Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А.

Основные условия

1. Исследование слуха проводите в условиях полной тишины.

2. Процедуру проводите поочередно на каждом ухе.

3. Помните, что реакция малыша на звук может иметь скрытый, «задержанный»,
период, причем длительность скрытой реакции на звук может достигать 3-5 секунд.

4. При отсутствии у ребенка условно-ориентировочной реакции требуется повторить
процедуру через некоторое время. При отрицательных результатах (т. е. при отсутст­
вии реакции) можно заподозрить нарушение слуха, что требует более углубленного
исследования (проведение аудиометрии).

5. Начинайте проверку с самых тихих звуков (ИЗ № 1), т. к. реакции ребенка имеют
тенденции к быстрому угасанию, поэтому если начать подавать звуковые сигналы в об­
ратном порядке или хаотично, то реакция малыша на более тихий сигнал может отсут­
ствовать. Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 секунд (для того
чтобы угасла предыдущая реакция).

Оценка результатов

Новорожденный ребенок должен реагировать на источник звука № 3 и на пищащую игрушку. В шесть месяцев у ребенка должна быть ориентировочная реакция на все звуковые стимулы — источники звука № 1, 2, 3, высокочастотный сигнал.

У грудных детей удается выработать также условную реакцию на звук путем соче­тания действия и звукового раздражителя, например звонок будильника — с началом кормления. После достаточного числа таких сочетаний (обычно через 1-2 недели) у слы­шащего ребенка появляется условная реакция в виде сосательных движений губ в от­вет на звуковой сигнал. Следует подчеркнуть, что однократное исследование слуха

у маленьких детей редко дает вполне надежные результаты. Очень часто требуются повторные исследования, а иногда окончательное заключение о степени нарушения слуха у ребенка может быть дано лишь после длительного (полгода-год) наблюдения в процессе воспитания и обучения в специальном учреждении для детей с наруше­ниями слуха.

Если от 3 до 12 месяцев у ребенка нет имитации, не возникает лепет, он не реаги­рует на свое имя, не поворачивает голову в сторону источника звука, то это должно вызывать тревогу.

Месяцев

Для развития эмоций и обобщений повторяйте то, чем занимались в 10 месяцев.

Для развития понимания речи покажите малышу, как кормить игрушечную соба­ку, как покачать куклу, как поводить мишку. В дальнейшем просите (без показа) вы­полнять ранее разученные действия.

Для активизации речи вызывайте ребенка на подражания: «Скажи: дай-дай!», «Ска­жи: ав-ав! (кис-кис, Ляля и т. д.)».

Вызывайте выполнение простых поручений. Просите принести знакомый предмет, находящийся в поле зрения ребенка, но на некотором расстоянии от него. Существуют и другие поручения: «Дай», «Возьми», «Положи».

Сфотографируйте или нарисуйте игрушку и знакомьте малыша с новым предметом, одновременно показывая его изображение (например, игрушечная кошка и ее изобра­жение).

12 месяцев

Для развития эмоций продолжайте играть в игры-шутки: «Идет коза рогатая», «Со-го:-:а-ворона», «Поехали-поехали».

Ехали мы, ехали В город за орехами, Да в ямку — бух! Раздавили сорок мух!

Показывая игрушки, вызывайте к ним интерес и желание взять, стимулируйте у ре-:-енка повторение слов: «Скажи: на!», «Скажи: бах!», «Скажи: пока-пока!». Спраши­вайте: «Кто это?», «Что это?».

Продолжайте знакомить малыша с предметом, его изображением и звучанием (на­пример, с будильником).

Серьезные занятия по развитию слухового восприятия, внимания и памяти у малы­ша требуют достаточно много времени. Но каждая минута, потраченная вами сегодня, в будущем сэкономит вам дни!

МАРТ

«Машины»

Чему учится ребенок: находить источник звука, показывать направление звуча­ния игрушки; обозначать звучащую игрушку облегченным словом «киса»; совер­шенствовать слуховое восприятие; получать радость от общения со взрослыми.

Оснащение: две машины, две пищалки, два гаража (коробки из-под обуви — побольше и поменьше — с прорезями для рук).

Ход игры: принцип игры тот же — малыш должен показать, «Где гудит ма-1 шина — в большом или маленьком гараже?».

АПРЕЛЬ '

«Ваня и Маня»

Чему учится ребенок: называть гостей по именам: Маня, Ваня; находить до-' мик, из которого раздается постукивание, показывать направление стука; со-вершенствовать слуховое восприятие; развивать память.

Оснащение: две куклы — побольше и поменьше (мальчик и девочка); два Д01 мика (большой и маленький); два карандаша.

