РАЗДЕЛ I. Немое кино (1895-1929).
Практическое занятие № 1
Тема 1: Введение
Цель:Охарактеризовать технические и эстетические предпосылки рождения кинематографа.
Вопросы для проверки усвоенного материала:
1. Какие технические изобретения предшествовали появлению синематографа?
2. Эстетические предпосылки появления кинематографа? Достижения в области литературы, театра, живописи?
3. Как назывался аппарат – «кинотеатр для одного человека»?
4. Кто и когда организовал первый кинопоказ?
Практическое занятие № 2
Тема 2: Зарождение и формирование кинематографии
Цель:Раскрыть особенности ранних фильмов бр. Люмьер, Ж. Мельеса, первых комиков.
Вопросы для проверки усвоенного материала:
1. Чем занимались братья Люмьер до того как устроили публичный кинопоказ?
2. Первые фильмы Люмьер? Их особенность?
3. Какой фильм братьев Люмьер считается постановочным и зачатком кинокомедии?
4. Как назывался театр, которым руководил Ж. Мельес?
5. Скорость прохождения фильмов во времена Ж. Мельеса?
6. Логотип студии Мельеса?
7. Год создания фильма «Путешествия на Луну»?
8. В каком фильме Ж. Мельес жонглирует собственной головой?
9. Как назывался жанр, придуманный Ж. Мельесом для своих фильмов?
10. Назовите несколько видов съемок, которые применялись в фильме «Путешествие на Луну» и которые используются до сих пор?
11. Одна из первых женщин-кинорежиссеров, работавшая на студии «Гомон»?
12. Один из первых французских комиков, использовавший прием механического комизма?
13. В чем особенность экранного персонажа М. Линдера?
14. Фильм с участием М. Линдера – вольная экранизация романа А.Дюма?
15. Как называется один из самых известных фильмов, созданных на студии «Фильм д’Ар», с участием актеров «Комеди Франсез»?
Список основных фильмов:
«Прибытие поезда на вокзал Ля Сиота» (1895, реж. бр. Люмьер);
«Политый поливальщик» (1895, реж. бр. Люмьер);
«Выход рабочих с фабрики Люмьеров» (1985, реж. бр. Люмьер);
«Покидая Иерусалим» (1899, реж. бр. Люмьер);
«Разрушение стены» (1895, реж. бр. Люмьер);
«История одного преступления» (1901, реж. Ф. Зекка);
«Путешествие на Луну» (1902, реж. Ж. Мельес);
«Меломан» (1903, реж. Ж. Мельес);
«Живые карты» (1904, реж. Ж. Мельес);
«Электрический отель» (1908, реж. С. де Шомон);
«Как Кретинетти расплатился с долгами» (1909, реж. А.Дид);
«Будни соломенного вдовца» (1908, реж. М. Линдер).
Список дополнительных фильмов:
«Дьявольский кек-уок» (1903, реж. Ж. Мельес);
«Дьявольский жилец» (1908, реж. Ж. Мельес);
«Жизнь и страдания Иисуса Христа» (1903, реж. Ф. Зека);
«Макс учится кататься на коньках» (1905, реж. М. Линдер);
«Золотой жук» (1907, реж. Ф. Зека);
«Японские бабочки» (1908, реж. С. де Шомон);
«Убийство герцога де Гиза» (1908, реж. Ш. ле Баржи, А. Кальмет);
«Становление американского гражданина» (1912, реж. А.Ги);
«Фантомас» (1913, реж. Л. Фейад);
«Механический человек» (1921, реж. А.Дид);
«Три пройдохи» (1922, реж. М. Линдер).
Практическое занятие № 3
Тема 3.Кинематограф Италии
Цель:Определить особенности ранних итальянских фильмов (жанр, пластические решения, актеры).
Вопросы для проверки усвоенного материала:
1. Когда состоялся первый кинопоказ в Италии?
2. Где размещались центры кинопроизводства в Италии?
3. Основные жанры раннего итальянского кино.
4. Назовите ведущих режиссеров этой поры и их фильмы?
5. Один из первых французских комиков, с 1908 г. работавший в Италии?
6. Какое влияние на мировой кинематограф оказал фильм «Кабирия»?
7. В чем особенность итальянских кинодив? Их влияние на другие кинематографии?
Список основных фильмов:
«Камо грядеши?» (1912, реж. Э. Гуаццони);
«Кабирия» (1914, реж. Д. Пастроне);
«Ассунта Спина» (1915, реж. Г. Серена, Ф. Бертини).
Список дополнительных фильмов:
«Нерон, или Падение Рима» (1909, реж. Л. Маджи);
«Падение Трои» (1910, реж. Д. Пастроне);
«Ад» (1911, реж. Ф. Бертолини, А. Падован, Д. ди Лигоро);
«Агриппина» (1911, реж. Э. Гуаццони).
Практическое занятие № 4
Тема 4. Кинематограф Великобритании
Цель:Раскрыть особенности ранних английских фильмов и их влияние на развитие киноязыка.
Вопросы для проверки усвоенного материала:
1. С чего начинали свою деятельность первые английские режиссеры?
2. В чем суть открытий Брайтонской школы?
3. Как повлияли эксперименты Брайтонской школы на другие кинематографии?
4. В чем причина кризиса раннего британского кино?
Список основных фильмов:
«Бабушкина лупа» (1900, реж. Д.-А. Смит);
«Большой глоток» (1901, реж. Д. Уильямсон);
«Что видно в телескоп?» (1900, реж. Д.-А. Смит);
«Больной котенок» (1903, реж. Д.-А. Смит).
Список дополнительных фильмов:
«Деревенщина и кинематограф» (1901, реж. У. Пол);
«Нападение на миссию в Китае» (1900, реж. Д. Уильямсон);
«Держи вора!» (1901, реж. Д. Уильямсон);
«Невзгоды Мери Джейн» (1903, реж. Д.-А. Смит).
Практическое занятие № 5
Тема 5. Кинематограф Дании
Цель:Определить особенности развития раннего творчества У. Гада и К.Т. Дрейера.
Вопросы для проверки усвоенного материала:
1. Когда состоялся первый кинопоказ в Дании?
2. В чем особенности развития датского кинематографа?
3. Творческий тандем У. Гад – А. Нильсен: фильмы, роли, жанровые особенности.
4. Особенность творчества К.Т. Дрейера в немой период?
5. В чем причины упадка датского кино?
Список основных фильмов:
«Бездна» (1910, реж. У. Гад);
«Страсти Жанны Д’Арк» (1928, реж. К. Т. Дрейер).
Список дополнительных фильмов:
«Жизнь евангелиста» (1915, реж. Хольгер-Мадсен);
«Слепое правосудие» / «Ночь мщения» (1915, реж. Б. Кристенсен);
«Президент» (1919, реж. К. Т. Дрейер);
«Однажды» (1922, реж. К. Т. Дрейер);
«Ведьмы» (1922, реж. Б. Кристенсен);
«Гамлет» (1921, реж. С. Гейд, Х. Шелл).
Практическое занятие № 6
Тема 6. Кинематограф США
Цель:Охарактеризовать особенности развития раннего американского кино, творчества Э. Портера, Д.У. Гриффита, комедий М. Сеннета и его актеров.
Вопросы для проверки усвоенного материала:
1. Как назывался первый американский вестерн? В каком году был снят фильм?
2. Как назывался фильм Э.С. Портера – один из первых фильмов, в котором применен параллельный монтаж?
3. Когда состоялся режиссерский дебют Д.У. Гриффита?
4. Сколько лет Гриффит проработал на "Байограф"?
5. Первый п/м фильм Д.У. Гриффита?
6. Как назывался роман, по которому поставлен фильм "Рождение нации"?
7. В каком фильме Гриффита героиня делает себе искусственную улыбку?
8. Какую знаменитую мелодию использовал Д.У. Гриффит в "Рождении нации"?
9. Какой фильм Д.У. Гриффита спровоцировал массовые беспорядки?
10. Какой фильм Д.У. Гриффита сюжетно строился из 4-х больших эпизодов?
11. В каком из эпизодов "Нетерпимости" героиню зовут Девушка с гор?
12. В каком из эпизодов "Нетерпимости" девушку зовут Кареглазка?
13. Какой эпизод "Нетерпимости" оканчивается хэппи-эндом?
14. Постоянный оператора Д.У. Гриффита?
15. В каком фильме Гриффита в центре повествования любовь юной девушки и китайца?
16. В каком фильме Гриффита героиню уносит к водопаду отколовшаяся льдина?
17. Как называлась первая комедия студии «Кистоун»?
18. Кто был создателем студии «Кистоун»?
19. Охарактеризуйте сеннетовскую комедию.
20. Первый фильм с участием Ч. Чаплина?
21. В каком фильме впервые появился образ Бродяги?
22. Режиссерский дебют Чаплина?
23. Самый автобиографичный фильм Чаплина?
24. Самый нетипичный фильм Чаплина, в котором у него нет главной роли?
25. Как называлась кинокомпания, образованная «четверкой великих», куда входил и Чаплин?
Список основных фильмов:
«Большое ограбление поезда» (1903, реж. Э.С. Портер);
«Рождение нации» (1915, реж. Д.У. Гриффит);
«Нетерпимость» (1916, реж. Д.У. Гриффит);
«Бродяга» (к/м, 1915, реж. Ч.Чаплин);
«Собачья жизнь» (к/м, 1918, реж. Ч.Чаплин);
«Малыш» (1921, реж. Ч.Чаплин);
«Золотая лихорадка» (1925, реж. Ч.Чаплин).
Список дополнительных фильмов:
«Жизнь американского пожарного» (1903, реж. Э.C. Портер);
«Клептоманка» (1905, реж. Э.С. Портер);
«Любовь, крах и ограбление» (1915, реж. М. Сеннет);
«Сломанные побеги» (1919, реж. Д.У. Гриффит);
«Детские автогонки в Венисе» (к/м, 1914, реж. Г. Лерман);
«Его новая работа» (к/м, 1915, реж. Ч.Чаплин);
«На плечо!» (ср/м, 1918, реж. Ч.Чаплин);
«Парижанка» (1923, реж. Ч.Чаплин).
Практическое занятие № 7