РАЗДЕЛ I. Немое кино (1895-1929).

Практическое занятие № 1

Тема 1: Введение

Цель:Охарактеризовать технические и эстетические предпосылки рождения кинематографа.

Вопросы для проверки усвоенного материала:

1. Какие технические изобретения предшествовали появлению синематографа?

2. Эстетические предпосылки появления кинематографа? Достижения в области литературы, театра, живописи?

3. Как назывался аппарат – «кинотеатр для одного человека»?

4. Кто и когда организовал первый кинопоказ?

Практическое занятие № 2

Тема 2: Зарождение и формирование кинематографии

Цель:Раскрыть особенности ранних фильмов бр. Люмьер, Ж. Мельеса, первых комиков.

Вопросы для проверки усвоенного материала:

1. Чем занимались братья Люмьер до того как устроили публичный кинопоказ?

2. Первые фильмы Люмьер? Их особенность?

3. Какой фильм братьев Люмьер считается постановочным и зачатком кинокомедии?

4. Как назывался театр, которым руководил Ж. Мельес?

5. Скорость прохождения фильмов во времена Ж. Мельеса?

6. Логотип студии Мельеса?

7. Год создания фильма «Путешествия на Луну»?

8. В каком фильме Ж. Мельес жонглирует собственной головой?

9. Как назывался жанр, придуманный Ж. Мельесом для своих фильмов?

10. Назовите несколько видов съемок, которые применялись в фильме «Путешествие на Луну» и которые используются до сих пор?

11. Одна из первых женщин-кинорежиссеров, работавшая на студии «Гомон»?

12. Один из первых французских комиков, использовавший прием механического комизма?

13. В чем особенность экранного персонажа М. Линдера?

14. Фильм с участием М. Линдера – вольная экранизация романа А.Дюма?

15. Как называется один из самых известных фильмов, созданных на студии «Фильм д’Ар», с участием актеров «Комеди Франсез»?

Список основных фильмов:

«Прибытие поезда на вокзал Ля Сиота» (1895, реж. бр. Люмьер);

«Политый поливальщик» (1895, реж. бр. Люмьер);

«Выход рабочих с фабрики Люмьеров» (1985, реж. бр. Люмьер);

«Покидая Иерусалим» (1899, реж. бр. Люмьер);

«Разрушение стены» (1895, реж. бр. Люмьер);

«История одного преступления» (1901, реж. Ф. Зекка);

«Путешествие на Луну» (1902, реж. Ж. Мельес);

«Меломан» (1903, реж. Ж. Мельес);

«Живые карты» (1904, реж. Ж. Мельес);

«Электрический отель» (1908, реж. С. де Шомон);

«Как Кретинетти расплатился с долгами» (1909, реж. А.Дид);

«Будни соломенного вдовца» (1908, реж. М. Линдер).

Список дополнительных фильмов:

«Дьявольский кек-уок» (1903, реж. Ж. Мельес);

«Дьявольский жилец» (1908, реж. Ж. Мельес);

«Жизнь и страдания Иисуса Христа» (1903, реж. Ф. Зека);

«Макс учится кататься на коньках» (1905, реж. М. Линдер);

«Золотой жук» (1907, реж. Ф. Зека);

«Японские бабочки» (1908, реж. С. де Шомон);

«Убийство герцога де Гиза» (1908, реж. Ш. ле Баржи, А. Кальмет);

«Становление американского гражданина» (1912, реж. А.Ги);

«Фантомас» (1913, реж. Л. Фейад);

«Механический человек» (1921, реж. А.Дид);

«Три пройдохи» (1922, реж. М. Линдер).

Практическое занятие № 3

Тема 3.Кинематограф Италии

Цель:Определить особенности ранних итальянских фильмов (жанр, пластические решения, актеры).

Вопросы для проверки усвоенного материала:

1. Когда состоялся первый кинопоказ в Италии?

2. Где размещались центры кинопроизводства в Италии?

3. Основные жанры раннего итальянского кино.

4. Назовите ведущих режиссеров этой поры и их фильмы?

5. Один из первых французских комиков, с 1908 г. работавший в Италии?

6. Какое влияние на мировой кинематограф оказал фильм «Кабирия»?

7. В чем особенность итальянских кинодив? Их влияние на другие кинематографии?

Список основных фильмов:

«Камо грядеши?» (1912, реж. Э. Гуаццони);

«Кабирия» (1914, реж. Д. Пастроне);

«Ассунта Спина» (1915, реж. Г. Серена, Ф. Бертини).

Список дополнительных фильмов:

«Нерон, или Падение Рима» (1909, реж. Л. Маджи);

«Падение Трои» (1910, реж. Д. Пастроне);

«Ад» (1911, реж. Ф. Бертолини, А. Падован, Д. ди Лигоро);

«Агриппина» (1911, реж. Э. Гуаццони).

Практическое занятие № 4

Тема 4. Кинематограф Великобритании

Цель:Раскрыть особенности ранних английских фильмов и их влияние на развитие киноязыка.

Вопросы для проверки усвоенного материала:

1. С чего начинали свою деятельность первые английские режиссеры?

2. В чем суть открытий Брайтонской школы?