Ход игры: принцип игры тот же, только вместо пищалок используется посту-! кивание в домиках карандашом или палочкой. Спрашивайте, постукивая: «Кто топает ногами — Ваня или Маня?» Помещайте игрушки в домике на виду у ре­бенка.

МАЙ

«Ваня иМаня» (продолжение)

Чему учится ребенок: называть гостей по именам: Маня, Ваня; находить до­мик, из которого раздается постукивание, показывать направление стука; со­вершенствовать слуховое восприятие; развивать память; выполнять задания ребенок будет более четко и уверенно.

Оснащение: две куклы, два домика, две ложки.

Ход игры: принципы игры те же, меняется характеристика звука: «Кто ест — Ваня или Маня?»

Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. - student2.ru

Этапы работы по развитию узнавания неречевыхзвуков:

1)знакомство с предметом, его изображением и звучанием (можно использо­
вать книгу);

2) слушание за ширмой с четким указанием, например: «Сейчас будем слу­
шать колокольчик»;

3) угадывание по звучанию.

СЕНТЯБРЬ

«Ножки топают, ручки хлопают»(см. Приложение 2, с. 124)

Чему учится ребенок: соотносить звучание игрушки с самой игрушкой; обо­значать действия звукоподражаниями (хлопаем: оп-оп; топаем: топ-топ); соот­носить движения со словами потешки.

Оснащение: две картинки — на одной изображение кисти руки, на другой — ступни, небольшая ширма.

Ход игры: 1. Прочитайте малышу двустишие:

Мы хлопаем руками: оп-оп-оп! Мы топаем ногами: топ-топ-топ!

Сопровождайте чтение стихотворения действиями — на слова «ои-оп!» похло­пайте в ладоши, а на слова «топ-топ!» потопайте одной ногой. Предложите ма-

лышу поиграть вместе с вами. Читайте стихотворение и выполняйте движения по тексту, не договаривая звукоподражания, стимулируя у ребенка звукоподра­жание:

Ручками похлопаем: оп-оп-оп!

Ножками потопаем: топ-топ-топ!

В случае необходимости помогите малышу сделать это. Покажите ему сна­чала одну картинку: «Это рука. Где у Вани рука? Где у мамы руки?»

Аналогично поговорите о второй картинке: «Это ножка. Где у Вани ножки?» Затем положите две картинки рядом прямо перед малышом и проверьте, разли­чает ли он изображения: «Где ножка?», «Где ручка?»

Ребенок должен показать пальцем или глазами на соответствующую кар­тинку.

2. Слушание за ширмой с четким указанием. Если ребенок показал правильно,
положите обе картинки перед ребенком, а сами спрячьте свои руки за ширму,
а ноги — под стол. Дайте ребенку установку: «Слушай ушками!» Похлопайте за
ширмой руками и скажите: «Руки хлопают». Потопайте ногами и скажите:
«Ноги топают».

3. Постучите руками за ширмой или потопайте ногами под столом и попро­
сите малыша: «Покажи на картинке, что ты слышал? Это ручка хлопала (до­
троньтесь до соответствующей картинки) или ножка топала (дотроньтесь
до другой картинки)!».

Похвалите малыша, если он все показал правильно.

ОКТЯБРЬ

«Колокольчик—барабан» (см. Приложение 2, с. 124)

Чему учится ребенок: различать звучание колокольчика и барабана; соотно­сить звучание музыкальной игрушки с ее изображением; развивать чувство ритма; расширять пассивный словарь.

Оснащение: настольная ширма, две игрушки — колокольчик и барабан с ба­рабанными палочками, две картинки с изображениями колокольчика и бара­бана.

Ход игры:

1. Позвените колокольчиком. Предложите малышу сделать то же самое: «По­
звени колокольчиком». Покажите малышу изображение колокольчика: «Вот
колокольчик. Где колокольчик?»

Постучите в барабан. Предложите ребенку постучать в барабан. Рассмотрите с малышом изображение барабана. Проверьте, различает ли он изображения: «Где на картинке колокольчик? Где на картинке барабан?» Если различает, то заня­тие можно продолжить.

2. Дайте установку: «Сейчас будем слушать ушками». Картинки положите
перед ребенком, а игрушку за ширму. «Сейчас будем слушать колокольчик»,—
позвените за ширмой колокольчиком. «Сейчас будем слушать барабан»,— по­
стучите в барабан.

3. Постучите в барабан и спросите: «Покажи на картинке, что ты слышал. Это колокольчик звенел (дотроньтесь до соответствующей картинки) или барабан стучал (дотроньтесь до другой картинки)!». Похвалите малыша, если он все показал правильно.

НОЯБРЬ

«Колокольчик—дудочка» (см. Приложение 2, с. 125)

Чему учится ребенок: связывать звучание игрушки с ее образом; развивать слуховое восприятие и внимание; получать радость от общения с взрослым в со­вместной игре.

Оснащение: настольная ширма, две игрушки — колокольчик и дудка; две кар­тинки с их изображениями.

Ход игры:

1. Позвените колокольчиком. Предложите малышу сделать то же самое: «По­
звени колокольчиком». Покажите малышу изображение колокольчика: «Вот
колокольчик. Где колокольчик?» Подудите в дудку. Предложите ребенку поду­
деть. Рассмотрите с малышом изображение дудки. Проверьте, различает ли он
изображения: «Где на картинке колокольчик? Где на картинке дудка?» Если
различает, то занятие можно продолжить.

2. Дайте установку: «Сейчас будем слушать ушками». Картинки положите
перед ребенком, а игрушку за ширму. «Сейчас будем слушать колокольчик»,—
позвените за ширмой колокольчиком. «Сейчас будем слушать дудку», — поду­
дите в дудку.

3. Подудите в дудку и спросите: «Покажи, что ты слышал. Это колокольчик
звенел (дотроньтесь до соответствующей картинки) или дудка дудела (до­
троньтесь до другой картинки)!». Похвалите малыша, если он все показал
правильно. Чтобы дудка не была видна в момент звучания, вы должны нахо­
диться за ширмой.

ДЕКАБРЬ

«Что делает Мишка?» (см. Приложение 2, с. 125)

Чему учится ребенок: различать бытовые шумы, соотносить их с определен­ными предметами; обозначать предметы облегченными словами.

Оснащение: игрушечный мишка, ложка в чашке, конфета в фантике; картин­ки с изображением конфеты и ложки.

Ход игры:

1. Говорите малышу так, как будто рассказываете ему сказку: «Это мишка
пьет чай. Он взял чашку, ложку, конфетку. Ложка стучит (постучите лож­
кой). Бумажка шуршит (достаньте конфету и пошуршите фантиком)». По­
кажите малышу изображение ложки, конфеты. Проверьте, как делали это рань­
ше, различает ли он нарисованное.

2. Картинки положите перед ребенком, а ложечку и бумажку спрячьте за
ширму: «Сейчас будем слушать, как стучит ложечка, как шуршит бумажка».

3. «Давай догадаемся, что делает мишка?» Постучите ложкой: «Что делает мишка?» Малыш должен показать на соответствующую картинку, а вы догово­рите за ребенка: «Ложечка стучит».

Пошуршите фантиком: «Что делает мишка? Правильно, шуршит фантиком, разворачивает конфету».

ЯНВАРЬ

«Мишка в гостях»(см. Приложение 2, с. 126)

Чему учится ребенок: продолжать дальнейшее формирование слухового вни­мания; различать звучание игрушек (колокольчик, барабан, будильник), соот­носить звучание с образом игрушки; обозначать любыми доступными словами те предметы, звучание которых он услышал; получать радость от совместной игры, продолжать развивать коммуникативные навыки.

Оснащение: игрушки (колокольчик, барабан, будильник), картинки с их изо­бражением, игрушечный медведь.

Ход игры: взрослый: «Мишка пришел в гости. Чтобы ему не было скучно, давай с ним поиграем». Игра проводится аналогично предыдущим (в три этапа).

ФЕВРАЛЬ

«Кто пришел в гости?»(см. Приложение 2, с. 126)

Чему учится ребенок: соотносить звук с образом звучащей игрушки; показы­вать на картинке звучащую игрушку; обозначать предмет облегченным словом; развивать устойчивость слуховоговнимания.

Оснащение: настольная ширма, три игрушки: поросенок, собака, кошка, кар­тинки с их изображениями.

Ход игры:

1. Воспитатель: «Кто пришел к нам в гости? Хрю-хрю-хрю — это поросенок
пришел!» Выкладывается картинка с его изображением. Аналогично обыгрыва-
ются остальные игрушки и их изображения (собачка — «ав-ав», кошка — «мяу-
мяу!»). Проверьте, различает ли малыш изображения: «Где собачка? Где кош­
ка? Где поросенок?»

2. Дайте установку: «Сейчас будем слушать ушками». Продолжите: «Послу­
шай, как лает собачка: ав-ав-ав! Послушай, как хрюкает поросенок: хрю-хрю-
хрю! Послушай, как мяукает кошка: мяу-мяу-мяу!»

МАРТ

«Машины»(см. Приложение 2, с. 127)

Чему учится ребенок: соотносить звук игрушки с ее образом и изображением на картинке; развивать умение вслушиваться в звуки, развивать остроту слухо­вого восприятия; расширять активный словарь ребенка за счет слов, обозначаю­щих звучащие игрушки.

Оснащение: ширма, две машины (большая и маленькая), их изображения, два гудка (с высоким и низким звучанием).

