Опознание незаконченных изображений
Воссоздание целого изображения по незаконченному рисунку является наиболее сложным заданием на зрительный гнозис. Его сложность определяется рядом причин. Нужно опознать незаконченный фрагмент, а минимальное число содержащихся в нем существенных признаков затрудняет выдвижение гипотез. Кроме аналитических процедур необходима актуализация целостного образа, что требует участия холистической стратегии восприятия. Поэтому данное задание позволяет отчетливо увидеть сформированность холистической (правополушарной) стратегии восприятия.
Материал, В этой пробе используются 12 незаконченных контурных изображений из «Диагностической нейропсихологической методики» [8] с изменением на более привычную ориентацию двух изображений — весов и очков (см. с. 12 Альбома).
Процедура. Ребенку объясняют, что художник начал рисовать картинки, но не закончил, и предлагают догадаться, что хотел нарисовать художник. Психолог последовательно указывает на рисунки и ожидает ответа. Если ребенок неверно опознал изображение, ему может быть оказана стимулирующая помощь: «Подумай еще, что хотел нарисовать художник». После ответа (вне зависи-
мости от его правильности) психолог привлекает внимание ребенка, к следующей картинке. Прерывая помощь,.психолог преследует цель избежать утомления ребенка и дать ему возможность попробовать свои силы на разных рисунках. Фиксируются ответ ребенка и время выполнения пробы.
Анализ выполнения пробы. Апробация показала, что это наиболее трудная проба на зрительное восприятие — в среднем 7-летние дети опознают 6 изображений, а 6-летние — 4—5 из 12. В зоне риска находятся дети, которые узнают 3 изображения и меньше. Как и в предыдущей пробе, дети делают в 2 раза больше перцептивных ошибок по сравнению с перцептивно-вербальными. Вербальные ошибки единичны, как и во всех пробах.
При анализе ошибок следует обратить особое внимание на ошибки по типу фрагментарности, свидетельствующие о слабости холистической стратегии восприятия (ножницы ^ «ложка*, «ракетка», «указка», «иголка»; якорь — «стрелка и шарик», «дорожный знак», «ключ»; булавка — «иголка»; весы — «самолет»). Для разделения перцептивно близких ошибок по типу псевдоагнозий и ошибок по типу фрагментарности можно воспользоваться критерием регулярности ошибок, описанным в гл. 2.
В связи с трудностью выдвижения гипотез у детей много отказов и персевераторных ответов (повторение одного из предыдущих ответов), что отражает первичные и вторичные трудности зрительного опознания и по лево- и по правополушарному типу.
Хотя в этой пробе допускают ошибки дети с недостаточной сформированностью функций и правого Й левого полушария, тем не менее эта проба наиболее чувствительная относительной слабости правополушарных функций, что отличает ее от двух предыдущих проб. Это подтверждается не только данными по продукт тивности выполнения проб детьми различных групп, но и корреляционным анализом. Корреляционный анализ данных нейропси-хологического исследования детей I—II классов, проведенного Н. Н. Полонской и Л. В.Яблоковой, показал, что выполнение пробы на опознание незавершенных фигур значимо коррелирует с запоминанием невербализованных фигур и конструктивным прак-сисом, наиболее грубо страдающими при слабости правополушарных функций. В то же время выполнение проб на опознание наложенных и перечеркнутых изображений значимо коррелирует С запоминанием предметных изображений [3].
* * *
Представленные четыре пробы являются основными при исследовании зрительного (предметного) гнозиса, они чаще всего используются детскими нейропсихологами. Этот набор проб может быть дополнен еще двумя пробами на опознание контурных изображений в условиях зрительных помех.
5. Опознание изображений в «шуме»
Проба на опознание «зашумленных» изображений в практику отечественной нейропсихологии была введена И. М.Тонконогим и И. И. Цукерманом [8, 53]. По мнению авторов пробы, она позволяет оценить возможность выделения,, полезного сигнала из помех. При этом отмечается, что в механизмах помехоустойчивости большее участие принимают структуры правого полушария [9, с 93].
Материал, Апробированный нами материал — 6 изображений с двумя уровнями «шума» — взят из «Диагностической нейропси-хологической методики» [9]. Для удобства работы с детьми материал был разделен на две группы по 3 изображения (см. с. 13 Альбома).
Процедура, Изображения предметов сначала предъявляют в сильном «зашумлении», если же ребенок не справляется с заданием, ему дают изображения с меньшим уровнем «шума». При этом ребенку объясняют, что «на экране телевизора изображение с помехами», и предлагают определить, какой предмет изображен. В ходе выполнения задания стимуляция такая же, как и в предыдущей пробе. Фиксируются ответы ребенка и время, затраченное на задание.
Анализ выполнения пробы* Апробация пробы на детях-первоклассниках 7 лет показала, что в среднем они опознают 4 изображения из 6. Дети допускают преимущественно перцептивные ошибки, в частности, далекие замены {чайник — «мост», «тачка», кувшин .— «человек»). Трудность выдвижения перцептивных гипотез приводила и к персевераторным ответам. Максимальное число отказов и далеких замен было характерно для детей со слабостью право-полушарних функций.