как вы думаете, о чем говорит с ними доктор?
— Для чего нужны врачи в наше время?
— Кто из вас обращался к врачам за помощью? В каких случаях это происходило?
— Насколько важна эта профессия для людей?
— Выполните задание под первым красным кружком. (Одинаковое количество звуков, букв, разное количество слогов, потому что в словах разное количество гласных звуков.)
— На чем сидит Аленушка?
— Почему Аленушка плачет?
— Опишите, как одета Аленушка.
— Одеваются ли так дети в наше время?
— Почему случилась беда с ее братцем Иванушкой?
— Почему нужно слушаться советов старших?
— Составьте предложение про Аленушку из двух слов. (Аленушка плачет.)
— Распространите это предложение до трех, четырех и более слов.
— Напишите буквы Л, а на с. 4 Прописей.
(Затем учитель проводит звуко-буквенный анализ слов Анна», «Алик», «мак».)
— Откройте «Азбуку» на с. 22. Рассмотрите внизу цветы и схемы слов. Найдите ошибку и исправьте ее. (Схемы слов «роза» и «ландыш» перепутаны, их нужно переставить местами.)
(Дети обозначают перестановку схем стрелками.)
— В какой части находится в этих словах звук [а]?
— Ребята, почему все любят цветы?
— По какому поводу можно дарить цветы?
— Можно ли дарить цветы не в праздники, а только для того, чтобы доставить близким радость и удовольствие?
Ландышей в природе остается все меньше и меньше, поэтому ими подлежат охране. И те, кто целыми букетами в одних и тех же местах срывают весной ландыши, поступают очень плохо.
VII. Подведение итогов урока
— С какой буквой русского алфавита вы познакомились?
— Какой звук она обозначает?
— Понравился ли вам урок?
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки «Лиса и волк» по иллюстрациям («•Азбука», с. 23).
Урок 1 3. Гласная буква О
Задачи: познакомить учащихся с буквами О, о; учить выделять ударный слог, делить слово на слоги, из слогов вычленять звуки; развивать фонематический слух; работать над культурой речи; формировать умение четко и правильно выражать свои мысли, вести диалог.
Обучение УУД: умение строить доказательство; находить необходимую информацию в учебнике; объяснять смысл пословиц и правильно применять их в речи; самостоятельно решать поставленную учителем задачу.
Пропедевтика: представление об экологии, Красной книге, бережном отношении к природе.
Ход урока