Тест «Несуществующее животное»

По своему характеру тест «Несуществующее животное» тоже относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики, рисующей доминантной правой рукой, зафиксированной
в виде графического следа, движения, рисунка). По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально «Всякая мысль заканчивается движением»).

По составу данный тест — ориентировочный, как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Для проведения теста нужен лист бумаги А4, простой мягкий карандаш, ластик. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, не глянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Данная методика направлена на исследование личности детей, помогает понять основные проблемы ребёнка, его отношение к миру, понимание мира, окружающего его; выясняет: какой тип воображения у ребёнка преобладает.

Может использоваться при работе с детьми от 4,5–5 лет и старше.

Инструкция. «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и дайте ему несуществующее название».

Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой карандаш. Младшим детям (4,5–6 лет) можно предложить цветные карандаши и фломастеры. Им также могут быть даны детальные разъяснения понятия «несуществующее животное». Например, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует только в сказках. После начала работы взрослый не вмешивается в процесс рисования. Как только ребенок закончил рисовать, его можно попросить ответить на некоторые вопросы: «Как зовут это животное?», «С кем оно живет?», «С кем дружит?», «Чем питается и как добывает пищу?», «Как он себя защищает в опасных ситуациях?». Можно предложить ребенку рассказать об одном дне из жизни животного и задать по ходу рассказа нужные вопросы. Педагогу-психологу необходимо получить максимум информации вербальным путем. Ответы детей фиксируются.

Первое впечатление позволяет получить первичное понимание:

· об индивидуальных эмоциональных реакциях ребенка;

· о степени его эмоциональной зрелости;

· о психической уравновешенности.

Далее переходят к анализу отдельных деталей изображения. Любые отклонения и противоречия в толковании частного признака с целостным восприятием рисунка должны быть специально проанализированы. Однако приоритет в интерпретации всегда остается за общим впечатлением. Также важно выяснять, как сам ребенок относится к рисунку.

Аспекты анализа рисунка

Формальный:

· семантика расположения в пространстве;

· графологические признаки (характеристики идеомоторных актов, анализ линий; пространственно-символический аспект, направление линий и характер контура).

Содержательный:

· центральная смысловая часть фигуры;

· несущая, опорная часть фигуры;

· часть, поднимающаяся над уровнем фигуры;

· тематический аспект (необычные детали, название).

Интерпретация

Анализируя рисунок, выясняется степень принятия (отвержения), так как в рисунке проявляются черты собственной личности ребенка, его агрессивность, подозрительность и т. д. Это наблюдается в ситуации затрудненного контакта.

Прежде всего, обращают внимание на размер фигуры нарисованного животного и расположение ее на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги –
с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа говорит о высоких притязаниях, в середине листа – о средних,
а в нижней трети – о заниженных притязаниях. Большое значение имеет сопоставление размера фигуры с расположением на листе бумаги. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но не идеализации, его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, свидетельствует о завышенной самооценке и притязаниях ребенка на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания не всегда оправданы. Если рисунок еще и украшен (украшения на животном, цветы, орнаменты), можно говорить о демонстративности данного ребенка, то есть о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не являются лидерами группы, они становятся дезорганизаторами, нарушающими любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, которого они и добиваются. Поэтому лучше всего не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить им успешность в какой-то деятельности.

О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности у детей говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу листа. Такие дети нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи (например, на то, как хорошо этот ребенок что-то нарисовал или склеил), если они не очень успешны в спортивных упражнениях или учебной деятельности. Подобное поощрение необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что у него есть множество положительных качеств, он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей,
в которых от них требуется высокая успешность во всех видах деятельности и послушание, с трудом дающиеся детям и приводящие к снижению их самооценки.

О наличии внутриличностного конфликта можно говорить в том случае, если существуют несовпадения между самооценкой и уровнем притязаний. На рисунках таких детей маленькая фигурка может располагаться на самом верху листа, либо, наоборот, большая фигурка нарисована в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и поведение, и характер общения. При этом дети, у которых небольшая фигура животного смещена вверх, часто скрывают свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии называется «агрессией от тревоги» и является весьма распространенным как у детей, так и у взрослых, которые нападают, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. О таком поведении сложилась поговорка: «Лучший метод защиты — нападение». Этот тип отклонений часто проявляется у детей, у которых, нет уверенности в родительской любви и защите. Дети боятся, что мама или папа не будут их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки.

Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, в которых ими не занимались, не любят, часто наказывают.

При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, сдвинутая в левую сторону (так же как и смотрящая влево), может говорить об инфантильности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями к ребенку, так и с ревностью к появившемуся брату или сестре, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо) говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. Хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.

Большое значение имеет и преобладание в нарисованной фигуре горизонтальных или вертикальных линий. Вытянутая по горизонтали фигура говорит о неуверенности, тревожности, а преобладание вертикальных линий – наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т. п., так же как и ответы детей, в которых рассказывается о том, что животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т. п. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии, появляющейся в результате тревоги. Поэтому важно анализировать рисунок целиком, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.

Рекомендуется обращать внимание и на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура, также говорит о нервном напряжении ребенка, но свидетельствует скорее о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.

Оценивается и содержание рисунков. Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т. п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, ограждений, как круглых, так и прямоугольных линий, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, желанием уйти от общения, от любопытства чужих людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверушек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, куда стремится переместиться ребенок –
в прошлое или в будущее. Появление антенн, проводов, биноклей и т. п. атрибутов часто связано с интересом ребенка к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.

Вариант интерпретации данной методики

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тяги к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Все действия направлены в будущее. Испытуемый активно переходит к реализации своих замыслов.

Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Ребенок не всегда завершает начатое дело в различных видах деятельности.

Положение «анфас», то есть голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм (неспособность индивида, сосредоточившегося на собственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению).

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза. Значение детали «уши» – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли ребенок что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.

Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

На голове также бывают расположены дополнительные детали, например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками: когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии (спонтанная или защитно-ответная).

Перья – тенденция к приукрашиванию своих возможностей и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически чувственность, подчеркивание своей половой принадлежности.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент).

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

· основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

· поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и не основательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и не банальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики типа завитушек-кудрей, цветков. Функциональные детали говорят о широком круге интересов, проявлении любознательности, желания соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевании места под солнцем, проявлении увлеченности своей деятельностью.

Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, своей вербальной продукции в зависимости от того, повернуты ли эти хвосты (на листе) вправо или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям, к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим вниз (недовольство собой, сомнения в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние
и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, порой повторяющихся звеньев, на пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это – защита от окружающих:

агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии;

с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению:

верхний контур фигуры – против выше стоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, то есть против старших по возрасту, родителей, воспитателей;

нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасность и готовность
к самозащите любого порядка и в разных ситуациях;

то же самое – элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей:

• только необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.) с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур;

• щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей.

Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия ребенка. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма. Это может подтверждаться характером линии, такой, как слабая паутинообразная линия, без нажима (либо в процессе рисования ребенок «возит карандашом по бумаге»).

Противоположный характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Здесь следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа, что характеризует повышенный тонус мышц рук и свидетельствует о тревожности. Обращается внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (то есть к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (имеется в виду дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных – подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек. Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д. В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на двух лапах вместо четырех или более и, заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — все это свидетельствует о признаках инфантильности, присущих детскому возрасту, эмоциональной незрелости, соответственно степени волевой выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи
с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии: когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков: вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу и проявление детской сексуальности.

Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения
о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного»: помещения животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у детей с выраженной шизоидной акцентуацией характера.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов:

· банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим (кошка с крыльями, рыба с перьями, собака
с ластами и т. п.);

· оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать:

· рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», лисобак», «мухожер» и т. п.), выражающее рациональность, конкретную установку при ориентировке и адаптации;

· словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («роботелиус», «моргалиус» и т. п.) означает демонстративность, направленную, главным образом, на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риноручка», «пузыренд» и т. п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим.

Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («ми-ми», «тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.).

Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарникле — мантиномиешиния» и т. п.).

Наши рекомендации