Порядок подсчёта тестовых баллов
При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывают ответы, совпадающие с ключом.
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
1 – отвержение,
2 – социальная желательность,
3 – симбиоз,
4 – гиперсоциализация,
5 – инфантилизация.
Есть основания считать, что идеальным для первой шкалы является ранг, соответствующий 7 баллам, для второй – 9, третьей – 3, четвёртой – 2, пятой – 0.
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентальных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
Сырой балл | Процентальный ранг |
1-я шкала | |
25–32 | 0,63 3,79 12,02 31,01 53,79 68,35 77,21 84,17 88,6 90,5 92,4 93,67 94,3 95,5 97,46 98,1 98,73 98,73 99,36 |
2-я шкала | |
1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 |
Окончание табл.
19,22 31,19 48,82 80,93 | |
3-я шкала | |
4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65 | |
4-я шкала | |
4,41 13,86 32,13 53,87 69,3 83,79 95,76 - | |
5-я шкала | |
14,55 45,57 70,25 84,81 93,04 96,83 98,83 99,37 |
Анкетный опрос родителей
Для установления причин эмоционального неблагополучия детей важно определить ситуации или объекты, вызывающие негативные, болезненные переживания. В этом случае целесообразно провести анкетный опрос родителей или других близких ребенку людей с целью выявления психологического микроклимата в семье.
Анкета № 1
Фамилия, имя ребенка ________________________________
возраст ___________ № группы___
Ф. И. О. родителей ___________________________________
1. Как Ваш ребенок засыпает?
• быстро;
• медленно;
• требует, чтобы с ним сидели;
• требует, чтобы не гасили свет.
2. Как он спит?
• крепко, спокойно;
• неспокойно;
• вскрикивает;
• плачет;
• разговаривает во сне.
3. Как просыпается?
• сразу;
• не сразу.
4. В каком настроении просыпается Ваш ребенок?
• веселый, спокойный;
• раздражительный;
• грустный;
• в слезах.
5. Как он ест?
• охотно, не выбирает пищу, быстро, сам;
• неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых.
6. С каким настроением Ваш ребенок идет в детский сад?
• радостным;
• иногда не хочет;
• часто отказывается;
• капризничает;
• другое.
7. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?
• трудности в отношениях с воспитателем;
• трудности в отношениях со сверстниками;
• привязанность к матери;
• позднее засыпание вечером;
• другие причины.
8. Замечаете ли Вы проявление страха у Вашего ребенка?
•да;
• иногда;
• нет.
9. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?
• в темной комнате;
• при наказаниях, окриках;
• при недовольстве взрослых его поведением;
• когда слушает страшную сказку;
• когда видит собаку, змею;
• без видимой причины.
10. Как проявляется страх у ребенка?
• плачет;
• убегает;
• впадает в ярость;
• зовет взрослых;
• справляется сам.
11. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?
• часто;
• иногда;
• редко.
12. Как Ваш ребенок реагирует на агрессию со стороны других детей и взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.)?
• ответное нападение;
• плачет;
• проявляет гнев (бросает игрушки, мимическое выражение эмоций, словесное;)
• замыкается, «уходит в себя»;
• уходит, убегает от обидчика.
13. Чему радуется Ваш ребенок?
• новой игрушке, подаркам;
• встрече близкими людьми;
• встрече со сверстниками, друзьями;
• когда вы вместе играете;
• совместным походам в театр, цирк и т. д.
14. Что вызывает у него огорчение?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. На что он обижается?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Часто ли ребенок плачет?
• да;
• нет.
17. Какое обычно состояние у ребенка?
• спокойное;
• плаксивое;
• возбужденное.
18. Как быстро проходит у него переживание?
• быстро;
• не очень быстро;
• через длительное время.
19. Умеет ли Ваш ребенок выразить свое сочувствие близким?
• да;
• редко;
• нет.
20. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению
к предметам и игрушкам?