Ход игры: 1. Познакомьте малыша с игрушками, их звучанием и изобра­жением. 2. Дайте малышу послушать игрушки, спрятанные за ширмой: «Сей­час мы будем слушать, как гудит большая машина, как гудит маленькая маши­на». 3. Малыш должен по звучанию догадаться, какая машина гудит — большая или маленькая.

АПРЕЛЬ

«Сапоги и тапки» (см. Приложение 2, с. 127)

Чему учится ребенок: соотносить звук с образом игрушки; продолжать даль­нейшее формирование остроты слуха; расширять активный словарь облегчен­ными словами (тапки, сапоги).

Оснащение: сапоги, тапки, их изображение; ширма (экран).

Ход игры: 1-й этап проводится на полу. Скажите: «Это сапоги. Послушай, как они топают. Это тапки. Послушай, как они шлепают». Покажите малышу изображенную на картинках обувь. Проверьте, различает ли он их изображе­ния.

На 2-м этапе картинки положите перед малышом, а обувь спрячьте за ширму: ♦ Будем слушать, как топают сапогами, как шлепают тапочками».

На 3-м этапе постучите за ширмой сапогами об пол: «Покажи на картинке то, что ты слышал». Пошлепайте тапочками: «Покажи, что ты сейчас слышал?» Похвалите малыша за правильный ответ.

МАЙ

«Чашка и тарелка»

Чему учится ребенок: продолжать развивать слуховое внимание; вслушиваться в неречевые звуки, определять предметы, их издающие; показывать на картин­ке звучащий в данный момент предмет; расширять активный словарный запас за счет слов «чашка», «блюдо» (ребенок может произносить их в облегченном варианте).

Оснащение: стеклянный стакан, чашка, деревянное блюдо (тарелка); ложка; ширма; две картинки с изображениями стакана, тарелки.

Ход игры:

1. Постучите ложкой о стакан. Покажите его изображение малышу. Сделайте
то же с тарелкой и блюдом. Проверьте, различает ли ребенок эти изображения:
«Где нарисован стакан? Где тарелка?»

2. Если малыш показал правильно, положите перед ним обе картинки, а по­
суду спрячьте за ширму. Дайте установку: «Ушками слушай!» Скажите: «По­
слушай, как ложка стучит в стакане; как ложка стучит по тарелке».

3. Постучите ложкой в стакане: «Покажи на картинке, что ты слышал».
Постучите по тарелке: «Покажи, что ты слышал».

Если ребенку нравится игра, он хорошо различает звучание предложенных предметов, вы можете прибавлять новые предметы по одному и проводить игру аналогично.

Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. - student2.ru

Этапы работы по дифференциации тихого и громкого звучания:

1)знакомство с предметом (или его изображением) и звучанием;

2) слушание за ширмой (или экраном) с четким указанием;

3) угадывание по звучанию.

СЕНТЯБРЬ

«Барабан»(тихо)

Чему учится ребенок: развивать остроту слухового восприятия; соотносить звучащую тихо игрушку с ее образом; расширять активный словарь за счет звукоподражаний: «бам-бам».

Оснащение: барабан, барабанные палочки.

Ход игры: сначала на виду у ребенка тихо постучите в барабан: «Это барабан. Я стучу в барабан: бам-бам! Я стучу тихонечко». Попросите малыша: «Теперь Ваня постучит, тихо постучит»,— сложите пальцы щепотью на слово «тихо». Этот сигнал поможет ребенку ориентироваться на слово «тихо» и на жест (ще­поть).

ОКТЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Барабан»(громко)

Чему учится ребенок: развивать остроту слухового восприятия; соотносить звучащую громко игрушку с ее образом; расширять активный словарь за счет звукоподражаний: «бам-бам».

Оснащение: барабан, барабанные палочки.

Ход игры: сначала громко постучите в барабан (жест на слово «громко» — растопыренные пальцы приближаются к уху). Скажите: «Я бью в барабан: бам-бам! Громко (жест) бью». Передайте игрушку малышу: «Теперь Ваня будет бить в барабан, громко бить».

ОКТЯБРЬ,3-4 НЕДЕЛЯ

«Барабан»(тихо—громко) (см. Приложение 2, с. 128)

Чему учится ребенок: различать по громкости звучания контрастные звуки: тихий и громкий; показывать большие и маленькие игрушки (барабан) на кар­тинке; получать радость от игры со взрослым.

Оснащение: барабан, барабанные палочки, настольная ширма, две картинки с изображением большого и маленького барабанов (см. рубрику «Узнавание нере­чевых звуков», октябрь, «Игрушки»).