3. Как повлияли эксперименты Брайтонской школы на другие кинематографии?

4. В чем причина кризиса раннего британского кино?

Список основных фильмов:

«Бабушкина лупа» (1900, реж. Д.-А. Смит);

«Большой глоток» (1901, реж. Д. Уильямсон);

«Что видно в телескоп?» (1900, реж. Д.-А. Смит);

«Больной котенок» (1903, реж. Д.-А. Смит).

Список дополнительных фильмов:

«Деревенщина и кинематограф» (1901, реж. У. Пол);

«Нападение на миссию в Китае» (1900, реж. Д. Уильямсон);

«Держи вора!» (1901, реж. Д. Уильямсон);

«Невзгоды Мери Джейн» (1903, реж. Д.-А. Смит).

Практическое занятие № 5

Тема 5. Кинематограф Дании

Цель:Определить особенности развития раннего творчества У. Гада и К.Т. Дрейера.

Вопросы для проверки усвоенного материала:

1. Когда состоялся первый кинопоказ в Дании?

2. В чем особенности развития датского кинематографа?

3. Творческий тандем У. Гад – А. Нильсен: фильмы, роли, жанровые особенности.

4. Особенность творчества К.Т. Дрейера в немой период?

5. В чем причины упадка датского кино?

Список основных фильмов:

«Бездна» (1910, реж. У. Гад);

«Страсти Жанны Д’Арк» (1928, реж. К. Т. Дрейер).

Список дополнительных фильмов:

«Жизнь евангелиста» (1915, реж. Хольгер-Мадсен);

«Слепое правосудие» / «Ночь мщения» (1915, реж. Б. Кристенсен);

«Президент» (1919, реж. К. Т. Дрейер);

«Однажды» (1922, реж. К. Т. Дрейер);

«Ведьмы» (1922, реж. Б. Кристенсен);

«Гамлет» (1921, реж. С. Гейд, Х. Шелл).

Практическое занятие № 6

Тема 6. Кинематограф США

Цель:Охарактеризовать особенности развития раннего американского кино, творчества Э. Портера, Д.У. Гриффита, комедий М. Сеннета и его актеров.

Вопросы для проверки усвоенного материала:

1. Как назывался первый американский вестерн? В каком году был снят фильм?

2. Как назывался фильм Э.С. Портера – один из первых фильмов, в котором применен параллельный монтаж?

3. Когда состоялся режиссерский дебют Д.У. Гриффита?

4. Сколько лет Гриффит проработал на "Байограф"?

5. Первый п/м фильм Д.У. Гриффита?

6. Как назывался роман, по которому поставлен фильм "Рождение нации"?

7. В каком фильме Гриффита героиня делает себе искусственную улыбку?

8. Какую знаменитую мелодию использовал Д.У. Гриффит в "Рождении нации"?

9. Какой фильм Д.У. Гриффита спровоцировал массовые беспорядки?

10. Какой фильм Д.У. Гриффита сюжетно строился из 4-х больших эпизодов?

11. В каком из эпизодов "Нетерпимости" героиню зовут Девушка с гор?

12. В каком из эпизодов "Нетерпимости" девушку зовут Кареглазка?

13. Какой эпизод "Нетерпимости" оканчивается хэппи-эндом?

14. Постоянный оператора Д.У. Гриффита?

15. В каком фильме Гриффита в центре повествования любовь юной девушки и китайца?

16. В каком фильме Гриффита героиню уносит к водопаду отколовшаяся льдина?

17. Как называлась первая комедия студии «Кистоун»?

18. Кто был создателем студии «Кистоун»?

19. Охарактеризуйте сеннетовскую комедию.

20. Первый фильм с участием Ч. Чаплина?

21. В каком фильме впервые появился образ Бродяги?

22. Режиссерский дебют Чаплина?

23. Самый автобиографичный фильм Чаплина?

24. Самый нетипичный фильм Чаплина, в котором у него нет главной роли?

25. Как называлась кинокомпания, образованная «четверкой великих», куда входил и Чаплин?

Список основных фильмов:

«Большое ограбление поезда» (1903, реж. Э.С. Портер);

«Рождение нации» (1915, реж. Д.У. Гриффит);

«Нетерпимость» (1916, реж. Д.У. Гриффит);

«Бродяга» (к/м, 1915, реж. Ч.Чаплин);

«Собачья жизнь» (к/м, 1918, реж. Ч.Чаплин);

«Малыш» (1921, реж. Ч.Чаплин);

«Золотая лихорадка» (1925, реж. Ч.Чаплин).

Список дополнительных фильмов:

«Жизнь американского пожарного» (1903, реж. Э.C. Портер);

«Клептоманка» (1905, реж. Э.С. Портер);

«Любовь, крах и ограбление» (1915, реж. М. Сеннет);

«Сломанные побеги» (1919, реж. Д.У. Гриффит);

«Детские автогонки в Венисе» (к/м, 1914, реж. Г. Лерман);

«Его новая работа» (к/м, 1915, реж. Ч.Чаплин);

«На плечо!» (ср/м, 1918, реж. Ч.Чаплин);

«Парижанка» (1923, реж. Ч.Чаплин).

Практическое занятие № 7

Наши рекомендации