• доброжелательный интерес;
• агрессивность;
• безразличие.
21. Как ребенок относится к животным?
• доброжелательный интерес, желание поиграть;
• страх;
• агрессивность;
• безразличие.
22. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?
• доброжелательность;
• агрессивность;
• безразличие.
23. С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается?
_______________________________________________________
24. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?
• да;
• иногда;
• нет.
25. Жалуется ли на сверстников?
• да;
• иногда;
•нет.
26. На что жалуется в отношениях со сверстниками?
• дети не принимают в игру;
• обижают;
• не хотят дружить;
• отнимают игрушки;
• шумят.
27. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми?
• уравновешенный;
• терпеливый;
• чуткий;
• уступчивый;
• приветливый;
• вспыльчивый;
• склонный чаще командовать, чем подчиняться.
28. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?
• да;
• не всегда;
•нет.
29. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?
•да;
• не всегда;
нет.
30. Каким образом он отстаивает свои интересы?
• находит аргументы;
• упрашивает;
• вежливо требует;
• агрессивно требует;
• плачет.
31. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?
• прямого влияния не оказывают;
• благополучие семейных отношений – это эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;
• сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому ________________________________________
_______________________________________________________
Предлагаемая анкета частично может быть использована и для опроса воспитателей, работающих с детьми.
Анкета № 2
1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад?
• радостно;
• иногда не хочет;
• часто отказывается;
• капризничает;
• другое.
2. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?
• трудности в отношениях с педагогом;
• со сверстниками;
• привязанность к матери;
• позднее засыпание вечером;
• другие причины.
3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?
Благополучно (с кем именно):
• с воспитателями;
• с помощником воспитателя;
• с музыкальным руководителем;
• инструктором по физкультуре;
• с педагогами дополнительного образования;
•с другими специалистами.
Неблагополучно (причины):
• иногда бывают конфликты;
• обижается на взрослых за то, что наказывают;
• не разрешают брать игрушки;
• другое.
4. С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается? __________________________________________________
5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?
• да;
• иногда;
• нет.
6. Жалуется ли на сверстников?
• да;
• иногда;
•нет.
7. На что жалуется?
• дети не принимают в игру;
• обижают;
• не хотят дружить;
• отнимают игрушки;
• шумят.
8. Что Вам хотелось быт изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?
_______________________________________________________
9. Есть ли у Вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется? _____________________________
_______________________________________________________
10. Как Ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.)?
_______________________________________________________
11. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми?
• уравновешенный;
• терпеливый;
• чуткий;
• уступчивый;
• приветливый;
• вспыльчивый;
• склонен чаще командовать, чем подчиняться;
•другой ____________________________________________
12. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?
• прямого влияния не оказывают;
• благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь
в детском саду;
•сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому ________________________________________
Приложения
Приложение 1
Методика «Семья в образах животных»
Рис. 1
|
Рис. 2
|
Рис. 3
|
|
Рис. 5
|
Рис. 6
|
Рис. 7
|
Рис. 8
|
Рис. 9
|
Рис. 10
|
Рис. 11
Приложение 2
Тест «Рука» Э. Вагнера
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Литература
1. Велиева, С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / С. В. Велиева. – СПб. : Речь, 2005.
2. Волков, Б. С. Детская психология [Текст] : логические схемы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
3. Захаров, А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков [Текст] / А. И. Захаров. – Л., 1982.
4. Калинина, Р. Р. В гостях у Золушки [Текст] / Р. Р. Калинина. – Псков : ПОИУУ, 1997.
5. Коломенский, Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Я. Л. Коломенский [и др.]. – М., 1997.
6. Левис, Ш. Ребенок и стресс [Текст] / Ш. Левис, Ш. К Левис. – СПб. : Питер Пресс, 1996.
7. Лешли, Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы [Текст] / Д. Лешли. – М. : Просвещение, 1991.
8. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей [Текст] : учебное пособие / Т. Д. Марцинковская. – М., 1998. – 170 с.
