Критерии эмоциональных нарушений
Предлагаем несложные, но информативные методики, которые позволят расширить представления об эмоциональных особенностях детей и выбрать эффективные способы для их коррекции.
Нарушения поведения у детей
· Инфантильная агрессивность
· Задиристый.
· Часто ссорится с детьми.
· Мучает окружающих.
· Часто провоцирует родителей.
· Оскорбляет окружающих.
· Придирчивый.
· Непослушный.
· Постоянно выставляет свои требования родителям.
· Характерны внезапные проявления буйного темперамента.
· Ведет себя как тиран.
· Склонен к припадкам агрессивности.
· Ревнует к братьям и сестрам.
· Жалуется, что его не любят.
· Ссорится со сверстниками.
· Неугомонный, буйный.
· Сердит других детей.
· Слишком много говорит.
· Разрушает принадлежащие ему вещи, игрушки.
Сверхактивность
· Находится в постоянном движении.
· Суетлив.
· Много говорит.
· Говорит чепуху.
· Неспокойно спит.
· Характерны внезапные проявления буйного темперамента.
· Нервно обкусывает ногти.
· Не умеет ждать.
Обособленность
· Застенчивый.
· Любит одиночество.
· Скрывает свои чувства.
· Стремится держаться в тени.
· Не принимает участия в грубых играх.
· Предпочитает не уходить далеко от дома.
· Необщителен.
· Пуглив.
Страх
· Склонен к головным болям, в школьном возрасте – мигреням.
· Частые боли в животе.
· Ощущает страх перед детским садом или школой.
· Легко соглашается, что виноват.
· Жалуется, что его не любят.
· Легко возникает рвота.
Нарушения сна
· Не хочет спать один.
· Трусливый.
· Боится по ночам.
· Беспокойный сон.
· Робкий.
· Мучают кошмары.
Трудности в обучении
· Заучивает материал с трудом.
· Плохо читает.
· Плохо делит слова на слоги.
· Не справляется с домашними заданиями.
· Отстает от остальных учеников, одногруппников.
· Плохо пишет.
· Плохо считает.
· Легко отвлекается.
Агрессивное поведение
· Иногда совершает плохой поступок, только что бы привлечь к себе внимание.
· Охотно провоцирует детей.
· Мешает другим детям своим неугомонным поведением.
· Толкает, задирается и бьет других детей.
· Всегда находит недостатки в том, что делают другие дети.
· Когда сердится, грозит причинить другим детям зло.
Скованное поведение
· Боится чужих взрослых.
· Изменения ситуации его легко выводит из равновесия.
· Боится, что проиграет во время игры.
· Дрожат руки, когда волнуется.
· Быстро пугается.
· Никогда не кричит громко, даже если есть все основания сердиться.
· Не защищается, когда другие дети обижают.
Пассивно-агрессивное поведение
· Становится капризным и упрямым, если что-то не получается так, как хочет.
· Обижается на малейшую критику по отношению к себе.
· Считает, что все должны ему во всем потакать.
· От любого требования подчиниться дисциплине приходит в ярость.
· Сердито и зло смотрит на окружающих.
· Постоянно заряжен гневом.
· Когда сердится, ни с кем не разговаривает.
Внимательно прочитайте приведенный список, ознакомьтесь с признаками нарушений в поведении и отметьте, что свойственно вашему ребенку. Вполне возможно, что вы обнаружите сочетание признаков: например, скованное поведение может сочетаться со страхами, нарушениями сна, обособленностью. Соответственно, вы можете сами определить, что вашему ребенку необходимо помочь развить навыки общения, работать со страхами и заниматься методами снятия психомышечного напряжения. Вы можете разработать программу для домашних занятий и 2–3 раза в неделю регулярно их проводить.
Шкала тревожности»
Назначение –выявить уровень тревожности ребёнка, сферу значимых переживаний.
Их три:
1. Процесс обучения в детском саду, общение с воспитателями внутри этой деятельности (учебная тревожность).
2. Ситуации анализа представлений о себе (самооценочная).
3. Ситуации общения (межличностная).
Материал– три цветных карточки: красная, зелёная, голубая (или жёлтая).
Инструкциия. «Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для тебя, вызывать у тебя страх, беспокойство.
У меня здесь 3 карточки разного цвета. Если тот случай, о котором я говорю, очень неприятен для тебя, ты возьмёшь и покажешь мне красную карточку. Если это только немножко неприятно – зелёную. А если этот случай тебе не страшен – голубую».
(Все выборы и спонтанные комментарии фиксируются.)
Опросник:
1. Ты отвечаешь у доски на занятиях.
2. Тебя ругает папа или мама.
3. Встречаешься с ребятами из детского сада.
