Методика «Проективные рассказы»
Для участия в данном задании произвольно отбираются
6 детей группы. Задание проводится индивидуально с каждым ребенком.
Педагог дает ребенку следующую инструкцию: «Мне интересно, как ты живешь в группе. Я хочу узнать о тебе и других детях побольше. Чтобы нам поближе познакомиться, давай вместе поиграем. Сейчас я буду рассказывать тебе истории про мальчика (девочку), а ты будешь мне помогать. Я начну рассказывать, а ты продолжишь. Только говорить нужно очень быстро, чтобы мы смогли рассказать как можно больше историй».
Затем ребенку предлагается серия проективных рассказов. Имя ребенка должно совпадать с именем персонажа рассказа.
В целом рассказы носят нейтральный характер. Взрослый с помощью интонации поддерживает интерес ребенка к деятельности.
Рассказ 1. Имя ребенка должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение, надел нарядный костюм. А что случилось потом?
Рассказ 2. Имя ребенка играет со своим другом в группе. Его позвал к себе воспитатель. А что случилось потом?
Рассказ 3. Имя ребенка завтракает. Вот он уже все съел. А что случилось потом?
Рассказ 4. Имя ребенка обедает. Больше ему есть совсем не хочется. А что случилось потом?
Рассказ 5. Имя ребенка испачкал стол красками. А что было потом?
Продолжение рассказа, которое придумывает сам ребенок, фиксируется в протоколе. Взрослый дает лишь общую оценку продолжениям каждого из рассказов. Они могут носить положительный, нейтральный и отрицательный характер.
Например: «Саша должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение. А что случилось потом?..
Начало рассказа (говорит взрослый) | Продолжение рассказа (говорит ребенок) | Оценка взрослого |
Саша должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение. А что случилось потом?.. | Потом он вышел выступать и лучше всех рассказал стихотворение. Потом, когда нужно было выступать, он все забыл. Мама расстроилась. Потом дети выступали на празднике, рассказывали стихи. | Положительное окончание рассказа Отрицательное окончание рассказа Нейтральное окончание рассказа |
После заполнения протокола на каждого ребенка (всего обследуемых 6) по каждому предложенному рассказу определяется общее количество положительных, отрицательных и нейтральных продолжений рассказов.
Если по результатам опроса детей более 75 % ответов от общего количества носят отрицательный характер, это рассматривается как негативное эмоциональное самочувствие детей
в группе.
1.3.2. Методика «Определение ребенком
эмоциональных состояний человека»
Для участия в данном задании произвольно отбираются 6 детей группы. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.
Для выполнения задания необходимы:
· набор из 6 фотографий с изображением лиц в двух противоположных эмоциональных состояниях (радость, грусть);
· набор картинок с изображением ситуаций и персонажей
(4 картинки);
· набор картинок с изображением ситуаций. Вместо персонажей на картинках – белое пятно;
· набор изображений лиц (веселых и грустных).
Выполнение задания:
1. Ребенку предъявляют набор фотографий с изображением двух эмоциональных состояний (радость, грусть). Взрослый фиксирует положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен нарисовать грустное и веселое лица.
2. Ребенку предъявляют набор картинок с изображением ситуаций:
а) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) грустное лицо;
б) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) веселое лицо;
в) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) грустное лицо;
г) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) веселое лицо.
Психолог задает вопросы ребенку: Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает? Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще — грустное или веселое.
3. Ребенку предъявляется набор картинок, иллюстрирующих ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребенку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Ситуации могут быть следующими.
· Имя ребенка идет с мамой в детский сад.
· Имя ребенка с детьми на прогулке.
· Имя ребенка на занятиях.
· Имя ребенка играет с детьми в группе.
· Имя ребенка поет в музыкальном зале.
· Имя ребенка бегает на физкультурных занятиях.
· Имя ребенка играет дома.
Взрослый объясняет ребенку, что делает персонаж, которого зовут так же, как и ребенка. Взрослый просит ребенка, используя набор лиц, закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Фиксируются положительные или отрицательные решения. Взрослый просит ребенка рассказать, почему у персонажа такое лицо.
