Методики исследования зрительно-вербальных функций
Используемые в отечественной нейропсихологии методы исследования зрительно-предметного восприятия и памяти были разработаны А. Р. Лурия [32; 34; 35]. Для анализа состояния предметного гнозиса он применял методики узнавания реалистических изображений, контурных перечеркнутых и наложенных изображений (фигур В.Поппельрейтера), а также конфликтных (составных) фигур.
Значительный вклад в арсенал методов (и методик) диагностики зрительных функций внесли нейропсихологи Ленинграда — Санкт-Петербурга И. М. Тонконогий, Л. И. Вассерман, Я. А. Меер-сон [53; 8; 9; 40; 41]. Ими была предложена методика, с помощью которой можно исследовать узнавание незавершенных изображений и изображений в «шуме».
В детской нейропсихологии сначала использовались методики из стандартного луриевского набора проб [25; 51]. Для оценки предметного гнозиса предъявлялись реалистические предметные изображения, перечеркнутые и наложенные друг на друга фигуры и сюжетные картинки различной сложности. Эти методы оказались чувствительными к нарушениям зрительного гнозиса у детей с поражениями левого и правого полушарий, а также срединных структур.
Более широкий набор проб для исследования детей с ЗПР и умственной отсталостью был применен И. Ф. Марковской [39]. Он включал задания на восприятие цвета, геометрических фигур, реалистических объектов и их изображений, а также контурные, перечеркнутые, наложенные, «зашумленные» крапом, недорисованные изображения. Кроме того, анализировалось понимание смысла сюжетных и последовательных картинок.
Задания на развитие зрительных функциий у детей старших и подготовительных групп детских садов были предложены Т. С. Третьяковой. Эти задания предполагают определение предмета по его силуэту, по части контура, подбор изображений предмета к их наложенным контурам, нахождение одинаковых предметов, различающихся деталями [54]. Часть этих заданий может использоваться для исследования зрительных функций в целях дифференциальной диагностики дошкольников.
За последние годы был опубликован целый ряд методик для исследования детей, в которые входят задания на зрительный гно-зис [49; 59; 48].
Несмотря на наличие разнообразных диагностических пособий, работающий с детьми психолог испытывает недостаток в апробированных на детском материале и стандартизированных методиках, включающих описание процедуры исследования и особенностей выполнения проб детьми, имеющими и не имеющими отклонений в развитии. Предлагаемое пособие призвано восполнить, этот пробел. Десятилетний опыт диагностической и коррекционнрй работы с детьми в возрасте 5—8 лет позволил отобрать наиболее чувствительные пробы, адекватные этой возрастной группе.
Апробация методов исследования зрительно-вербальных функ
ций проводилась на базе Центра психолого-медико-социального
сопровождения детей и подростков Московского комитета обра
зования, в Научно-методическом центре ДАР им. Л. С. Выготско
го, в детских садах и начальных школах Москвы. В апробации при-,
няли участие сотрудники Лаборатории нейропсихологии факуль
тета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, а также аспиранты и
студенты*. ..
В предьвдущей главе излагались результаты двух таких исследо
ваний. Результаты первого из них более полно отражены в мето
дических рекомендациях для школьных психологов «Нейропсихо-
логическая диагностика развития процессов обработки зритель
ной информации» [1]. Данные второго лонгитюдного исследова
ния детей первых и вторых классов описаны ^диссертации Л. В. Яб-
локовой [61] и ряде публикаций. ■ ■*
В классической нейропсихологии изучение высших зрительных функций включает исследование предметного, лицевого и цвето-. вого гнозиса. Особую роль играет изучение связей зрительного предметного образа и слова.
Авторы данного пособия исходили из того, что методы исследования зрительных функций должны обеспечивать возможность качественного анализа трудностей,"возникающих у ребенка при опознании предметных изображений. Для проведения качественного анализа в предлагаемый набор включены пробы, по-разному чувствительные к стратегиям переработки зрительной информации, зрительному вниманию. Чтобы обеспечить высокую чувствительность проб, с одной стороны, и их доступность для детей, с другой стороны, при отборе материала учитывалась его перцептивная и вербальная сложность.
* Значительный вклад в апробацию методик исследования зрительно-вербальных функций внесли дипломные работы студентов МГУ Е. А. Юртовой (1995), Е.М.Козловой (1998), А.А.Ксензенко (1998) и студентов МГППУ М.Г.Зверевой (1999), В.В.Бочаровой (2000) и И.А.Захаровой (2000).
На основе апробации методов исследования зрительно-вербальных функций был выделен следующий набор проб.
1. Опознание реалистических изображений.
2. Опознание наложенных изображений.
3. Опознание перечеркнутых изображений.
4. Опознание незаконченных изображений.
5. Опознание изображений в «шуме».
6. Выделение изображений из фона.
7. Запоминание и узнавание предметных изображений.
8. Зрительные ассоциации.
9. Вербальные ассоциации.
10. Называние предметов и действий.
Основными являются пробы на опознание наложенных, перечеркнутых и незаконченных изображений, достаточно чувствительные для выявления основных характеристик процесса зрительного опознания у ребенка. Другие пробы, такие, как опознание реалистических изображений, опознание изображений в «шуме», выделение изображений из фона, запоминание и узнавание предметных изображений, зрительные, ассоциации, вербальные ассоциации и называние предметов идействий, необходимы для углубленного исследования перцептивно-вербальной сферы ребенка. Они помогают выявить специфику и уровни развития зрительных представлений и зрительной памяти, словаря, активности в рассматривании и выдвижении перцептивных гипотез и их контроле.
При апробации методов и методик особое внимание было обращено на интерпретацию результатов и качественный анализ характера ошибок, виды которых были рассмотрены в начале предыдущей главы. Перейдем к последовательному описанию методов исследования зрительно-вербальных функций.