Понятия «устная речь» и «письменная речь»
— Мы живем в мире звуков и знаков. Как вы это понимаете?
— Знаки мы видим. А можем ли мы видеть звуки? Как мы их воспринимаем?
— Существуют понятия «устная речь» и «письменная речь». Если, к примеру, один Человек напишет письмо другому человеку, то какая это будет речь?
Все, что мы говорим, — это речь. Речь называется устной, потому что мы пользуемся ртом (устами), произносим все при помощи голосового аппарата, когда хорошо видна работа губ. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.
Месяц по небу гулял,
Звезды яркие считал.
Он Медведицу увидел И за тучку убежал.
О. Жиренко
(Учитель читает стихотворение, дети его повторяют несколько раз хором до полного запоминания.)
— О какой Медведице идет речь в стихотворении? (О созвездии Большая Медведица.)
— Названия каких звезд вы еще знаете?
То, что мы с вами сейчас говорили, — это устная речь. Но есть речь, которая содержится в книгах, газетах, написана, обозначена буквами. Мы ее читаем. Это письменная речь. Навыками письменной речи мы овладеваем в процессе обучения письму.
— Как вы думаете, с чего мы начнем обучение письму?
— Посмотрите внимательно на обложку Прописей и скажите, что на ней изображено? {Ответ. Название тетради — Прописи, цифра 1, которая обозначает 1 класс, и указание, что это часть 1.)
— Откройте страничку Прописей, на которой внизу изображена вот такая цифра.
(Учитель пишет цифру 3 на доске.)
— Вы видите все 33 буквы русского алфавита. Как они написаны? (Красиво, аккуратно, четко.)
— Обведите зеленым карандашом те буквы, название которых вы знаете.
— Те буквы, написание которых вам нравится больше всего, обведите синим карандашом.
— Так же красиво и вы будете писать к тому времени, когда мы полностью изучим «Азбуку». Вы хотите научиться писать?
— Отгадайте загадки.
4. Человечки сели в ряд,
Обо всем нам говорят. {Буквы.)
5. Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает. (Карандаш.)
6. Белый зайчик прыгает
По черному полю. (Мел и доска.)
Как сидеть за партой
— Переверните страницу Прописей. Чем занят мальчик? Что делает девочка? Как они сидят за партой?
(Дети усваивают правила посадки, обращения с ручкой, карандашом. На доске висит плакат «Правильно сиди при письме».)
— А теперь посмотрите на плакат, который все четыре года вашего обучения в начальной школе будет напоминать вам, как нужно сидеть за партой для того, чтобы сохранить здоровье (осанку и зрение). Почему это важно? Объясните.
Предметы для письма
(Учитель обращает внимание детей на то, что мальчика на картинке в Прописях окружают принадлежности для письма, которыми пользовались в старину, а вокруг девочки размещены письменные принадлежности, средства для письма последних десятилетий.)
Что изображено над головой мальчика? А перед ним? В нижней части страницы? Что изображено справа от мальчика? Что находится слева от девочки? А справа? Что расположено внизу страницы?
Л теперь сравните: что вы видите в правой части страницы, 1 ia которой изображена девочка? Что расположено по отношению к вам в левой части страницы?
(Дети делают вывод: то, что у девочки находится слева, по от- ж имению к ним будет справа, и наоборот.)
1лще двадцать лет назад все документы печатали на печатной машинке, а теперь тексты набирают на компьютере. Кто из вас уже пользуется компьютером? Что вы умеете с его помощью делать?
Какие операции может выполнять компьютер?
— Понравился ли вам урок?
— Что вам запомнилось больше всего?
— Сделать вашу речь правильной и богатой вам помогут книги. Прежде всего надо дружить с этими книгами, которые у нас на выставке. Что это за книги? {Словари.)
(Желательно на этом уроке подарить каждому ребенку книгу; книги заранее купит родительский комитет. Воспитание любви к книге начинается с первых уроков.)
Уроки 2, 3. Предложение
Задачи: познакомить учащихся с понятием «предложение»; развивать связную речь, умение составлять предложения из двух и более слов, быстро и точно находить слова для обозначения окружающих предметов и классифицировать слова, обозначающие названия школьных предметов; формировать представление об устном народном творчестве.
Обучение УУД: умение выделять из устной речи предложение, называть основу предложения, распространять и упрощать предложение; выполнять последовательно задания учителя, слушать и слышать других, различать формы устного ответа (ответ полный и краткий); контролировать себя.
