Опознание реалистических изображений
Исследование начинается с задач на опознание реалистических изображений предметов. Для этого используются изображения, «допускающие множественное толкование» [34, с. 361]. Это, во-первых, изображения «предметов-соперников», например, лампа — гриб, часы -1- телефон. Во-вторых, это изображения, провоцирующие ложное толкование (перо — как лист).
Материал. Для исследования зрительного гнозиса у детей предлагается 16 изображений, отобранных на основе апробации 24 изображений из классического набора А.Р.Лурия. Изображения чернильницы и петуха (одно незнакомое детям, другое — малоинформативное) были заменены изображениями шланга и пера (см. с. 3—4 Альбома).
Процедура. Ребенку предъявляют первую страницу методики и предлагают называть предметы по порядку. Выполнение заданий поощряется, при необходимости оказывается стимулирующая помощь. Ответы детей, паузы и последовательность называния (стратегия считывания) фиксируются. Помечается, сделана ли ошибка вследствие импульсивности или длительного рассматривания.
Анализ выполнения пробы. Методика апробировалась на детях-первоклассниках 7—8 лет. В среднем дети правильно опознавали и называли 13 изображений из 16. Наиболее чувствительными к трудностям опознания оказались 6 картинок: фуражка, диван, шуба, перо, ремень, помидор. В ответах детей были представлены перцептивно близкие (фуражка — «тарелка», «торт*), перцептивно-вербальные (диван — «кресло», шуба — «пальто») и вербальные замены (лампа — «чтобы не было темно»). Чаще всего допускались перцептивно-вербальные ошибки, в два раза реже — перцептивно близкие, вербальные ошибки были единичными.
Анализ стратегии считывания показал, что строго упорядоченный поиск (слева направо и сверху вниз) был у 51 % детей. Дети начинали опознание упорядочение, но изменяли порядок при затруднениях в 21 % случаев. Хаотический поиск был у 28 % детей.
Если ребенок выполняет задание недостаточно успешно (4 и
более ошибок у детей 7—8 лет), то у исследующего может воз
никнуть ряд предположений, гипотез о механизмах проблем ре
бенка: первичные трудности зрительно гнозиса, недостаточная ак
тивность, речевые трудности. Эти гипотезы проверяются в ходе
дальнейшего исследования. ,ч\
»,
2. Опознание наложенных изображений (проба В. Поппельрейтера)
В этой и последующих пробах процесс зрительного опознания усложняется необходимостью узнать предмет по контуру, при этом используются разные приемы «зашумления». Так, в данной пробе ребенок должен опознать предметы, разделив контуры наложенных друг на друга изображений разных предметов.
Материал. Материалом заданий служат наложенные изображения предметов, животных и геометрических фигур (о возможной диссоциации опознания этих видов изображений см. [51; 9]).
В пробу включены 5 наборов изображений предметов из альбома А.Р.Лурия [34; 52] и 4 набора из пособия Т.С.Третьяковой [54]. Кроме того, в методику включены 2 задания с изображениями животных и 1 задание с.геометрическими фигурами. В каждом наборе от 3 до 7 изображений.
Из наборов изображений предметов относительно простым и в то же время достаточно чувствительным является первое задание
(рыба, елка, тарелка), сенсибилизированными — два последних задания (малыш к репка). Задания с животными сравнительно просты. Набор с 7 геометрическими фигурами является средним по сложности (см. с: 5—8 Альбома).
Процедура, Детям предъявляют для опознания 1 набор (при необходимости остальные закрывают) и предлагают назвать изображения. При ошибках им сначала оказывают стимулирующую помощь, а затем предлагают обвести контур. При неправильном обведении диагност выполняет задания сам, чтобы помочь ребенку выработать стратегию опознания. Оба вида ответов — самостоятельный и после помощи взрослого — фиксируются, отмечаются также порядок опознания фигур в наборе и время ответов.
Процедура опознания фигур животных может быть такой же или несколько изменена. В первом случае диагност закрывает расположенные внизу страницы изображения отдельных животных. Второй, более простой, вариант, когда требуется только идентификация изображений, может быть использован для детей младшего возраста или детей с выраженными нарушениями речи. В этом случае детям предлагают найти «спрятанных» животных и показать, где именно внизу они располагаются.
Анализ выполнения пробы. В апробации участвовали дошкольники 6—7 лет (30 детей), первоклассники 6 лет (25 детей) и 7— 8 лет (111 детей). В среднем дети не опознают 1 предмет из 2 наборов, при опознании геометрических фигур делают 1 ошибку на набор.
При опознании наложенных предметных изображений дети допускают столько же или больше перцептивных замен, чем перцептивно-вербальных (иное отношение в предыдущей пробе на опознание реалистических изображений). Среди перцептивных за-* мен преобладают перцептивно близкие (тарелка — «браслет», вилка — «рука», кисть — «сабля»).
Относительно редкие перцептивно далекие ошибки возникают при трудностях разделения фигур или опознания недостаточно знакомых предметов (так, в первом наборе ребенок соединил линии тарелки и елки и увидел «пингвина», в четвертом наборе кисть маляра была воспринята как «полка»).
Специально оговорим оценку правильности опознания изображений из набора Т. С.Третьяковой, которые допускают не единственное толкование. В этих заданиях одна из фигур может быть опознана и как «шляпа», и как «миска», а изображение овоща — как рисунок «репы», «свеклы» или «редьки».
Перейдем к пробе на опознание геометрических фигур, В этой пробе проявляются трудности как различения фигур, так и их номинации. Дети 7 лет без труда выделяют и называют звезду, круг, квадрат и треугольник. Сложнее опознают и называют прямоугольник — «квадрат», «большой квадрат», «рамка»; затем пя-
Предлагаемые в методике фигуры по-разному чувствительны к различным проблемам детей: при опознании молотка, лампы и расчески проявляются преимущественно первичные'и вторичные перцептивные трудности, а при опознании других фигур — и перцептивные, и перцептивно-вербальные. Так, среди ошибок узнавания кувшина встречаются и трудности выделения фигуры из фона («сердечко», «иголка с ниткой*), и далекие замены («ракета»), и многочисленные перцептивно-вербальные замены («ваза», «кружка», «ведро»). При опознании молотка дети обычно выделяют и интерпретируют лишь наиболее яркую верхнюю часть фигуры, называя ее «машинкой», «автобусом», «ластиком». Чаще всего такие ошибки идут по типу псевдоагнозий, свойственных детям со слабостью программирования и контроля.
Сравнение результатов, полученных детьми до и после обведения фигуры, показывает, что предоставленная помощь способствует организации зрительного внимания и выделению существенных признаков. Это проявляется в сокращении числа перцептивных ошибок и переходе части из них в перцептивно-верг бальные.
Анализ выполнения этой пробы, включающий качественный анализ парагнозий, позволяет сделать еще один шаг в, верификации выдвинутых гипотез.