Родственные слова и общая морфема

56. «Похожие слова».

Логопед демонстрирует детям несколько картинок, на которых изображены: сад, маленький садик, садовник, который поливает садовые цветы. Он объясняет детям значение каждого слова, интонационно выделяя общую часть слова, говорит, что все эти слова связаны со оловом сад (садик — маленький сад, садовник — человек, который ухаживает за садом, садовые цветы — те, которые растут только в саду). Затем логопед читает стихотворение.

Как растут слова

Как-то много лет назад Вот из сада

Посадили странный сад. Вам рассада,

Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом.

Был он только словом. А вот садовод,

Это слово, словно корень, С ним садовник идет.

Разрастаться стало вскоре Очень интересно

И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном.

Стало много новых слов.

(Б. Измайлов)

После прочтения стихотворения детям дается задание составить словосочетания или предложения с этими словами. При затруднении демонстрируются сюжетные картинки.

Примерный речевой материал:

Колхозники посадили сад. Садовник ухаживает за садом, поливает садовые цветы и другие посадки. Садовник посыпает садовые дорожки песком. Колхозники посадили большой сад, а около нашего дома есть маленький садик. В нем мы тоже посадили садовые цветы. Мы ухаживаем за садовыми цветами.

57. «Назови лишнее слово».

Логопед произносит группу из трех слов, два из которых являются однокоренными, а третье содержит омонимичный корень, и предлагает детям назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.

Примерный речевой материал:

нос — носовой — носить;

вода — водить— водный;

белка— белый — белить;

ножной — ножевой — ножик;

вина — виноватый — виноград;

измученный — мучной — замучить;

распарывать — распарить — парилка;

пылинка — запылить — запылить;

растоптать — топот — растопить.

58. «Подбери слова-родственники».

Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы:

Что нарисовано на картинке? (лес).

Как можно назвать маленький лес? (лесок).

Как называют зверей и птиц, которые живут в лесу? (лесные).

Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник).

Как называется сказочный персонаж, живущий в лесу? (старик-лесовик).

Затем логопед называет слова лес, лесок, лесные, лесник, лесовик и предлагает детям определить, что общего в этих словах. Аналогичная работа может проводиться на материале других слов.

Примерный речевой материал:

игра — игрушка, игрушечный, игровой, игрушечка,играть;

ночьночка, ночной,ноченька, ночевка, ночник, ночевать;

печьпечка, печурка, печеный, испечь, запечь, печник;

городгородок, городской, городовой, пригород;

ягода — ягодка — ягодный — ягодник;

ледледяной — ледовый —ледышка — ледник — заледенеть.

59. «Назови общую часть».

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень), и предлагает детям определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив свой выбор.

Примерный речевой материал:

дубдубок — дубовый;

голосголосистый — голосить;

домдомик — домашний;

лежбище — лежебока — лежать;

белить — белый — побелка;

пляска — плясовая — плясать;

сорсорный — сорить;

дымить — дымка — задымление;

ходить — походходок;

пылинка — пыльный — запылить.

60. «Назови родственные слова».

Логопед, называя слово, бросает мяч детям. Ребенок, возвращая мяч, называет родственное слово.

Примерный речевой материал:

кот... котик, котенок, котище, кошка, кошачий, кошечка, коток;

лиса… лис, лисенок, лисий, лисонька;

сад... садик, садовый, посадки, посадить, садовник;

соль... соленый, посолить, соленья;

лес... лесок, лесной, лесник, перелесок;

гора... горка, пригорок, горный, горняк;

воз... возить, повозка, перевозка, возчик, возница;

горе... горюшко, горевать, горести, пригорюниться;

вода... водный, подводный, водовоз, водяной, подводник;

поле... полюшко, полевой, полевка; пол... половая, напольная, половик, половица;

рисунок... рисовать, зарисовка, рисование, разрисовать;

рис... рисинка, рисовый;

крепость... крепкий, укрепление, крепить, подкрепление.

61. «Договори похожие слова».

Логопед начинает предложение и предлагает детям продолжить его, используя похожие слова. Примерный речевой материал:

Скоро сказка... (сказывается), да не скоро дело... (делается).

Хватит тебе, молодцу, горе... (горевать).

Не впервой волку зиму... (зимовать).

Молодое растет, а старое... (старится).

Все живое хочет... (жить).

62. «Найди общую часть в словах».

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать общую часть слова, объяснив свой выбор.

Примерный речевой материал:

выбежать, выйти, выпрыгнуть;

прийти, прибежать, приплыть;

уйти, улететь,убежать;

отбежать, отъехать, отплыть;

влететь, вбежать, въехать;

зайти, залететь,забежать;

подбежать,подпрыгнуть, подлететь;

перейти, перелезть, перешагнуть.

63. «Найди лишнее слово».

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор.

Примерный речевой материал:

унести, прийти, приподнять;

прибежать, зайти, принести;

выкинуть, войти, выпрыгнуть;

прийти, подскочить, прибежать;

выйти, вбежать, вылететь;

отползти, отработать, забежать;

переплыть, отойти, перепрыгнуть;

зайти, занести, вылезти.

64. «Помоги Незнайке».

Логопед произносит слова и предлагает детям помочь Незнайке определить, чем различаются слова, объяснив свой ответ.

Примерный речевой материал:

влететь —подлететь; переплыть —заплыть;

подъехать —уехать; прибежать — убежать;

наехать — отъехать; отпрыгнуть — запрыгнуть.

65. «Назови слова».

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, у которых в начале находится общая часть (приставка): пере-, вы-, под-, в-, за-, при-, от-, с-.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................... 3

Глава 1 Коррекция фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией............................................................................................................................................................. 5

1.1. ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ............................................................................................................ 5

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ......................................................... 5

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ................................................ 12

1.2. МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.............................................................. 14

МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ.................. 15

Глава 2 КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ................................................................. 94

2.1. ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.......................................................................................................... 94

2.2. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.............................................................. 98

Наши рекомендации