Методика «Неоконченные предложения»

Эта методика выявляет скрытые переживания ребёнка, которые порой не удаётся выявить в свободной беседе. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребёнка.

Ребёнку предлагается послушать предложение и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью, делать это нужно быстро.

Инструкция: «Мы с тобой поиграем. Я буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придёт в голову».

Эксперимент идёт в быстром темпе. Законченные предложения можно разделить на 6 групп:

1. Отношение к отцу 13 21

2. Отношение к матери 8 24

3. Отношение к себе 3 4 7 10 12 18 27 29

4. Отношение к сверстникам 2 22 26 30

5. Отношение к Д/С 1 16 19 23

6. Отношение к опасениям 5 6 9 11 14 15 17 20 25 28

ВОПРОСНИК К МЕТОДИКЕ

«НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

1. Мой Д/С...

2. Мой друг...

3. Если меня называют, то...

4. Я играю чаще всего...

5. Мои сны...

6. Боюсь...

7. Моя мечта...

8. Моя мама и я...

9. Сделал бы всё, чтобы забыть...

10. Не люблю, когда меня ругают...

11. Плачу, когда...

12. Когда меня спрашивают...

13. Мой папа и я...

14. Когда смотрю «ужасы» в кино...

15. Когда я один дома...

16. Моя воспитательница...

17. Когда меня мама ругает...

18. Больше всего люблю...

19. Когда прихожу в Д/С...

20. Когда бывает темно...

21. Когда мой папа...

22. Ребята в Д/С...

23. Когда меня спрашивают на занятии...

24. Когда моя мама...

25. Когда все ругаются...

26. Когда я выхожу играть во двор...

27. Я всегда хотел...

28. Меня беспокоит...

29. Скрываю...

30. Старшие ребята...

Методика «Сюжетные картинки».

Инструкция: ребёнку предлагают разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой плохие.

Ребёнок должен дать моральную оценку изображённым на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребёнка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение) на нравственный поступок и отрицательная (осуждение, негодование) – на безнравственный.

Обработка результатов:

0 баллов – ребёнок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребёнок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – правильно раскладывая картинки, ребёнок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции.

Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников

Подготовка исследования: выучить наизусть вопросы и ситуации.

Проведение исследования: исследование состоит из двух серий, которые проводят независимо друг от друга.

Первая серия: экспериментатор задаёт ребёнку вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли обижать животных? Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

4. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

5. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Вторая серия. Ребёнку предлагают закончить несколько ситуаций:

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель сказал ей: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Что ответила Маша?

2. Петя принёс в детский сад новую игрушку – самосвал. всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Что сделал Петя?

3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Что сделала Вера?

4. Таня и Оля играли в дочки – матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький» – ответила Оля. Что сказала Таня?

5. Коля играл в лошадки. Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестру Свету. Девочка не могла заснуть и плакала. Мама сказала Коле «Не шуми, пожалуйста». Коля ей ответил… Что ответил Коля?

6. Таня и Маша рисовали. К ним подошёл воспитатель и сказал : «Молодец Таня. Твой рисунок очень хороший». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котёнка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша…Что сделал Саша?

Обработка данных.

Анализ результатов наблюдения проводится по схеме.

1. Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдаёт ли кому предпочтение и почему.

2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по желанию, по просьбе, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, неохотно, формально, с энтузиазмом и т.п.).

3. Замечает ли эмоциональное состояние другого, как на это реагирует.

4. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, в каких действиях выражается эта забота.

5. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче).

При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребёнка, но и на его мотивировку. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста.

1.15. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок

Подготовка исследования: подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например,

1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка прибирается дома.

2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь не над чем

3. Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замёрзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замёрз.

4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет

5. Мальчик радуется за своего друга, чей рисунок оказался лучшим в группе.

Подготовить 2-3 ребёнка для инсценировки этих сюжетов.

Первая серия. Подготовленные дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у группы, что чувствуют персонажи этой сценки.

Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает изобразить её.