После проведения обследования педагог определяет индивидуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений детей. Если по результатам эксперимента более 60 % ответов отрицательные, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей
в группе.
Методика «Разложи картинки»
Для участия в этом задании произвольно отбирается 6 детей группы. Задание выполняется индивидуально. Для этого необходим набор картинок с изображением различных ситуаций из жизни детей.
Набор состоит из восьми картинок:
1. Дети бегут к воспитателю.
2. Ребенок разговаривает со взрослым.
3. Дети идут на прогулку парами.
4. Дети играют в группе.
5. Дети занимаются, сидя за столами.
6. Два взрослых и один ребенок стоят рядом и смотрят друг на друга.
7. Два ребенка и один взрослый стоят рядом и смотрят друг на друга.
8. Дети сидят на стульчиках.
Педагог дает инструкцию ребенку: «Возьми в одну руку все грустные картинки, в другую – все веселые».
Затем фиксируется количество «грустных» и «веселых» картинок у каждого ребенка, независимо от их содержания. По результатам эксперимента взрослый определяет индивидуальное и общее количество «грустных» и «веселых» картинок. Если общее количество «грустных» картинок превышает общее количество «веселых», это является свидетельством негативного эмоционального состояния детей в группе.
Данную методику рекомендуется использовать в комплексе с другими, а также в сочетании с социометрическим обследованием детей, направленным на выявление особенностей взаимоотношений детей в группе детского сада.
1.4. Методика изучения понимания эмоциональных
состояний людей, изображенных на картинке
Цель: понимание и осознание эмоционального состояния других людей и свое собственное, способ выражения своих эмоций.
Для этого используются картинки из журналов, фотографии с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные картинки и графическое изображение эмоций. С их помощью демонстрируются основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, гнев. Исследование проводится индивидуально с детьми 3–7 лет в два этапа. Сначала ребенку предлагается рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых, затем задаются вопросы:
1. Кто изображен на картинке?
2. Что он делает?
3. Как он себя чувствует?
4. Как ты догадался об этом?
5. Опиши картинку.
6. Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
7. Что произойдет с человеком, если он увидит на березе яблоки?
8. Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
9. Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
10. Что почувствует мальчик, если ему подарят красивую машинку?
11. Что почувствует ребенок, если потеряет любимую игрушку?
При обработке результатов подсчитывается число верных ответов по данной серии картинок и выявляется, доступно ли детям понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников; на какие признаки они опираются, кого лучше понима-
ют – взрослого или сверстника – и отмечается зависимость этих показателей от возраста детей.
Второй этап: детям предлагаются карточки с графическим изображением на стилизованном лице базовых эмоций: радости, грусти, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной
с вопросом: «Какое это лицо?». Ответы детей записываются
в таблицу.
Фамилия, имя ребенка | Радость | Грусть | Страх | Гнев | Удивление |
На этом этапе выявляется восприятие детьми графических изображений эмоциональных состояний и сравниваются графические изображения по сложности восприятия их детьми.
Для изучения осознания детьми своих собственных эмоций с ними проводится беседа по следующим вопросам:
1. Что ты любишь?
2. Что ты не любишь?
3. Когда тебе весело?
4. Что ты делаешь, когда тебе весело?
5. Когда тебе грустно?
6. Что ты делаешь, когда тебе грустно?
7. Когда тебе страшно?
8. Что ты делаешь, когда тебе страшно?
9. Когда ты злишься?
10. Что ты делаешь, когда злишься?
11. Когда ты удивляешься?
В беседе необходимо побуждать ребенка отвечать как можно более полно и развернуто. Объяснения детей анализируются по схеме, с определением того, что они понимают под тем или иным эмоциональным переживанием, и насколько полно их осознают.
