Интерпретация рисунка «Человек»
2.1 Голова – сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.
2.2 Голова большая – неосознанное подчёркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
2.3 Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности.
2.4 Нечёткая голова – застенчивость, робость.
2.5 Подчёркнутая шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.
2. 6 Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.
2.7 Толстая короткая шея – уступки своим слабостям и желаниям.
2.8 Плечи и их размеры – признак физической силы или потребности во власти.
2.9 Плечи чрезмерно крупные – ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.
2.10 Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности.
2.11 Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.
2.12 Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
2.13 Плечи широкие – сильные телесные импульсы.
Туловище
2.14 Туловище угловатое или квадратное – мужественность.
2.15 Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворённых, остро осознаваемых субъектом потребностей.
2.16 Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.
2.17 Лицо подчёркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
2.18 Подбородок слишком подчёркнут – потребность доминировать.
2.19 Подбородок слишком крупный – компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
2.20 Уши слишком подчёркнуты – возможны слуховые галлюцинации. Встречается у особо чувствительных к критике.
2.21 Уши маленькие – стремление не принимать никакой критике, заглушить её.
2.22 Глаза закрыты – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
2.23 Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.
2.24 Глаза выпучены – грубость, чёрствость.
2.25 Глаза маленькие – погружённость в себя.
2.26 Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
2.27 Полные губы на лице мужчины – женственность.
2.28 Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
2.29 Рот впалый – пассивная зависимость
2.30 Нос широкий, выдающийся, с горбинкой – презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.
2.31 Ноздри – примитивная агрессия
2.32 Зубы чётко нарисованы – агрессивность.
2.33 Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость.
2.34 Выражение лица подобострастное – незащищённость
2.35 Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчуждённости.
2. 36 Брови редкие, короткие – презрение, изощрённость.
2.37 Волосы – признак мужественности, храбрости, силы.
2.38 Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с воображением.
2.39 Волосы не заштрихованы – субъектом управляют враждебные чувства.
Конечности
2.40 Широкие руки – интенсивное стремление к действию.
2.41 Руки шире у ладони или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивности.
2.42 Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка.
2.43 Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений.
2.44 Руки длинные и мускулистые – субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как компенсации.
2.45 Руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
2.46 Руки напряжены и прижаты к телу – ригидность.
2.47 Руки очень короткие – отсутствие стремлений.
2.48 Отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте.
2.49 Руки изображены близко к телу – напряжение.
2.50 Большие руки и ноги у мужчины – грубость, чёрствость.
2.51 Сужающиеся руки и ноги – женственность.
2.52 Руки длинные – желание чего – то достигнуть.
2.53 Руки длинные и слабые – зависимость, потребность в опеке.
2.54 Руки, повёрнутые в стороны – зависимость, желание любви, привязанности.
2.55 Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными выпадами.
2.56 Рука, как боксёрская перчатка – вытесненная агрессия.
2.57 Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе.
2.58 Руки большие – компенсация ощущаемой слабости и вины.
2.59 Руки отсутствуют в женской фигуре – материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
2.60 Пальцы отделены (обрублены) – вытесненная агрессия, замкнутость.
2.61 Большие пальцы – грубость, чёрствость.
2.62 Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции.
2.63 Пальцы без ладоней - грубость, чёрствость, агрессия.
2.64 Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие.
2.65 Пальцы длинные – открытая агрессия.
2.66 Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест.
2.67 Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест.
2.68 Кулаки далеко от тела – открытый протест.
2.69 Пальцы крупные – враждебность.
2.70 Ноги непропорционально длинные – сильная потребность к независимости и стремление к ней.
2.71 Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости.
2.72 Рисунок начат со ступней ног – боязливость.
2.73 Ступни не изображены – замкнутость, робость.
2.74 Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищённость).
2.75 Ноги отсутствуют – робость, замкнутость.
2.76 Ступни непропорционально длинные – потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.
2.77 Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.
2.78 Лицо изображено так, что виден затылок – тенденция к замкнутости.
2.79 Голова в профиль, тело – анфас – тревога, вызванная социальным окружением, потребность в общении.
2.80 Человек изображённый в беге – желание убежать, скрыться от кого – либо.
2.81 Человек без определённых частей тела – указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей.
2.82 Человек в плавном лёгком шаге – хорошая приспособляемость.
2.83 Человек – абсолютный профиль – серьёзная отрешённость, замкнутость и оппозиционные тенденции.
Фон, окружение
2.84 Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия.
2.85 Забор для опоры, контур земли – незащищённость.
2.86 Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.
2. 87 Линия основы (земли) – незащищённость.
2. 88 Оружие – агрессивность.
Многоплановые критерии
2. 89 Разрывы линий, стёртые детали, пропуски, акцентирование, штриховка – сфера конфликта.
2. 90 Пуговицы, пряжка ремня, подчёркнута вертикальная ось фигуры, карманы – зависимость.
2.91 Контур, нажим, штриховка. Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
2.92 Закруглённые линии – женственность.
2. 93 Контур неяркий – боязливость, робость.
2. 94 Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность.
2.95 Тонкие продлённые линии – напряжение.
2.96 Эскизный контур – тревога, робость.
2.97 Разрыв контура – сфера конфликтов.
2.98 Зубчатые, неровные линии – дерзость, враждебность.
2.99 Уверенные твёрдые линии – амбиции, рвение.
2.100 Яркая линия – грубость.
2.101 Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Большая напряжённость.
2.102 Лёгкие линии – недостаток энергии.
2.103 Неровный, неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность. Тревога, незащищённость.
2.104 Длина штрихов – если человек возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет – удлиняются.
2.105 Прямые штрихи – упрямство, настойчивость, упорство.
2.106 Штрихи угловатые – напряжение, замкнутость.
2.107 Горизонтальные штрихи – подчёркивание воображения, женственность, слабость.
2. 108 Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.
2.109 Стирания – тревожность, опасливость.
2.110 Частые стирания – нерешительность, недовольство собой.
2.111 Большой рисунок – склонность к тщеславию, высокомерию.
2.112 Маленькие фигуры – тревога, эмоциональная зависимость.
2.113 Рисунок у края листа – зависимость, неуверенность в себе.
2.114 Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении.
2.115 Недостаточная детализация – тенденция к замкнутости.
2.116 Особо щепетильная детализация – скованность, педантичность.
2. 117 Сопротивление, отказ от рисования – скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.