Октябрь, 1-2 неделя «таня и ваня»
Чему учится ребенок: прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с соответствующими образцами, различать гласные звуки А-У-(О); понимать значение слов: «мальчик», «девочка», «бабушка»; соотносить слова с соответствующими картинками.
Оснащение: картинка с изображением плачущей девочки.
Ход игры: покажите картинку, на которой изображена плачущая девочка, и прочтите рифмовку:
Вот девочка Таня. Таня плачет.
Упал в речку мячик:
«А-а-а»,— плачет Таня. (произносите звук «а» с активной, несколько
утрированной артикуляцией, чтобы ребенок
видел движение губ)
Как плачет Таня? (ребенок, широко открывая рот, произносит
звук «а»)
Покажите другую картинку, на которой изображен мальчик, играющий с паровозиком, и прочтите следующую рифмовку:
Пассажир последний сел,
Ваня громко загудел:
«У-у-у!» (произносите звук «у» с активной артикуля-
цией, чтобы ребенок видел положение губ)
Как загудел Ванечка? (ребенок произносит звук «у», вытягивая
губки вперед)
Ну-ка, не зевайте,
Ну-ка, угадайте, кто так? (произносите тот или иной звук (А или У).
Ребенок показывает соответствующую картинку, называет имя изображенного на картинке ребенка)
Усложнение: произносите звук за экраном. Можно добавить для различения третий звук — «о». Выставляйте три картинки: девочка Таня, мальчик Ваня, бабушка Маня. Читайте текст и сопровождайте его соответствующими действиями.
Бабушка удивилась:
«О-о-о!» (произносите звук с утрированной артикуляцией сна-
чала так, чтобы ребенок видел положение губ, затем — за экраном)
ОКТЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ
«Мама—Маня»(см. Приложение 2, с. 137)
Чему учится ребенок: различать близкие по звучанию слова: «мама»—«Маня», «папа» — «баба», «деда» — «дядя»; знать и называть членов семьи; понимать и употреблять в речи глаголы «стирает», «чинит», «варит», «читает», «подметает».
Оснащение: парные картинки.
Ход игры: покажите первую пару картинок: мама—Маня (девочка): мама стирает, Маня играет. Прочтите рифмовку:
Белье стирает мама, (показывайте картинку)
Ей помогает Нана. (показывайте картинку)
Попросите ребенка показать на картинке, где мама. Спросите: «Кто это?», «Что делает мама?». Попросите ребенка показать на картинке, где Маня. Спросите: «Кто это?», «Что делает Маня?». Прочтите рифмовку, одновременно показывая вторую пару картинок (папа—баба):
Чинит твой велосипед папа, Вкусный варит всем обед баба.
Попросите ребенка показать на картинке, где папа. Спросите: «Кто это?», «Что делает папа?». Попросите ребенка показать на картинке, где баба. Спросите: «Кто это?», «Что делает баба?».
Усложнение: третья пара картинок (деда—дядя). Прочтите рифмовку:
Газету читает деда, А двор подметает дядя.
Попросите ребенка показать на картинке, где деда. Спросите: «Кто это?», «Что делает деда?». Попросите ребенка показать на картинке, где дядя. Спросите: «Кто это?», «Что делает дядя?».
Спросите ребенка:
Про кого я говорю (за экраном произносите пары слов: мама—Маня,
папа—баба, деда—дядя)
Ребенок показывает соответствующую картинку, называя изображение.
НОЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Бам-бум-бом»
Чему учится ребенок: различать близкие по звучанию звукоподражания: бам-бум-бом; произносить звукоподражания; понимать и употреблять в речи существительные, обозначающие игрушки, соотносить игрушки с их изображением на картинках, по возможности называя их; расширять глагольный словарь, понимать и употреблять глаголы «гремит», «.прыгает», «поет», «зовет».
Оснащение: картинки с изображением барабана и мяча.
Ход игры: Покажите ребенку пару картинок: барабан - мяч. Скажите: «Вот гремит наш барабан: бам-бам-бам». Положите перед ребенком картинку с изображением барабана. Попросите ребенка показать, где барабан. Спросите: «Что это?», «Как гремит барабан?». Прочтите рифмовку:
Ну а мячик наш — прыгун: Бум-бум-бум!
Выставляйте картинку с изображением мяча. Попросите ребенка показать, где мячик. Спросите: «Что это?», «Как он ударяется об пол, когда прыгает: бум-бум?!». Скажите: «Угадай, что это: барабан или мячик?» Произнесите с активной артикуляцией «бам-бам» или «бум-бум». Ребенок слушает и показывает соответствующую картинку.
Усложнения: произносите звукоподражания за экраном; если ребенок справляется с различением двух звукоподражаний «бам» и «бум», можно ввести третье звукоподражание: «бом». Прочтите стихотворение:
Раздается всюду звон:
Бом-бом-бом.
Это колокол поет,
Он на праздник всех зовет.
Схема работы такая же.
НОЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Кап-кап и куп-куп»
Чему учится ребенок: различать близкие по звучанию звукоподражания: «кап-кап», «куп-куп»; понимать и употреблять в речи слова «дождик», «зонтик»; расширять глагольный словарь; понимать глаголы «раскроем», «поспешим». Оснащение: две картинки с изображением дождя и людей с зонтами. Ход игры: покажите первую картинку, на ней изображен дождик и люди с зонтами. Прочтите рифмовку:
Кап-кап-кап —
Поет нам дождик.
От дождя раскроем зонтик.
Попросите ребенка показать картинку, на которой изображен дождик. Спросите: «Что это?» — «Дождик». Попросите ребенка показать картинку, на которой изображен зонтик. Спросите: «Что это?» — «Зонтик». Спросите: «Как поет дождик?» — «Кап-кап». Скажите:
Поспешим скорей домой,
Сядем в ванночку с водой.
Будут детки куп-куп,
По водичке хлюп-хлюп.
Покажите ребенку картинку, изображающую ребенка в ванне. Попросите: «Покажи ванночку», «Как малыш купается?» (куп-куп), «Как бьет по водичке ладошкой?» (хлюп-хлюп). Прочтите рифмовку:
Слушайте внимательно, Думайте старательно.
Спросите: про что вы сказали — «кап-кап» или «куп-куп»? Ребенок слушает, показывает соответствующую картинку.
Усложнение: произносите звукоподражания за экраном.
ДЕКАБРЬ, 1-2 НЕДЕЛИ « Кошка—ложка»
Чему учится ребенок: различать похожие по звучанию слова: «кошка—ложка», «утка—дудка», «щенки—венки», «овечка—колечко»; знать и называть домашних животных, их детенышей, соотносить звукоподражания с соответствующим животным; расширять глагольный словарь, вводить новые глаголы «ныряет», «играет», «поймала», «резвятся», «прыгают».
Оснащение: три пары картинок: кошка—ложка, утка—дудка, щенки—венки. Ход игры: покажите ребенку первую пару картинок, называя: кошка—ложка. Скажите:
У Танюши ложка. (показывает ложку)
Кушай кашу, крошка!
Мышь поймала кошка
Прямо у порожка. (показывая на картинку с кошкой)
Попросите ребенка: «Покажи ложку», «Покажи кошку»:
Что это? (показывая на картинку с ложкой)
Зачем нужна ложка?
Кто это? (показывая на картинку с кошкой)
Как кошечка поет?
Попросите ребенка найти деток кошки, котяток (предложите 3-4 картинки г изображением детенышей домашних животных). Покажите вторую пару картинок: утка—дудка. Прочтите рифмовку:
Вот ныряет утка, Вот играет дудка.
Попросите ребенка показать утку, затем дудку.
Спросите:
Что это? (показывая на картинку с дудкой)
Как играет дудка?
Кто это? (показывая на картинку с уткой)
Что делает утка? Как кричит утка?
Найди деток утки. (предлагая картинки с изображением
детенышей домашних животных)
Покажите ребенку третью пару картинок: щенки—венки. Прочтите рифмовку:
Резвятся, прыгают щенки. У нас на головах венки.
Попросите ребенка показать, где венки, затем — где щенки. Спросите:
Что это? (показывая на венки)
Кто это? (показывая на щенков)
Чьи это детки? (предложите выбрать изображение из трех-четырех
картинок и назвать животное)
Как лают щенки? (ребенок выполняет звукоподражание высоким голосом)
Как лает мама-собака? (ребенок выполняет звукоподражание низким голосом)
Усложнение: если ребенок успешно справляется с заданием, можно взять четвертую пару слов для различения: «овечка—колечко». Работа с этими словами проводится по той же схеме.
ДЕКАБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Украсим елочку»
Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию слова: «шарик—фонарик», «хлопушка—петрушка», «мышка—мишка»; находить соответствующие игрушки, вешать их на елку; понимать значения слов «праздник», «елка», «елочные игрушки»; расширять глагольный словарь: «выросла», «привезли», «украсили».
Оснащение: искусственная елочка, корзиночка с елочными игрушками.
Ход игры: поставьте на стол искусственную елочку. Прочитайте стихотворение:
Елочка-красавица Выросла в лесу, И на каждой веточке Шишки на весу. Привезли красавицу Из лесу домой. И украсим елочку К празднику с тобой.
Поставьте на стол корзиночку с елочными игрушками. Скажите: «Здесь елочные игрушки. Надо повесить игрушки на елку. Слушай и запоминай, порученья выполняй. Достань и повесь шарик. Что ты повесил? Достань и повесь фонарик. Что ты повесил? Достань и повесь хлопушку. Что ты повесил? Достань и повесь фонарик. Что ты повесил? Найди мишку. Кого ты нашел? Повесь на елку. Найди мышку. Кого ты нашел? Повесь на елку». Ребенок достает названные игрушки, вешает их на елку. Скажите:
А теперь у елки нашей (под веселую музыку пляшут)
Вместе весело попляшем.