9. Непомщая, Н. И. Становление личности ребёнка 6–7 лет / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук [Текст] / Н. И. Непомщая. – М. : Педагогика, 1992.
10. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1999.
11. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина : в 2 т. – М. : ВЛАДОС, 2000, т. 1.
12. Практические занятия по психологии [Текст] // под ред. А. Ц. Пуни. – М., 1977. – с. 120.
13. Романова, Е. С. Графические методы в психологической диагностике [Текст] / Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина. – М. : Дидакт, 1992.
14. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога
в образовании [Текст] / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1995.
15. Урунтаева, Г. А. Практикум детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева. Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение – Владос,1995.
16. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / под ред.
А. Д. Кошелевой. – М., 1985.
Содержание
Введение. 3
1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста 5
1.1. Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника 5
1.2. Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей 9
1.3. Адаптивная методика Кучеровой Е. В. для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. 11
1.3.1. Методика «Проективные рассказы». 11
1.3.2. Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека» 13
1.3.3. Методика «Разложи картинки». 15
1.4. Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке 16
1.5. Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони
и Е. Бине) 19
1.6. Семейный тест отношений (СТО) (проективная методика исследования детей, опубликованная Д. Антони и Е. Бене) 24
1.7. Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей дошкольников. 30
1.7.1. Основные параметры оценки при интерпретации рисунков дошкольников 31
1.7.2. Тест «Рисунок семьи». 33
1.7.3. Кинетический рисунок семьи. 48
1.7.4. Рисунок «Мир мамы, мир папы». 49
1.7.5. Методика «Семья в образах животных». 49
1.7.6. Проективный тест «Дом – дерево – человек». 51
1.7.7. Тест «Несуществующее животное». 83
1.7.8. Графическая методика «Кактус». 99
1.7.9. Автопортрет. 101
1.8. Тест «Страхи в домиках». 106
1.9. Тест «Два домика». 110
1.10. Тест «Рука» (Hand test) (Э. Вагнер) 111
1.11. Методика «Линеограмма». 114
1.12. Методика «Неоконченные предложения». 116
1.13. Методика «Сюжетные картинки». 117
1.14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников 118
1.15. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок 120
1.16. Методика «Часики». 121
1.17. Методика «Маски». 125
1.18. Детский апперцептивный тест (ДАТ) 126
1.19. Методика исследования эмоционального состояния (ав-
тор Дорофеева Э. Т.) 137
1.20. Социометрическая проба «День рождения» (методика
М. Панфиловой) 140
Анализ результатов. 142
1.21. Методика игры «Секрет». 143
1.22. Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада (Авторы: Любина Г., Микулик Л.) 145
1.23. Социометрический опросник. 146
1. 24. Исследование «Лесенка» (Н. В. Нижегородцева) 149
2. Диагностика эмоциональных нарушений. 151
2.1. Критерии эмоциональных нарушений. 151
2.2. «Шкала тревожности». 155
2.3. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) 157
2.4. Выявление тревожности старших дошкольников (автор Мерлин В. С.) 160
2.5. Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения (автор Ю. Я. Киселев) 162
2.6. Методика «Паровозик». 165
3.1. Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей 166
3.2. Оценка уровня тревожности ребенка (тест А. И. Захарова) 168
3.3. Опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» (ВРР) 170
3.4. Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга,
В. В. Столин) 177
3.5. Анкетный опрос родителей. 185
3.5.1. Анкета № 1. 185
3.5.2. Анкета № 2. 190
Приложения. 193
Литература. 198
* В сборнике представлены методические материалы из опыта работы педагогов-психо-логов Унжаковой Н. А., Осиповой О. А., Сятчихиной О. А., Кудриной Е. П., Тихоновой Е. И., Войщевой И. А. дошкольных образовательных учреждений города Томска: МДОУ №№ 43, 65, 67, 69, 76, 93,94, 96.