Ситуации, объекты и действия, которые вызывают переживания детей:
· природные явления («Люблю, когда тепло на улице, светит солнышко», «Люблю, когда наступает лето»);
· предметы, удовлетворяющие бытовые потребности («Люблю вкусные конфеты», «Люблю пирожные», «Не люблю геркулесовую кашу», «Не люблю пить лекарства», «Люблю, когда много игрушек», «Люблю красивые платья»);
· взаимоотношения со взрослыми и сверстниками («Люблю, когда рядом мама», «Люблю играть с мальчиками, мне с ними весело»);
· нарушение или соблюдение правил поведения и моральных норм («Не люблю, когда обзываются, дразнятся», «Не люблю, когда дерутся»);
· ситуации из литературы, кинофильмов, книг («Боюсь оставаться одна дома», «Боюсь привидений», «Я люблю ужастики»);
· деятельность или действия, совершаемые самим ребенком («Люблю играть», «Люблю рисовать»);
· недифференцированные представления об эмоции («Я люблю, когда люблю», «Я веселый, когда веселый»).
Действия, которые ребенок связывает с определенной эмоцией:
· адекватность действий переживанию («Когда мне грустно, то я плачу», «Когда мне весело, я пою песни или смеюсь»);
· несоответствие указанных действий эмоциям, называние одних и тех же эмоций как соответствующих разным переживаниям («Когда мне весело, я играю. Когда мне грустно, я играю»);
· неумение установить взаимосвязь между действием и эмоцией.
Показатель степени осознанности переживания характеризуется развернутостью ответов:
· ответ краткий («Я люблю играть»);
· ответ краткий, но становится более развернутым при дополнительных вопросах взрослого;
· ответ развернутый и подробный.
При подведении итогов исследования подсчитываются предметы, ситуации, действия, которые чаще пугают дошкольников, радуют или заставляют грустить. Делается вывод о том, какие эмоции дети лучше осознают на разных возрастных этапах.
1.5. Проективная игра «Почта»
(модификация теста Е. Антони и Е. Бине)
Изучать эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно с помощью проективных игровых методик, при использовании которых необходимо следовать принципу «не навреди».
Для этого:
· не стоит формулировать свои утверждения прямолинейно;
· предлагать ребенку «ранжировать» своих близких;
· не создавать стрессовых ситуаций, при которых у ребенка может возникнуть чувство обиды, вины и т. д.;
· надо четко определять, какую информацию и кому можно сообщать.
Методика используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье, выявление уверенности / неуверенности ребенка
в родительской любви.
Ход игры: ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам – членам своей семьи. Диагностическая задача – ребенок должен выразить свое эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение такой задачи не требует от дошкольника ни чрезмерного умственного напряжения, ни обязательного участия речи, так как он получает готовое содержание посланий.
Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он приглашается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в «Почту». Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что он делает? (ребенок отвечает). Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам». При этом перед мальчиками ставится игрушка - машинка, «груженая» почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: «Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме и папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, бабушку, папу и других родственников». Малыш выбирает из картонных фигур-аппликаций те, которые будут обозначать членов его семьи – детей и взрослых. Отобранные фигурки устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой свой почтовый ящик.
«В нашей игре пожелал участвовать Незнакомец, – сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигурку Незнакомца. – В почтовый ящик незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких».
Чтобы предупредить механическое раскладывание писем по очереди в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения адреса (короткой фразе на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего?
А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».
Чтобы ребенок понимал, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным адресом. Располагается такая фраза – «адреса» – на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным.
Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тесной ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.
В игре используется 20 писем, из них 10 – с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи:
1. Этого человека я люблю.
2. Этого человека я не люблю.
3. По этому человеку я скучаю.
4. По этому человеку я не скучаю.
5. С этим человеком я люблю играть, читать.
6. Иногда я боюсь этого человека.
7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.
8. На этого человека я часто сержусь.
9. Этому человеку мне нравится помогать дома.
10. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью.
Другие 10 писем содержат сообщение об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений):
1. Этот человек меня любит.
2. Этот человек меня не любит.
3. Этот человек всегда веселый.
4. Этот человек на меня злится и сердится.
5. Этот человек меня всегда жалеет.
6. Этот человек часто наказывает меня и ругает.
7. Этот человек часто играет со мной.
8. Этот человек никогда не играет со мной.
9. Этот человек самый добрый и хороший.
10. Этот человек всегда все запрещает мне.
Обработка данных. Здесь учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительнёй и отрицательной направленностью.
Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю», «Этого человека я не люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщение с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю»), а также другие письма положительной направленности, типа: «Этот человек самый добрый и хороший», «...веселый», «...часто со мной играет» и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку.
Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», – такой факт говорит об эмоционально-невыраженном отношении к данному лицу (индифферентном). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие
и бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью», «Этот человек никогда не играет со мной» и др.
О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т. д.
Адресованность одному и тому же лицу писем как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или
с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи.
Кто-то из детей может адресовать послание «...я люблю», «...меня любит» эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.
1.6. Семейный тест отношений (СТО)
(проективная методика исследования детей,
опубликованная Д. Антони и Е. Бене)
Методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком. Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.
Семейный тест отношений (СТО) – проективная методика исследования детей, опубликованная Д. Антони и Е. Бене в 1957 году. Процедура исследования по СТО может нести желаемый психокорекционный эффект, позволяя ребенку открыто выразить свои чувства как позитивного, так и негативного характера. Этот метод позволяет родителям получить обратную связь, представить отношения в семье глазами ребенка. Это в свою очередь способствует большему пониманию родителями своих детей, объективизации своего поведения и, как следствие, установлению более благоприятного взаимодействия в семье.
Стандартный вариант ТСОсостоит из двух частей: фигурок и карточек с различными высказываниями (письмами).
Д. Антони и Е. Бене для детей 4–6 лет использовали набор карточек с изображениями людей, которые могут быть приняты ребенком за членов семьи. Это цветные карточки с изображением женщин (мамы), мужчин (папы), пожилых людей (бабушка и дедушка), мальчиков и девочек разных возрастов (братья и сестры). Среди этих фигур важной является та, которая была названа «Господином Никто». Всего таких фигурок 19. Можно использовать другой вариант представления членов семьи – через рисунок семьи.
Вторая часть теста – набор карточек, на которых написаны разные высказывания (сообщения, либо исходящие от определенного человека, либо обращенные к другому).
Процедура исследования.Тестирование начинается с рисунка семьи, на этом этапе необходимо тактично задать вопросы о том, какие люди живут вместе с ребенком, какие роли в семье выполняют те персонажи, которых он изображает на рисунке, попросить пояснить ребенка некоторые детали рисунка. Очень важно выяснить у ребенка его концепцию семьи.
На следующем этапе проводится собственно сам тест ТСО. Процедура обследования максимально приближена к игровой ситуации. После того, как рисунок семьи нарисован и сделаны необходимые пояснения, ребенку предлагается поиграть в почту. Психолог показывает набор писем, которые ребенок в роли почтальона будет «разносить» своим членам семьи, при этом можно использовать пространство нарисованного им рисунка семьи, раскладывая около каждой фигурки стопки писем. Психолог объясняет ребенку, что только он сам вправе решить, какое послание кому подходит (при этом необходимо подчеркнуть, что самому себе тоже можно послать письмо), некоторые письма могут подойти сразу нескольким членам семьи, а может быть даже и всем. Исследователь знакомит ребенка с господином «Никто» – нарисованном на отдельном листке фигуркой мужчины в шляпе и пальто: ему надо будет посылать письма, которые никому не подходят.
Около каждой фигурки можно также поставить свой почтовый ящик (коробка с прорезью), это особенно важно для детей, которые расстраиваются из-за неравномерного распределения писем между членами семьи. Если письмо никому не подходит, оно опускается в ящик господина «Никто». Если письмо подходит сразу нескольким людям, то ребенок отдает его психологу. Исследователь отмечает в специальном бланке, кому оказался адресован каждый пункт. Карточки надо предъявлять в таком порядке, чтобы положительные и отрицательные реакции распределялись равномерно, в завершение обязательно должны быть даны высказывания позитивной направленности.
Семейный тест отношений (СТО)
(Модифицированный вариант Марковской И. М.)
