Дидактическая игра «Воздушные шары»
Цель: познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу.
Словарь: названия шести цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски картона (15х0,5 см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см). Это ниточки и шарики. Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками - ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.
Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один шарик и прикладывает его к ниточке такого же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает и подсказывает ему.
Затем быстро раскладывается раздаточный материал, и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проверяет и предлагает исправить допущенные ошибки.
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Цель: закреплять представления о шести цветах, закреплять умение детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения)
Материал. У каждого ребенка карточка (30х20 см), разделенная на шесть клеток (10х10 см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета.
Ход игры. После объяснения игры детям необходимо подобрать по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положить игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результаты.
Дидактическая игра «Назови цвет»
Цель: формировать умение детей называть цвет и оттенок (по светлоте).
Материал. Геометрические фигуры разных цветов (по три-четыре предмета двух оттенков каждого). Оттенки должны различаться по светлоте.
Ход игры. Дети сидят полукругом, в центре стол с набором геометрических фигур.
Воспитатель выбирает фигуру, показывает одному из детей, который называет цвет и оттенок фигуры. Если ребенок не может ответить, та же фигура предъявляется другому ребенку. Правильно ответивший ребенок получает фишку. В конце игры определяется победитель.
Если дети затрудняются в назывании оттенка, воспитатель задает наводящий вопрос: «Какой это оттенок – темный или светлый?»
Дидактическая игра «Радуга»
Вариант 1
Цель: формировать представления детей о системе цветов, о последовательности их расположения в спектре, включая новый для них голубой цвет.
Материал. Демонстрационный: Картина «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной картинкой радуги, полосочки семи цветов для завершения радуги.
Ход игры. Воспитатель спрашивает детей, кто из них видел радугу после дождя, какие цвета в ней были. После ответов детей, уточняет, что в радуге цвета всегда располагаются по порядку. Затем предлагает детям положить полоски рядом с соответствующими на листе. Воспитатель проверяет работу.
Вариант 2
Цель: та же.
Материал. Раздаточный: полоски семи цветов для составления радуги.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить радугу из имеющихся полосок. При необходимости подсказывает и помогает детям.