Экспозиция при панорамной съемке

Панорамная съемка осуществляется в ручном режиме съемки, благодаря чему для всех кадров будет задана одна и та же экспозиция.

- Выбрав минимальное значение чувствительности по ISO (чтобы избежать лишнего цифрового шума), задайте минимальное значение диафрагмы — так вы обеспечите максимально возможную глубину резкости. Теперь изучите сцену, которую решили сфотографировать, чтобы найти область со средним значением экспозиции. Найдя область с подходящим значением экспозиции, скомпонуйте кадр и направьте объектив на эту область, после чего задайте такую скорость затвора, которая позволит получить необходимое значение экспозиции. Поскольку вы выбрали ручной режим, это значение экспозиции будет применяться при съемке всех последующих снимков.

Если вы не используете ручной режим или режим, специально предназначенный для съемки панорам, полученные вами кадры будут характеризоваться различным уровнем освещенности, что зачастую приводит к невозможности использования соответствующего программного обеспечения: один кадр может оказаться значительно темнее другого. Именно по этой причине вам необходимо найти область со средним значением экспозиции и зафиксировать это значение при съемке всей последовательности. В противном случае часть кадров будет обладать недостаточной экспозицией, а другая часть - слишком большим значением экспозиции.

Желательно избегать использования поляризационного светофильтра при панорамной съёмке. Из-за неравномерной степени поляризации участков неба, находящихся под разными углами по отношению к солнцу, такое небо получит неравномерный "прокрас" на протяжении панорамы. Получившееся синее пятно на небе будет выглядеть неестественным.

Взамен поляризатора, в солнечную погоду, лучше надеть на объектив бленду, чтобы избавиться от практически неизбежных бликов от солнца, направленных в разные стороны на разных фрагментах. Также, для затемнения неба можно применять градиентный фильтр.

Компоновка кадров при съемке панорам

Задав все необходимые значения параметров и подготовившись к съемке, приступите к компоновке первого кадра слева. Если вы начнете с левого края, полученные снимки будут пронумерованы именно в том порядке, в котором вы их снимаете, что значительно упростит создание панорамы в дальнейшем.

При съемке панорам каждый последующий кадр должен пересекаться с последующим на 15-40%, чтобы соответствующее программное обеспечение могло справиться со своей задачей. Если кадры будут пересекаться больше, чем на 40%, их совмещение может усложниться. Вам необходимо снимать кадры таким образом, чтобы на пересекающихся краях они содержали какие-то заметные объекты (деревья или камни). Благодаря этому работа программного обеспечения значительно упрощается. Сделав один кадр, ни в коем случае не изменяйте фокусное расстояние, поскольку это приведет к невозможности стыковки последовательности.

Займите такое положение, чтобы солнце находилось позади вас. Большинство панорам охватывают угол 180°. Необходимо как можно более ровное освещение сцены, чтобы внезапно не появились сдвиги в цвете неба - это значительно усложнит совмещение сцен и получение непрерывного тона.

После установки и выравнивания камеры поверните ее по сцене в горизонтальной плоскости, чтобы проверить уровень. Не стоит планировать снимок таким образом, чтобы линия горизонта разбивала его пополам. Линия горизонта должна находиться в нижней трети композиции, оставляя больше места для неба, либо находиться в верхней трети, оставляя место ландшафту.

Если камера имеет панорамный режим, включите его. В противном случае при переходе от снимка к снимку обеспечьте перекрытие кадров на одну треть ширины. Это даст компьютеру больше информации для стыковки сцен.

Поверните камеру налево и сделайте первый снимок. Поверните камеру на один кадр вправо (не забыв оставить перекрытие на одну треть) и сделайте следующий снимок. Повторите эту операцию столько раз, сколько необходимо.

Анализ результатов

Получив все фотографии серии, проанализируйте, насколько хорошо они сочетаются, а также правильно ли для них была задана экспозиция. Если на карте памяти достаточно свободного места, немного измените значение экспозиции и повторите съемку. Повторная съемка займет намного меньше времени, чем все приготовления, предшествующие первой съемке.

При съемке кадров для создания панорамных изображений не забывайте о том, что движение каких-то объектов в кадре приведет к дополнительным сложностям в работе программного обеспечения. В качестве примера подобных объектов можно привести облака, которые в ветреную погоду быстро перемещаются по небу.

Наши рекомендации