4. Идёшь в гости к незнакомым людям.
5. Ты остаёшься дома один.
6. Сам подходишь разговаривать с воспитателем.
7. Не можешь справиться с заданием на занятии.
8. Сравниваешь себя с другими ребятами.
9. Думаешь о своих делах.
10. На тебя смотрят, как на маленького.
11. Ты часто плачешь.
12. Воспитатель тебе неожиданно задаёт вопрос на занятии.
13. Никто не обращает на тебя внимания на занятии, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.
14. С тобой не согласны ребята, спорят.
15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе, в подъезде.
16. На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь.
17. Тебе снятся страшные сны.
18. Воспитатель даёт трудное задание.
19. Выбираешь в игре главные роли.
20. Оценивают твою работу родители или ребята.
21. Не понимаешь объяснений воспитателя.
22. Ребята смеются, когда отвечаешь на занятии.
23. Смотришь «ужасы» по телевизору, тебе рассказывают страшные истории.
24. Думаешь о том, что будет, когда вырастешь большим.
25. На тебя сердятся, непонятно почему, взрослые.
26. Воспитатель оценивает работу, которую ты выполнил на занятии.
27. На тебя смотрят, наблюдают за тобой, когда ты что-то делаешь.
28. У тебя что-то не получается.
29. Ребята с тобой не играют, никогда не берут в игру, не дружат с тобой.
30. Воспитатель тебе делает замечание на занятии.
Оценка.
Один выбор красного цвета оценивается в 3 балла;
зелёного – 2 балла;
голубого – 0 баллов.
Подсчитывается сумма баллов в целом и по каждому виду тревожности.
1. Учебная – 1, 6, 7, 12, 13, 18, 21, 22, 26, 30.
2. Самооценочная – 5, 8, 9, 11, 17, 19. 20, 23.24.28.
3. Межличностная – 2, 3, 4. 10, 14, 15, 16, 25, 27, 29.
Обратить внимание на:
– высокий уровень тревожности – более 20 баллов по одному разделу или более 60 баллов в сумме;
– очень низкий уровень тревожности – не выше 5 баллов по разделу.
Норма – от 10 до 20 баллов по каждому разделу.
2.3. Тест тревожности
(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Американский тест тревожности, разработанный Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, представляет собой комплект из 14 сюжетных картинок, где лицо ребенка не прорисовано художником. Испытуемым (детям 4–7 лет) предлагается выбрать предлагаемое лицо на рисунке – «грустное» или «веселое». Картинки делятся по половому признаку: для девочек – картинки с девочкой, для мальчиков – с мальчиком. Для практического психолога тест удобен в использовании и в обработке. Однако существует ряд сложностей, которые необходимо учитывать и устранять при работе с данным тестом:
1. Данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуативную тревогу детей.
2. Дети с нарушениями восприятия мимики (реальной и рисуночной) не отражают в тесте тревогу, с ними требуется проводить дополнительное исследование.
3. Дети с личной тревожностью требуют объяснения причин отсутствия лица на рисунке.
4. Некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т. д.)
В связи с этими трудностями предлагается применять на практике следующую модификацию данного теста, состоящую из 2-х частей.
I.
Инструкция. «На картинке девочки и мальчики смотрят в окошки. Раскрась грустные окошки (где грустное лицо) синим карандашом, а веселые окошки (где веселое лицо) – желтым карандашом ».
При анализе данного задания учитывается адекватность рисунка и цвета, которые использует ребенок. Если у ребенка нарушено восприятие мимики лица, то прежде, чем предлагать тест «тревожности», необходимо провести обучение, например, с помощью психогимнастики.
II.
Затем ребенку предлагаются поочередно 14 картинок без дополнительных рисунков (см. работу Р. В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе»).
Инструкция. «Один знакомый художник нарисовал картинки, но не смог; нарисовать лица детей. Он не знает, какое должно быть лицо у ребенка: грустное или веселое. Давай ему поможем!»
Протоколы обследования подвергаются качественному и количественному анализу.
Количественный анализ.На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (тревоги) ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков (14):
Но ИТ дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделяются на три группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ > 50 %);
б) средний уровень тревожности (20 % < ИТ < 50 %);
в) низкий уровень тревожности (0 % < ИТ <20 %).
Качественный анализ.Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной ситуации (и подобной ей). Особенно проективным значением обладают рисунки 4 (одевание), 6 (укладывание) и 14 (еда). Дети, делающие
в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях
2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек) с большой вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Подробное описание теста тревожности предлагается в работе Р. В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе».
Результаты интеллектуальной и эмоциональной диагностики оформляются в специальную таблицу, которая позволяет ежегодно (или чаще) производить сравнительный анализ развития ребенка.