Методика «Неоконченные предложения»
Эта методика выявляет скрытые переживания ребёнка, которые порой не удаётся выявить в свободной беседе. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребёнка.
Ребёнку предлагается послушать предложение и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью, делать это нужно быстро.
Инструкция: «Мы с тобой поиграем. Я буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придёт в голову».
Эксперимент идёт в быстром темпе. Законченные предложения можно разделить на 6 групп:
1. Отношение к отцу 13 21
2. Отношение к матери 8 24
3. Отношение к себе 3 4 7 10 12 18 27 29
4. Отношение к сверстникам 2 22 26 30
5. Отношение к Д/С 1 16 19 23
6. Отношение к опасениям 5 6 9 11 14 15 17 20 25 28
ВОПРОСНИК К МЕТОДИКЕ
«НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
1. Мой Д/С...
2. Мой друг...
3. Если меня называют, то...
4. Я играю чаще всего...
5. Мои сны...
6. Боюсь...
7. Моя мечта...
8. Моя мама и я...
9. Сделал бы всё, чтобы забыть...
10. Не люблю, когда меня ругают...
11. Плачу, когда...
12. Когда меня спрашивают...
13. Мой папа и я...
14. Когда смотрю «ужасы» в кино...
15. Когда я один дома...
16. Моя воспитательница...
17. Когда меня мама ругает...
18. Больше всего люблю...
19. Когда прихожу в Д/С...
20. Когда бывает темно...
21. Когда мой папа...
22. Ребята в Д/С...
23. Когда меня спрашивают на занятии...
24. Когда моя мама...
25. Когда все ругаются...
26. Когда я выхожу играть во двор...
27. Я всегда хотел...
28. Меня беспокоит...
29. Скрываю...
30. Старшие ребята...
Методика «Сюжетные картинки».
Инструкция: ребёнку предлагают разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой плохие.
Ребёнок должен дать моральную оценку изображённым на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребёнка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение) на нравственный поступок и отрицательная (осуждение, негодование) – на безнравственный.
Обработка результатов:
0 баллов – ребёнок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребёнок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – правильно раскладывая картинки, ребёнок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции.
Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников
Подготовка исследования: выучить наизусть вопросы и ситуации.
Проведение исследования: исследование состоит из двух серий, которые проводят независимо друг от друга.
Первая серия: экспериментатор задаёт ребёнку вопросы:
1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
2. Можно ли обижать животных? Почему?
3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
4. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
5. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Вторая серия. Ребёнку предлагают закончить несколько ситуаций:
1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель сказал ей: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Что ответила Маша?
2. Петя принёс в детский сад новую игрушку – самосвал. всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Что сделал Петя?
3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Что сделала Вера?
4. Таня и Оля играли в дочки – матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький» – ответила Оля. Что сказала Таня?
5. Коля играл в лошадки. Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестру Свету. Девочка не могла заснуть и плакала. Мама сказала Коле «Не шуми, пожалуйста». Коля ей ответил… Что ответил Коля?
6. Таня и Маша рисовали. К ним подошёл воспитатель и сказал : «Молодец Таня. Твой рисунок очень хороший». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша?
7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котёнка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша…Что сделал Саша?
Обработка данных.
Анализ результатов наблюдения проводится по схеме.
1. Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдаёт ли кому предпочтение и почему.
2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по желанию, по просьбе, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, неохотно, формально, с энтузиазмом и т.п.).
3. Замечает ли эмоциональное состояние другого, как на это реагирует.
4. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, в каких действиях выражается эта забота.
5. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче).
При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребёнка, но и на его мотивировку. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста.
1.15. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок
Подготовка исследования: подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например,
1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка прибирается дома.
2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь не над чем
3. Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замёрзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замёрз.
4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет
5. Мальчик радуется за своего друга, чей рисунок оказался лучшим в группе.
Подготовить 2-3 ребёнка для инсценировки этих сюжетов.
Первая серия. Подготовленные дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у группы, что чувствуют персонажи этой сценки.
Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает изобразить её.
1 сит – показать печальное, страдающее лицо мамы и сочувственное лицо девочки.
2 сит – строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.
3 сит – как мальчик не хочет показать, что он замерз.
4 сит – показать обиду девочки.
5 сит - показать радость за другого.
Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый персонаж.
Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о богатстве экспрессивно – мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | ПРАВИЛЬНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ЭМОЦИЙ | ВСЕГО | |||||
СИТУАЦИЯ | |||||||
5 ЛЕТ | |||||||
6 ЛЕТ | |||||||
Методика «Часики»
Данная методика представлена в двух вариантах: для детей с 2,5— 4,5 лет — вариант А, для старших — вариант Б. Методика направлена на выявление психического состояния детей дошкольного возраста.
Материал: подготовить поле, используя следующие цвета: красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, серый, коричневый, черный.
Для варианта А — подготовить две пиктограммы с изображением печального и веселого лица.
Для варианта Б — 12 пиктограмм: страх, внимание, мечтание, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессия/агрессивность, радость, обида, стресс, веселость.
Инструкция: «Выбери цвет, который тебе в данный момент нравится. А теперь соедини его с лицом, которое у тебя сейчас».
Фиксируются: цвет, пиктограмма, выбранная ребенком, его вые называния.
С помощью данной методики можно отмечать психическое состояние детей в течение дня, например, до и после занятия, до и после про гулки и т. д.
Можно предложить и родителям использовать дома такие «Часики», это научит ребенка определять свое состояние, состояние окружающих.
Фиксировать показатели можно как в тетрадке, так и на шкале, изготовленной специально по типу градусника, можно вычерчивать с детьми и график: хорошее психическое состояние — вверх поднимается линия, обозначается красным цветом, плохое — черная линия опускается ниже отметки «О».
В целях выявления индивидуального соотнесения психических состояний и цвета предлагается предварительно провести методику «Матрешки».
Для ее проведения необходимо использовать набор цветовых стимулов, в котором представлены цвета спектра (желтый, красный, зеленый, голубой, вместо синего), три смешанных тона (оранжевый, фиолетовый, коричневый), два ахроматических цвета (черный, серый).
Как показывает опыт, ассоциативные реакции на цвет весьма чувствительны к изменению его сенсорных характеристик.
Поэтому возникает безусловная необходимость пользоваться во всех проводимых экспериментах строго стандартизированным набором цветов.
Цветовые стимулы должны быть представлены в виде силуэтов матрешек, с целью привлечения внимания к проводимому эксперименту.
Это позволяет проводить исследование в виде привлекательной для дошкольников игровой деятельности.
Дошкольникам предлагаются 12 пиктограмм /схематичное изображение лиц определенного психического состояния/ с выражениями: 1 — страха, 2 — удивления, 3 — спокойствия, 4 — злости, 5 - печали, »— агрессии/ агрессивности, 7 — радости, 8 — мечтания, 9 — веселья, 10 — обиды, 11 — стресса, 12 — скепсиса. Перед детьми на белом фоне складываются силуэты матрешек и в беспорядке — пиктограммы.
Инструкция включает задание подобрать к цветному силуэту соответствующее выражение лица, подходящее, по его мнению, к такому цвету.
В ходе эксперимента фиксируются: моторика, двигательные реакции глаз, руки, двигательное оживление, эмоциональные реакции, высказывания.
Результаты, полученные при работе с силуэтами матрешек и пиктограммами, фиксируются в таблице:
Фамилия, имя ребёнка | Цвет | ||||||||
зелёный | красный | оранжевый | голубой | жёлтый | фиолетовый | коричневый | серый | чёрный | |
В колонках фиксируется номер пиктограммы. Такое соотнесение цвета и пиктограмм позволит учитывать индивидуальные предпочтения каждого ребенка и получить наиболее точные результаты при обработке данных методики «Часики».
С целью более полного анализа применяется шкала соотнесения того или иного состояния к определенной группе и уровню психической активности сознания: