Родственные слова и общая морфема
56. «Похожие слова».
Логопед демонстрирует детям несколько картинок, на которых изображены: сад, маленький садик, садовник, который поливает садовые цветы. Он объясняет детям значение каждого слова, интонационно выделяя общую часть слова, говорит, что все эти слова связаны со оловом сад (садик — маленький сад, садовник — человек, который ухаживает за садом, садовые цветы — те, которые растут только в саду). Затем логопед читает стихотворение.
Как растут слова
Как-то много лет назад Вот из сада
Посадили странный сад. Вам рассада,
Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом.
Был он только словом. А вот садовод,
Это слово, словно корень, С ним садовник идет.
Разрастаться стало вскоре Очень интересно
И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном.
Стало много новых слов.
(Б. Измайлов)
После прочтения стихотворения детям дается задание составить словосочетания или предложения с этими словами. При затруднении демонстрируются сюжетные картинки.
Примерный речевой материал:
Колхозники посадили сад. Садовник ухаживает за садом, поливает садовые цветы и другие посадки. Садовник посыпает садовые дорожки песком. Колхозники посадили большой сад, а около нашего дома есть маленький садик. В нем мы тоже посадили садовые цветы. Мы ухаживаем за садовыми цветами.
57. «Назови лишнее слово».
Логопед произносит группу из трех слов, два из которых являются однокоренными, а третье содержит омонимичный корень, и предлагает детям назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.
Примерный речевой материал:
нос — носовой — носить;
вода — водить— водный;
белка— белый — белить;
ножной — ножевой — ножик;
вина — виноватый — виноград;
измученный — мучной — замучить;
распарывать — распарить — парилка;
пылинка — запылить — запылить;
растоптать — топот — растопить.
58. «Подбери слова-родственники».
Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы:
Что нарисовано на картинке? (лес).
Как можно назвать маленький лес? (лесок).
Как называют зверей и птиц, которые живут в лесу? (лесные).
Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник).
Как называется сказочный персонаж, живущий в лесу? (старик-лесовик).
Затем логопед называет слова лес, лесок, лесные, лесник, лесовик и предлагает детям определить, что общего в этих словах. Аналогичная работа может проводиться на материале других слов.
Примерный речевой материал:
игра — игрушка, игрушечный, игровой, игрушечка,играть;
ночь— ночка, ночной,ноченька, ночевка, ночник, ночевать;
печь— печка, печурка, печеный, испечь, запечь, печник;
город— городок, городской, городовой, пригород;
ягода — ягодка — ягодный — ягодник;
лед— ледяной — ледовый —ледышка — ледник — заледенеть.
59. «Назови общую часть».
Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень), и предлагает детям определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив свой выбор.
Примерный речевой материал:
дуб— дубок — дубовый;
голос— голосистый — голосить;
дом— домик — домашний;
лежбище — лежебока — лежать;
белить — белый — побелка;
пляска — плясовая — плясать;
сор —сорный — сорить;
дымить — дымка — задымление;
ходить — поход — ходок;
пылинка — пыльный — запылить.
60. «Назови родственные слова».
Логопед, называя слово, бросает мяч детям. Ребенок, возвращая мяч, называет родственное слово.
Примерный речевой материал:
кот... котик, котенок, котище, кошка, кошачий, кошечка, коток;
лиса… лис, лисенок, лисий, лисонька;
сад... садик, садовый, посадки, посадить, садовник;
соль... соленый, посолить, соленья;
лес... лесок, лесной, лесник, перелесок;
гора... горка, пригорок, горный, горняк;
воз... возить, повозка, перевозка, возчик, возница;
горе... горюшко, горевать, горести, пригорюниться;
вода... водный, подводный, водовоз, водяной, подводник;
поле... полюшко, полевой, полевка; пол... половая, напольная, половик, половица;
рисунок... рисовать, зарисовка, рисование, разрисовать;
рис... рисинка, рисовый;
крепость... крепкий, укрепление, крепить, подкрепление.
61. «Договори похожие слова».
Логопед начинает предложение и предлагает детям продолжить его, используя похожие слова. Примерный речевой материал:
Скоро сказка... (сказывается), да не скоро дело... (делается).
Хватит тебе, молодцу, горе... (горевать).
Не впервой волку зиму... (зимовать).
Молодое растет, а старое... (старится).
Все живое хочет... (жить).
62. «Найди общую часть в словах».
Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать общую часть слова, объяснив свой выбор.
Примерный речевой материал:
выбежать, выйти, выпрыгнуть;
прийти, прибежать, приплыть;
уйти, улететь,убежать;
отбежать, отъехать, отплыть;
влететь, вбежать, въехать;
зайти, залететь,забежать;
подбежать,подпрыгнуть, подлететь;
перейти, перелезть, перешагнуть.
63. «Найди лишнее слово».
Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор.
Примерный речевой материал:
унести, прийти, приподнять;
прибежать, зайти, принести;
выкинуть, войти, выпрыгнуть;
прийти, подскочить, прибежать;
выйти, вбежать, вылететь;
отползти, отработать, забежать;
переплыть, отойти, перепрыгнуть;
зайти, занести, вылезти.
64. «Помоги Незнайке».
Логопед произносит слова и предлагает детям помочь Незнайке определить, чем различаются слова, объяснив свой ответ.
Примерный речевой материал:
влететь —подлететь; переплыть —заплыть;
подъехать —уехать; прибежать — убежать;
наехать — отъехать; отпрыгнуть — запрыгнуть.
65. «Назови слова».
Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, у которых в начале находится общая часть (приставка): пере-, вы-, под-, в-, за-, при-, от-, с-.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................... 3
Глава 1 Коррекция фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией............................................................................................................................................................. 5
1.1. ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ............................................................................................................ 5
ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ......................................................... 5
ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ................................................ 12
1.2. МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.............................................................. 14
МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ.................. 15
Глава 2 КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ................................................................. 94
2.1. ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.......................................................................................................... 94
2.2. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.............................................................. 98