Ход игры: положите перед малышом обе картинки с изображением большого и маленького барабанов. Барабан спрячьте за ширму. Дайте установку: «Уш­ками слушай!» Скажите: «Сейчас будет стучать маленький барабанчик». Пока­жите картинку и постучите тихонько. «Сейчас будет стучать большой барабан». Покажите на соответствующую картинку и постучите громко. «Большой бара­бан громко стучит! Маленький барабанчик стучит тихо!» Спросите малыша: «Где большой барабан на картинке? Где маленький барабанчик?»

Если ребенок не показывает, постучите его ладошкой по соответствующей картинке. Если ребенок не может выполнить задание по картинкам, замените картинки на две игрушки — большой и маленький барабаны и проведите игру еще раз.

НОЯБРЬ

«Барабан»(тихо—громко)

Чему учится ребенок: различать по громкости звучания контрастные звуки: тихий и громкий; показывать большие и маленькие игрушки (барабан) на кар­тинке; получать радость от игры со взрослым.

Оснащение: барабан, барабанные палочки, настольная ширма, две картинки с изображением большого и маленького барабанов (см. рубрику «Узнавание нере­чевых звуков», октябрь, «Игрушки»).

Ход игры: положите перед малышом обе картинки с изображением маленько­го и большого барабанов. Барабан-игрушку спрячьте за ширму. Дайте установку: «Ушками слушай!» Спросите: «Какой барабан стучит?» (Постучите сначала тихо.) «А теперь какой?» (Постучите громко.) За ширмой постучите в один из барабанов. Ребенок должен показать на картинке тот барабан, который сейчас «пел». Попросите его спеть песенку большого барабана (низким голосом «бам-бам») или песенку маленького барабанчика (высоким голосом «бом-бом»).

ДЕКАБРЬ

«Мишки»(см. Приложение 2, с. 128)

Чему учится ребенок: различать громкое и тихое звучание голоса; совершен­ствовать остроту слуха.

Оснащение: два игрушечных медведя (большой и маленький), ширма.

Ход игры: «Посмотрите, кто к нам в гости пришел. Это большой мишка? (Говорите низким голосом.) А это кто? Это ма-аленький мишка (говорите вы-

2 Зак. №'464 ОО

соким голосом). Послушай, как большой мишка топает: ТОП-ТОП-ТОП. Послу­шай, как маленький мишка топает: топ-топ-топ.

Покажи, где большой мишка? Покажи, где маленький мишка?» Если малыш покажет, похвалите его и переходите ко 2-му этапу. Дайте ребенку установку: «Слушай ушками, как будет топать большой мишка (мишку спрячьте за шир­му): ТОП-ТОП-ТОП! Теперь послушай, как будет топать маленький мишка: топ-топ-топ! »

ЯНВАРЬ

«Мишки»(продолжение)

Чему учится ребенок: различать громкое и тихое звучание голоса; совершен­ствовать остроту слуха.

Оснащение: два игрушечных медведя (большой и маленький), ширма.

Ход игры: взрослый: «Потопай, как топает большой мишка: ТОП-ТОП-ТОП. По­топай, как маленький мишка: топ-топ-топ! А сейчас поиграем в загадки. Мишки спрятались за ширму, а ты попробуй отгадать, кто из них топает — большой или маленький? Топ-топ-топ. Покажи, кто сейчас топал?» Мишки опять пря­чутся за ширму: «Топ-топ-топ».— «Покажи, а теперь кто топал?»

ФЕВРАЛЬ

«Собачки»(см. Приложение 2, с. 129)

Чему учится ребенок: различать громкое и тихое звучание голоса; показы­вать большую собаку (лающую громко) и маленькую собачку (лающую тихо); совершенствовать остроту слуха.

Оснащение: две собачки (большая и маленькая).

Ход игры: игра проводится аналогично предыдущей (большая собачка лает громко: «АВ-АВ-АВ!»; маленькая — тихонько: «Ав-ав-ав!»).

1 и 2-й этапы игры проводятся на 1-2 неделях февраля, 3-й этап — на 3-4 неделях. Покажите ребенку большую собаку. Она должна лаять громко: «АВ-АВ!», затем покажите маленькую собачку, которая лает тихо: «Ав-ав!» Предло­жите ребенку погладить обеих собак. Положите перед ребенком картинку с изо­бражением большой собаки и маленькой собачки. Спрячьте игрушечных собак за ширму, скажите ребенку: «Послушай, кто так лает — громко?» Игру повто­рите несколько раз, меняя громкое и тихое произнесение звукоподражаний, стимулируйте повторение ребенком звукоподражаний «Ав-ав!».

МАРТ

«Машины»

Чему учится ребенок: различать по звучанию громкие и тихие звукоподра­жания, воспроизводить их; продолжает развивать слуховое восприятие.

Оснащение: две машины (большая и маленькая).

