Голландский угол/Немецкий угол
[Dutch angle/German angle/Canted angle/Oblique angle/Dutch tilt]
— прием, при котором объектив камеры расположен в стороне от объекта, а линия горизонта «завалена» набок
Кадр из фильма Третий человек (1949)
Широкое применение прием получил в кинематографе немецкого экспрессионизма, а затем в жанре нуар - для выражения безумия, беспокойства, необычности и дезориентации.
- Почему голландский угол называют «углом Бэтмэна»? - Посмотри сериал или фильм «Бэтмен» 60-х годов! Там сплошь и рядом используют голландский угол! |
Глубина кадра
[Frame depth]
— принцип организации кадра, следующий правилам линейной перспективы и позволяющий воспринимать изображение на плоской поверхности объемным; зависит от разделения внутрикадрового пространства на планы и их соотношения, значения диафрагмы, фокусного расстояния и других параметров
Глубина резкости/Глубина резко изображенного пространства
[Depth of field]
— расстояние в пространстве изображения, которое обладает удовлетворительной резкостью
Глубинная мизансцена/«Глубинка»
[Deep focus shot]
— сложное построение кадра, при котором одинаково важны передний план и задний; служит для усиления динамики пространства и повествовательной выразительности
- Какие примеры использования «глубинки» можно назвать хрестоматийными? - Ну, например, в «Гражданине Кейне» - там, где главный герой играет в снежки на заднем плане, пока на переднем взрослые решают его судьбу. А еще тот же Грегг Толанд снял отличную «глубинку» в «Лисичках» Уильяма Уайлера. На переднем плане невозмутимая героиня Бэтт Дэвис, на заднем - ее умирающий муж. |
Дальний план
[Far distance shot/Extreme long shot]
— кинематографический план, при котором виден человек во весь рост и окружающая его среда, причем ключевое значение играет именно среда
Двойная экспозиция (Многократная экспозиция)
[Double exposure (multiple exposure)]
— два изображения (или больше), наложенные одно на другое
Создатель приема – Жорж Мельес, открывший его, сняв кадр на пленку, где уже был записан другой кадр.
Николаю очень нравились начальные титры к «Настоящему детективу». Погуглив, он выяснил, что заставка сделана с помощью динамических фотографий с двойной экспозицией. Теперь можно было попробовать сделать такую самому. |
Движение камеры
[Camera movement]
— любое перемещение съемочной камеры; основные виды: наезд, отъезд, тревеллинг, панорамирование и др.
Деталь
[Detail/Extreme close-up]
— крупное изображение мелкого предмета или части лица
Длинный кадр
[Long take/Extended take]
— кадр, не прерываемый монтажными переходами дольше обычного
Самый длинный кадр в художественном кино – «Русский ковчег» Александра Сокурова, 1,5-часовой фильм, целиком снятый без остановки камеры и без монтажных склеек (оператор – Тильман Бюттнер)
- Видел крутую сцену из четвертого эпизода «Настоящего детектива»? - Да, этот динамичный длинный кадр длится больше 6 минут! |
Задний план
[Background]
— степень удаленности от объектива, при которой объекты и пространство, находящиеся на расстоянии от камеры и служат фоном для объектов на первом и втором плане
Зональные линзы
[Split-focus diopter lens]
— оптическая насадка, позволяющая создавать в одном кадре две точки фокуса – на переднем плане и заднем; используется для акцентирования внимания зрителя на расположенных на разных планах объектах различной крупности
Кадр из фильма Бешеные псы (1991)
Кадр
[Shot]
см.также Кадрик
- фрагмент отснятого материала от пуска съемочного аппарата до его остановки
- фрагмент отснятого материала между двумя монтажными склейками
Что почитать: Николай Изволов «Что такое кадр?»
Кадрик
[Frame]
— единичный фотоснимок на кинопленке, наименьшая статическая единица фильма
Смена 24 кадриков в секунду – нормальная частота киносъемки и проекции, вызывающая иллюзию непрерывности движения на экране.