1 сит – показать печальное, страдающее лицо мамы и сочувственное лицо девочки.

2 сит – строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.

3 сит – как мальчик не хочет показать, что он замерз.

4 сит – показать обиду девочки.

5 сит - показать радость за другого.

Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый персонаж.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о богатстве экспрессивно – мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ЭМОЦИЙ ВСЕГО
СИТУАЦИЯ  
 
5 ЛЕТ      
6 ЛЕТ    
               

Методика «Часики»

Данная методика представлена в двух вариантах: для детей с 2,5— 4,5 лет — вариант А, для старших — вариант Б. Методика направлена на выявление психического состояния детей дошкольного возраста.

Материал: подготовить поле, используя следующие цвета: красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, серый, коричневый, черный.

Для варианта А — подготовить две пиктограммы с изображением печального и веселого лица.

Для варианта Б — 12 пиктограмм: страх, внимание, мечтание, удив­ление, спокойствие, злость, печаль, агрессия/агрессивность, радость, обида, стресс, веселость.

Инструкция: «Выбери цвет, который тебе в данный момент нравит­ся. А теперь соедини его с лицом, которое у тебя сейчас».

Фиксируются: цвет, пиктограмма, выбранная ребенком, его вые называния.

С помощью данной методики можно отмечать психическое состояние детей в течение дня, например, до и после занятия, до и после про гулки и т. д.

Можно предложить и родителям использовать дома такие «Часики», это научит ребенка определять свое состояние, состояние окружающих.

Фиксировать показатели можно как в тетрадке, так и на шкале, изготовленной специально по типу градусника, можно вычерчивать с деть­ми и график: хорошее психическое состояние — вверх поднимается линия, обозначается красным цветом, плохое — черная линия опуска­ется ниже отметки «О».

В целях выявления индивидуального соотнесения психических со­стояний и цвета предлагается предварительно провести методику «Мат­решки».

Для ее проведения необходимо использовать набор цветовых сти­мулов, в котором представлены цвета спектра (желтый, красный, зеле­ный, голубой, вместо синего), три смешанных тона (оранжевый, фио­летовый, коричневый), два ахроматических цвета (черный, серый).

Как показывает опыт, ассоциативные реакции на цвет весьма чув­ствительны к изменению его сенсорных характеристик.

Поэтому возникает безусловная необходимость пользоваться во всех проводимых экспериментах строго стандартизированным набором цветов.

Цветовые стимулы должны быть представлены в виде силуэтов мат­решек, с целью привлечения внимания к проводимому эксперименту.

Это позволяет проводить исследование в виде привлекательной для дошкольников игровой деятельности.

Дошкольникам предлагаются 12 пиктограмм /схематичное изображение лиц определенного психического состояния/ с выражениями: 1 — страха, 2 — удивления, 3 — спокойствия, 4 — злости, 5 - печали, »— агрессии/ агрессивности, 7 — радости, 8 — мечтания, 9 — веселья, 10 — обиды, 11 — стресса, 12 — скепсиса. Перед детьми на белом фоне складываются силуэты матрешек и в беспорядке — пиктограммы.

Инструкция включает задание подобрать к цветному силуэту соот­ветствующее выражение лица, подходящее, по его мнению, к такому цвету.

В ходе эксперимента фиксируются: моторика, двигательные реак­ции глаз, руки, двигательное оживление, эмоциональные реакции, выс­казывания.

Результаты, полученные при работе с силуэтами матрешек и пиктограммами, фиксируются в таблице:

Фамилия, имя ребёнка Цвет
    зелёный красный оранжевый голубой жёлтый фиолетовый коричневый серый чёрный
                   

В колонках фиксируется номер пиктограммы. Такое соотнесение цвета и пиктограмм позволит учитывать индивидуальные предпочтения каждого ребенка и получить наиболее точные результаты при обработ­ке данных методики «Часики».

С целью более полного анализа применяется шкала соотнесения того или иного состояния к определенной группе и уровню психической ак­тивности сознания:

Наши рекомендации