Ребенку предъявляются следующие утверждения, ответы фиксируются в регистрационном бланке ответов:
00. Этот человек очень хороший
01. Этот человек очень добрый
02. Этот человек всегда помогает другим
03. Этот человек ведет себя лучше всех
04. Этот человек никогда меня не подводит
05. Этот человек заслуживает хорошего подарка
06. С этим человеком хорошо играть
12. .Мне нравится прижиматься к этому человеку
13. Я люблю, когда меня целует этот человек
14. Иногда я хочу спать с этим человеком
15. Я хочу, чтобы этот человек был возле меня всегда
16. Я хочу, чтобы этот человек заботился обо мне больше, чем о ком-либо другом
17. Я хотел(а) бы, чтобы мой будущий супруг напоминал этого члена семьи
18. Мне нравится, когда этот человек щекочет меня
20. Этот человек иногда слишком много шумит
21. Этот человек иногда спорит со мной
22. Этот человек иногда портит нам удовольствие
23. Этот человек иногда теряет терпение
24. Иногда этот человек слишком много жалуется
25. Этот человек иногда излишне сердится
26. Этот человек напрасно ворчит
30. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь
31. Иногда я ненавижу этого человека
32. Иногда мне хочется побить этого человека
33. Я был бы счастливей, если бы этого человека не было в семье
34. Иногда этот человек мне слишком надоедает
35. Мне хочется сердиться на этого человека
36. Этот человек может сильно разозлить меня
40. Этот человек добр ко мне
41. Этот человек никогда не обижает меня
42. Этот человек очень меня любит
43. Этот человек готов помочь мне
44. Этот человек любит забавляться со мной
45. Этот человек действительно понимает меня
46. Этот человек всегда выслушивает меня
50. Этот человек любит баловать меня
51. Этот человек любит крепко обнимать меня
52. Этот человек любит помогать мне мыться
53. Этот человек любит пощекотать меня
54. Этот человек любит со мной спать
55. Этот человек хочет быть всегда со мной
56. Этот человек заботится обо мне больше, чем о ком-либо другом
60. Этот человек любит подразнить меня
61. Этот человек иногда ругает меня
62. Этот человек не соглашается со мной, когда мне хотелось бы
63. Этот человек не всегда помогает мне, когда у меня трудности
64. Этот человек иногда ворчит на меня
65. Этот человек иногда зол со мной
66. Этот человек слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время
70. Этот человек часто бьет меня
71. Этот человек слишком часто наказывает меня
72. Этот человек считает меня глупым
73. Этого человека я боюсь
74. Этот человек делает меня несчастным
75. Этот человек всегда недоволен мной
76. Этот человек недостаточно любит меня
80. Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть
81. Мама беспокоится, чтобы этот человек не попал под машину
82. Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-нибудь себе повредить
83. Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь случиться
84. Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много резвиться
85. Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорными детьми
86. Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест
95. Об этом члене семьи мама зачастую попусту волнуется
96. Этому члену семьи мама уделяет слишком много внимания
97. Этого члена семьи мама слишком балует
98. С этим членом семьи мама проводит слишком много времени
99. Этого члена семьи мама любит больше всех
Интерпретация ответов:
00–07 слабые положительные чувства, исходящие от ребенка;
10–17 сильные положительные чувства, исходящие от ребенка;
20–27 слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка;
30–37 сильные отрицательные чувства, исходящие от ребенка;
40–47 слабые положительные чувства, приходящие к ребенку;
50–57 сильные положительные чувства, приходящие к ребенку;
60–67 слабые отрицательные чувства, приходящие к ребенку;
70–77 сильные отрицательные чувства, приходящие к ребенку;
80–87 характеризуют материнскую опеку;
95–99 характеризуют материнское и отцовское потакание.
Регистрационный бланк
к тесту семейных отношений
Фамилия, имя ребенка ________________________________
Возраст ___________
Члены семьи | Исходящие полож. / отриц. реакции | Приходящие полож. / отриц. реакции | ||||||||||
мама | ||||||||||||
папа | ||||||||||||
Я | ||||||||||||
брат | ||||||||||||
сестра |
Никто
Характеристика реакций | К матери | К отцу | К себе | |||
Исходящие от ребенка положительные реакции | ||||||
Приходящие к ребенку положительные реакции | ||||||
Исходящие от ребенка отрицательные реакции | ||||||
Приходящие от ребенка отрицательные реакции | ||||||
Всего отмечено реакций |
1.7. Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей
дошкольников
Выделенные параметры эмоциональной сферы (эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность) прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения им заданий графических тестов: «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Кактус», «Страхи в домиках», «Дом, дерево, человек».
