Подсчет и обработка результатов опросника ВРР.

Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается – прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:

Ответы 1 2 3 4 5

Баллы 5 4 3 2 1

В бланках – ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале(см. ключ).

Ключ к опроснику ВРР для родителей и младших школьников.

  Баллы   Баллы   Баллы   Баллы   баллы № шкал Сумма по шкале
  ***        
  ***   *** ***  
***     ***   3 /2  
***       ***
      ***    
*** ***     *** 5 /2  
*** *** *** ***  
           
           
*** *** *** *** ***  
           
      ***    

Шкалы опросника ВРР

Шкала: нетребовательность – требовательность родителя.

Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.

Шкала: мягкость – строгость родителя.

По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жестокости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

Шкала: автономность – контроль по отношению к ребенку.

Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку, или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

Шкала: эмоциональная дистанция – близость ребенка к родителю.

Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

Шкала: отвержение – принятие ребенка родителем.

Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

Шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничество.

Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

%
10,5
12,5
14,5 16,5
15,5 17,5
19,5
21,5

Шкала: тревожность за ребенка.

Шкала: непоследовательность – последовательность родителя.

Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.

Шкала: воспитательная конфронтация в семье.

Шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителями.

Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско – детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

Наши рекомендации