Пропедевтика: понятия «классификация по общему признаку; модель предложения; главные члены предложения.
Ход урока 2
I. Включение в учебную деятельность
— Отгадайте загадку Аллы Кочерги ной. О ком в ней говорится?
Малышам — вторая мама,
Знаний даст она немало,
Научит всех трудиться,
Учиться — не лениться,
И считать, и писать,
И лепить, и рисовать. (Учительница.)
— На какой урок вы сейчас пришли? (Урок обучения грамоте и письму.)
— Кому нравится поднимать руку и отвечать на вопросы?
II. Актуализация знаний
— Как называется речь, если она записана? (Письменная речь.)
— Как называется речь, если она не записана? (Устная речь.)
— Для чего служит речь? (Ответ. Для общения, передачи информации, выражения мыслей и чувств.)
III. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель сообщает, что на уроке дети будут учиться делить речь на части, писать новые элементы букв.)
IV. Работа по теме урока
Подготовка к восприятию
— Как вы думаете, всегда ли человек мог говорить?
Очень-очень давно человек мог передавать свои мысли только
жестами и отдельными звуками. Позже он придумал различные сочетания звуков для обозначения того, что он узнавал и создавал сам. На формирование речи человечеству потребовались сотни тысяч лет, а у вас заняло три года от момента рождения. К концу первого года жизни вы знали только несколько коротких слов: мама, папа, баба, дай, ам-ам и т. д. К трем годам — уже около тысячи слов. А теперь вы свободно разговариваете на любую тему.
— Спросите родителей и запишите ваши первые слова.
— Откройте «Азбуку» на с. 4. Расскажите, что вы видите. (Дети пришли в школу, их встречает учительница.)
— Какой день изобразил художник? (1 сентября, потому что дети нарядные, с цветами.)
— Какое у всех настроение? (Радостное.)
— Как называется все то, что мы сейчас говорим? (Устная речь.)
Понятие о предложении
— Устная речь делится на части, которые позволяют понимать, о чем идет речь или о чем ведется разговор. Эти части называются предложениями. Как вы понимаете слово «предложение»?
Каждое предложение выражает какую-то мысль, какое-то сообщение, какую-то важную информацию. Вот, например, предложение «Дети пришли в школу».
— Кто пришел в школу? {Дети.)
— Но, может быть, важно сообщить другое? Куда пришли дети? (В школу.)
Наше предложение можно расширить, т. е. добавить в него другие слова, дать дополнительную информацию: «Нарядные дети пришли в школу с цветами».
— А как предложение изображается графически?
(Учитель чертит на доске схему.)
— Это прямоугольник (как коробочка, а внутри слова). Обратите внимание на черточку вверху (будто кто-то носик из коробочки высунул). Кто заметил еще что-то рядом с прямоугольником?
— Верно, за ним стоит точка. А почему? (< hm < >ш> тачает конец сообщения.)
— Взгляните снова на с. 4 «Азбуки».
(Учитель объясняет детям значение условных знаков, знаков- помощников. Говорит, что если в знаке 3 звездочки, то нужно разделиться на группы, но не по 3, а по 4 человека. Затем учитель читает задания, дети их выполняют.)
— А теперь составьте предложения о солнце, о небе, о звездах.
— Что вы сейчас составляли? (Предложения.)
(Учитель выставляет на доску плакат «Режим дня».)
— Сколько картинок на плакате? (Шесть.)
— Составьте предложение по каждому рисунку. (/. Мальчик делает зарядку. 2. Ребенок умывается. 3. Мальчик расчесывает волосы. 4. Мальчик надевает куртку. 5. Мальчик пьет чай. 6. Ученик пишет в тетради.)
— Что вы подумали о мальчике, изображенном на рисунках? (Он аккуратный.)
— Вы высказали мысль. Значит, если мы высказываем мысль словами, получается что? (Предложение.)
— Внизу на с. 4 изображены предметы. Назовите их.
Почему они разделены на две группы? (Игрушки и учебные вещи.)
— Перечислите игрушки, изображенные на рисунке.
— А теперь назовите учебные вещи.
— Какие учебные вещи есть у вас в ранцах?
— Какие еще игрушки вы могли бы добавить?
— А какие учебные вещи вы добавите?
(Учитель проводит беседу о бережном отношении к школьным предметам и игрушкам.)
— Кто из вас может прочитать пословицу над рисунками?
(Пословицу читает учащийся, умеющий читать, или учитель.)
— Чему учит нас эта пословица?
V. Физкультминутка