Комплексное применение этих методик позволяет заинтересовать ребенка и настроить его на совместную работу. При интерпретации рисунков обязательно надо учитывать изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей дошкольного возраста может быть плохо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности — все это существенно влияет на диагностический портрет личности.
1.7.1. Основные параметры оценки
при интерпретации рисунков дошкольников
В рисуночных методиках, в частности, можно предположить сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон, если:
· рисунок начинается с изображения ног и ступней;
· фигура человека на рисунке очень маленькая;
· в рисунке присутствуют облака;
· у нарисованного человека покатые плечи;
· в рисунке преобладают темные, грязные тона (черный, коричневый, лиловый, фиолетовый, серый цвет).
О положительном эмоциональном фоне свидетельствует выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минимальная штриховка.
Некоторые исследователи считают, что размещение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмоций. Соответственно, если рисунок размещается в левой части, это говорит
о преобладании отрицательных эмоций. Однако необходимо проявлять осторожность при интерпретации этого показателя скорее всего, он достоверен только для правшей, то есть для детей с ведущим левым полушарием.
Об эмоциональной напряженности могут свидетельствовать:
· штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштрихованные части являются источником негативных переживаний);
· штриховка, выходящая за контуры фигуры;
· стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата (также могут свидетельствовать об эмоциональной напряженности ребенка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств в той сфере, с которой соотносится исправляемая деталь);
· предпочтение красных тонов.
Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры – показатель чрезмерно нагрузочных, негативных переживаний, связанных с ними.
Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка:
· выполнение изображения короткими штрихами;
· наличие штриховки, выходящей за контуры фигуры, если это не обусловлено недостаточно сформированными навыками рисования;
· изменчивый нажим карандаша;
· отсутствие изображения шеи.
Анализируя выполнения ребенком заданий рисуночных методик, можно получить информацию об уровне его самооценки.
О высокой самооценке свидетельствуют:
· крупный, пропорциональный рисунок (но не чрезмерно большой);
· сильный, уверенный нажим;
· длинные (но не чрезмерно) ступни, крупные плечи.
На уровень низкой самооценки указывают:
· расположение рисунка в нижней части листа;
· частые стирания;
· слабый нажим (может быть связан с астенизацией ребенка);
· изображение несоразмерно маленького туловища;
· отсутствие изображения ног.
Показатели противоречивой самооценки (высокий уровень сочетается с неуверенностью в своих силах):
· расположение человека в верхней части листа;
· изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке будут меньше заметны дефекты) или чрезмерно большой (компенсаторная тенденция придать себе значимость, превозносить себя в воображении);
· уход от выполнения задания – ребенок предполагает, что не сможет нарисовать такого человека, какого хотел бы;
· штриховка ног, преувеличенный размер обуви.
Такие показатели, как изображение в последнюю очередь черт лица либо отсутствие их прорисовки, могут свидетельствовать как о неустойчивой, так и о низкой самооценке.
Тест «Рисунок семьи»
Цель: диагностика внутрисемейных отношений. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу.
Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.
Материалы:лист белой бумаги (20 ´ 29), 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.
Порядок проведения: из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:
· чья семья изображена им на рисунке – его самого или какого-нибудь друга, или вымышленного героя;
· где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;
· какого пола каждый персонаж, и какова его роль в семье;
· кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему;
· кто самый грустный (сам ребенок из всех персонажей?) и почему;
· если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома;
· если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан.
Здесь представлен один из подходов в интерпретации теста «Рисунок семьи» – метод Кормана. «Кинетический рисунок семьи» – метод Бернса – может использоваться совместно
с вышеуказанным и дать дополнительную информацию.
Инструкция: «Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?»
Интерпретацию рисунка, семьи разделяют на три части, которые соответствуют трем выводам в конце работы.
Интерпретация
Структура рисунка: характеризуя основную структуру рисунка, можно сказать, что у самых рациональных натур преобладают статическое изображение и изолированные фигуры, не входящие между собой в контак