Ход игры: скажите: «Большая машина гудит громко: БИ-БИ! Маленькая ма­шинка гудит тихо: би-би!» Покажите ребенку большую машину. Она должна гудеть громко: БИ-БИ, затем покажите маленькую машину, которая гудит тихо:

би-би! Положите перед ребенком картинку с изображением большой машины и маленькой машины. Спрячьте игрушечные машины за ширму, скажите: «По­слушай, кто так гудит — громко?» Игру повторите несколько раз, меняя гром­кое и тихое произнесение звукоподражаний. Стимулируйте повторение ребен­ком звукоподражаний: «би-би!»

АПРЕЛЬ

«Наши ножки»

Чему учится ребенок: дифференцировать по звучанию тихие и громкие зву­ки; соотносить звучащий предмет с его изображением на картинке; воспроизво-

Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. - student2.ru

дить звукоподражания высоким и низ­ким голосом совместно со взрослым и самостоятельно; повышать коммуни­кативные навыки.

Оснащение: стулья.

Ход игры: сядьте с ребенком друг на­против друга на пол или на стулья (гла­за взрослого должны быть на уровне глаз ребенка). Говорите малышу и по­казывайте: «Большие ноги шли по до­роге: ТОП-ТОП-ТОП! Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ!»

Помогайте ребенку повторить ваши движения ногами. При проведении игры меняйте громкость и частоту движений (медленно—быстро, громко—тихо).

МАЙ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Нашиножки» (продолжение)

Чему учится ребенок: дифференцировать по звучанию тихие и громкие зву­ки; соотносить звукоподражание с одной из частей тела (ноги); воспроизводить звукоподражания высоким и низким голосом совместно со взрослым и само­стоятельно; повышать коммуникативные навыки.

Оснащение: стулья.

Ход игры: Попросите малыша, чтобы он (сидя на стуле) потопал так, как топают большие ноги, а затем — как топают «маленькие ножки» (громко-тихо).

МАЙ, 3-4 НЕДЕЛЯ

«Наши ножки»(продолжение)

Чему учится ребенок: различать ритм отстукивания (быстрый и медленный); расширять активный словарный запас (фраза из двух слов: «Ляля идет: топ-топ»); произносить громко и тихо.

Оснащение: кукла средних размеров (желательно незнакомая ребенку).



Ход игры: 1. Ребенка посадите за стол, сами сядьте напротив. Скажите: «Сего­дня в гости к нам пришла кукла Катя». Рассмотрите вместе с малышом куклу. Пусть он покажет части ее тела (голову, руки, ноги, живот), части лица (глаза, рот, нос, уши), волосы, одежду (бантик, платье, туфли).

2. Потом продолжайте: «Катя пришла и хочет с тобой поиграть. Она умеет
бегать (покажите, как кукла бегает по ширме и топает ногами, свободной же
рукой за ширмой постучите пальцами по столу в быстром темпе)». Анало­
гично покажите, как Катя ходит медленно. Еще раз продемонстрируйте «бегу­
щую» и «идущую» куклу Катю.

3. Скажите: «А сейчас ты должен слушать ушками! Скажи, что делает Ка­
тя — идет или бежит?» Малыш должен сказать или показать, как может — жес­
тами или движениями.


Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. - student2.ru


Этапы формирования фонематического компонента:

1)различение изолированных фонем (звуков);

2) различение звукоподражаний;

3) различение слогов, сходных по звучанию.


Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. - student2.ru


СЕНТЯБРЬ

«Укладываем куклу спать»

Чему учится ребенок: различать речевые звуки (а-а-а) изолированно, воспроизводить их; пополнять ак­тивный словарь (а-а-а, Ляля, бай-бай); играть с куклой (укладывать ее спать).

Оснащение: небольшая кукла, ку­кольная кроватка.

Ход игры: Покажите малышу куклу, назовите ее: «Это Ляля, она

хочет спать. Давай покачаем Лялю». Положите куклу на руки ребенка и помо­гите ему покачать ее, напевая: «А-а-а-а». Побуждайте малыша к повторению звукоподражаний. «Ляля спит, положим Лялю в кроватку»,— положите куклу в кровать.

ОКТЯБРЬ

«Успокойкуклу»

Чему учится ребенок: дифференцировать на слух гласные звуки А-О; напев­но их произносить; играть с небольшой куклой (укладывать ее спать); получать радость от совместной игры с мамой.

Оснащение: две небольшие куклы, одна на руках у ребенка, вторая — у мамы.

Ход игры: скажите: «Кукла плачет, надо ее успокоить. Посмотри, как я укла­дываю свою Лялю спать».

Укладывайте куклу, негромко напевая на звуке [а-а-а] любой известный вам напев. «А теперь ты покачай». Затем напевайте, произнося другие гласные («о-о-о-о» или «а-а-а-а»).


Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. - student2.ru

НОЯБРЬ

«Мы поем»

Чему учится ребенок: различать изо­лированные фонемы [а] и [о]; напевно их произносить; сопровождать напев­ное произношение гласных звуков дви­жениями рук.

Оснащение: зеркало.

Ход игры: «Мы сейчас будем вместе петь, долго и плавно». «А-а-а-а»,— раз­ведите руки ребенка в стороны и при необходимости помогите малышу.

«О-о-о»,— поднимите руки вверх.

Предложите ребенку повторить иг­ру вместе с вами у зеркала.

-г л /"

Когда ребенок начнет уверенно выполнять движения, предложите ему вы­полнить их самостоятельно, а сами напевайте звуки изолированно.

Если у ребенка не получается, пойте и делайте соответствующие движения руками ребенка.

ДЕКАБРЬ

«Мишка работает»

Чему учится ребенок: дифференцировать сходные по звучанию слоги (ба-па); проговаривать их в разном темпе (медленно, быстро); пополнять активный сло­варь новыми звукоподражаниями; прививать новые игровые навыки

Оснащение: игрушечный медведь средних размеров, игрушечный молоток.


Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. - student2.ru

Ход игры: посадите мишку к себе на ко­лени, «вложите» ему в лапы молоток, удер­живайте молоток своими руками.

Игра начинается с того, что мишка при­глашается что-то починить: «Мишка, у нас стульчик сломался, почини его!» Постуки­вайте молотком и приговаривайте: «Па-па­па».

Затем предложите постучать ребенку. По­буждайте малыша к повторению звукопод­ражания.

Затем постучите с убыстрением: «Ба-ба-ба!» При проведении игры побуждайте ма-

лыша к повторению звукоподражаний, приговаривая: «Повтори», «Скажи», «Да­вай скажем вместе».

ЯНВАРЬ

«Мишка иснежки»

Чему учится ребенок: дифференцировать близкие по звучанию слоги (ба-бо); вырабатывать умение произносить слоги в разном ритме; получать радость от совместной игры.

Оснащение: игрушечный медведь, «снежки» (скомкайте листы бумаги и сло­жите их в корзинку).

Ход игры: мишка хочет играть. Давай поиграем с ним в снежки. Берите «снеж­ки» один за другим и бросайте их в мишку, произносите при этом: «Ба-ба-ба».

Предложите то же сделать ребенку. Меняйте звукоподражания (ба-бо-бу).

Можно предложить поиграть в «снежки» и с другой любимой игрушкой — куклой или мягкой игрушкой.

ФЕВРАЛЬ

«Помоги пройти по дорожке»(см. Приложение 2, с. 129)

Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию звукоподражания (му-ме); соотносить звукоподражания с образами домашних животных (коза, ко­рова); получать радость от совместной игры и общения со взрослым.

Оснащение: небольшие игрушки (корова, коза); лист картона размером А4 с двумя желтыми полосками («дорожками»).

Ход игры: обратитесь к ребенку: «Смотри! Я сейчас помогу корове пройти по дорожке». «Проведите» корову по дорожке, имитируя движение. При этом про­износите: «Му-му-му».

Скажите ребенку: «Покажи, как ты поможешь корове!»

Игрушки меняются: берется коза (ме-ме-ме). Когда ребенок проведет козу, попросите его провести по дорожке корову. Спросите ребенка, как мычит ко­рова. Попросите его помычать сначала громко, затем тихо.

МАРТ

«Паровоз и машина»(см. Приложение 2, с. 130)

Чему учится ребенок: различать и произносить новые звукоподражания (ту­ту, би-би); соотносить звукоподражания транспорта (паровоз, машина); продол­жать выработку коммуникативных навыков.

Оснащение: небольшой игрушечный паровоз и легковая машина (игрушки должны быть соразмерны).

Ход игры: 1. Проверьте, различает ли малыш эти игрушки. Спросите: «Где паровоз? Где машина?» 2. Продолжайте: «Паровоз гудит — ту-ту, машина — би-би». Спросите: «Как гудит паровоз?» Если малыш затрудняется, скажите сами и предложите сказать вместе с вами. Потом спросите малыша: «Как гудит машина» (проведите игру аналогично игре с паровозом).

3. Предложите малышу обе игрушки. Попросите катать ту игрушку, сигнал которой он слышит в данный момент. Закройте нижнюю часть лица экраном и произнесите длительно: «Ту-ту-у-у-у-у». Ребенок должен покатать паровоз. Если он затрудняется это сделать, покатайте его вместе, напевая: «Ту-ту-у-у-у». Так же обыграйте машину.

Если ребенок усвоил предложенные звукоподражания, можно усложнить игру: предложить два паровоза (большой и маленький). Петь звукоподражания громко (гудит большой паровоз) и тихо (гудит маленький паровозик). Аналогично можно поиграть и с двумя машинами.

АПРЕЛЬ

«Топаем и стучим»

Чему учится ребенок: различать звукоподражания, сходные по звучанию, произносить их в различном темпе; получать радость от совместной игры с ва­ми; продолжать развивать умение определять темп звучания звукоподражания.

Ход игры: сядьте с ребенком на стулья друг напротив друга. Сначала говорите и делайте одновременно:

Мы топаем ногами: топ-топ-топ. (Как мы топаем?)

Мы стучим молотком: тук-тук-тук. (Как мы стучим?)


Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. - student2.ru

Затем говорите и делайте паузу, чтобы малыш докончил фразу сам.

Мы топаем ногами... Мы стучим...

Если ребенок молчит, договари­вайте за него.

Когда вы провели игру, можно еще раз потопать ногами, произнося «топ-топ» вместе с малышом, и постучать молотком, имитируя движение и про­износя «тук-тук».39

МАЙ

«Кто пришел домой»(см. Приложение 2, с. 131)

Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию двусложные слова (мама—папа, баба—деда, Ваня—Маня) и произносить их; соотносить слово с изо­бражением на фотографии; продолжать совершенствовать коммуникативные на­выки.

Оснащение: картонные карточки 20x10 см с фотографиями или рисунками из книг; на каждой карточке — два портрета: Ваня—Маня, папа—мама, деда— баба.

Ход игры: игра начинается с рассматривания одной карточки, которая выкла­дывается перед ребенком: «Где папа? Где мама?» «Это... Это... (малыш договари­вает)». Остальные карточки рассмотрите так же.

Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. - student2.ru

СЕНТЯБРЬ

«Покажи мне, покажи»

Чему учится ребенок: дослушивать просьбу взрослого до конца и осмысли­вать ее; продолжать развивать остроту слуха; совершенствовать взаимоотноше­ния со взрослым при помощи жестов и облегченных слов; понимать существи­тельные, обозначающие части тела, дифференцировать их.

Оснащение: две куклы — мальчик Ваня и девочка Маня, картинки с их изо­бражением (идеально — фотографии игрушек), зеркало.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Посадите его на ковер, сядьте на­против малыша. Посадите перед ним кукол и скажите: «Это Маня». Прикосни­тесь к кукле рукой.

Так же представьте вторую куклу.

Прочтите ребенку рифмовку, выполните действия по ее содержанию.

Я с малюткой-крошкой

Поиграю так немножко.

Я свой нос покажу, он большой —

Вот такой.

А у Вани — маленький,

Курносенький, забавненький.

А у Мани нос — такой.

Он курносый и рябой.

А у нашей детки, крошечки конфетки,

Нос такой, такой, такой,

Нос любимый, золотой.

Посмотрите — вот такой!

Когда закончите читать стихотворение, поцелуйте ребенка в нос, покажите указательным пальцем его нос, прижмите ребенка к себе.

Посадите кукол перед ребенком и попросите показать нос. Спросите: «Где нос у Мани? А у Вани?» Когда ребенок научится уверенно показывать нос на игруш­ках, попросите показать нос у него.

Если ребенок затрудняется это сделать, посадите его перед зеркалом, возьми­те руку ребенка, выделите указательный палец и пальцем ребенка покажите его нос. Показывая нос, произносите: «Носик, замечательный носик!»

Предложите ребенку самостоятельно показать нос. Аналогично поиграйте с кар­тинками.

Усложнение: 1 год — 1 год б месяцев — показывать две части тела (ноги, ру­ки); 1 год 6 месяцев — 2 года — показывать четыре части тела (глаза, нос, рот, руки).

Показывайте части тела в таком порядке: на взрослом или другом ребенке, на игрушке, на себе.

ОКТЯБРЬ

«Дай мне игрушку»

Чему учится ребенок: продолжать совершенствовать остроту слуха, соотно­сить слово с предметом; выбирать из двух игрушек названную; общаться с взрос­лым при помощи движений, звукоподражаний («бум-бум» — мяч); произносить облегченные слова (Ляля — кукла).

Оснащение: резиновый мяч средних размеров, небольшая кукла.

Ход игры: закройте красивым платком игрушки. Подведите малыша к «тай­нику», сдерните платок. Возьмите появившуюся куклу, скажите: «Ой, Ляля!» Дайте ребенку куклу в руки, пусть он рассмотрит ее, потрогает волосы, нос, одежду.

Возьмите у ребенка куклу и посадите ее на пол на расстоянии 2-3 метров от него. Дайте ребенку мяч, предложите обследовать и положите рядом с куклой. Подойдите к ребенку, наклонитесь так, чтобы вагае лицо было на уровне лица ребенка, и четко произнесите: «Дай Лялю».

Если ребенок затрудняется выполнить п

Наши рекомендации