Тема: приставочные глаголы (1-е занятие по теме).
Цели: учить детей подбирать в словосочетание и предложение нужный по смыслу приставочный глагол; познакомить детей со схемой образования глаголов при помощи разных приставок.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед предлагает детям назвать, что может делать бабочка. (Летать, кружиться около цветка, собирать сладкий сок, превращаться в куколку, садиться на дерево и т.д.) Дети, назвавшие действие, садятся на места.
1.Логопед сообщает детям, что бабочка, о которой они говорили, прилетела к ним на занятие (показывает сделанную из картона красивую пеструю бабочку, прикрепленную к длинной крепкой нитке). Детям предлагается смотреть на действия бабочки и точно их называть.
Логопед демонстрирует, как: бабочка взлетела со стола, подлетела к вазе, облетела вазу, перелетела с вазы на кубик, слетела с кубика, залетела в банку. (При выполнении действий необходимо каждый раз проговаривать соответствующие слова-действия, четко выделяя их приставочную часть.)
Бабочка «улетает», а логопед обращает внимание детей на то, что все названные слова-действия похожи по звучанию, и предлагает ребятам закончить предложение одним из похожих слов-действий: бабочка с вазы..., к доске..., вокруг цветка..., в комнату... И т. п. (Названия предметов из предыдущего задания изменяются.)
После того как дети правильно назвали слова-действия и предложения с ними, логопед выставляет на доску схему образования приставочных глаголов (см. приложение №3), где одна длинная полоска обозначает общую часть слов-действий (в данном случае — летела), а короткие полоски разного цвета — изменяющиеся приставки.
Логопед объясняет, указывая на схему, что начало у всех слов-действий разное. Каждый раз, называя новую приставку, логопед соединяет ее схематическое изображение с символом остальной, неизменяемой части слова. Таким образом у детей зрительно закрепляется представление о единстве и разнообразии приставочных глаголов, каждый из которых, несмотря на составной характер, является одним словом.
2.Динамическая пауза.
Логопед читает стихотворение, сопровождая слова соответствующими движениями:
Влад с корзинкой в лес пошел (Шаги на месте),
Всю поляну обошел (Поворот на месте),
К старой елке подошел (Присесть)
И огромный гриб нашел (Встать, ладони в стороны).
После двукратного выполнения упражнения логопед просит детей назвать похожие слова-действия из услышанного стихотворения.
3.Логопед рассказывает детям историю о мальчике Пете. По ходу рассказывания на доску выставляются картинки-символы, являющиеся опорными сигналами при анализе текста или его пересказе. (См. приложение № 6.) Этого школьника, — поясняет логопед, — можно назвать другом леса, и вот почему.
Как-то летом Петя вышел из дома и пошел в ближний лес. По дороге мальчик перешел ручеек, поднялся на холм и вошел в лес. Как красиво в лесу! Как легко дышится! Под сосной Петя заметил муравейник, обошел его кругом, посмотрел и не тронул. На березе Петя увидел птичье гнездо. Мальчик знал, что брать птичьи яйца нельзя, а то птица выбросит их из гнезда. Отошел Петя от дерева, не навредил друзьям леса. Вдруг видит — недалеко горящий пень. Испугался мальчик, ведь если начнется пожар, вся лесная красота погибнет! Сбросил он с себя куртку, подошел близко-близко к пню и потушил огонь.
После короткого анализа содержания рассказа логопед просит детей назвать похожие слова-действия. Восстановить последовательность событий детям помогают опорные сигналы.
4.Работа с индивидуальным наглядным материалом.
У всех детей на столах по одной сюжетной картинке; используя картинки, нужно составить предложения с разными приставочными глаголами. На каждых трех картинках изображены похожие действия (вышивает, подшивает, зашивает; вылетает, подлетает, влетает и т. п. Для этого упражнения можно воспользоваться материалом из пособия Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше).
Логопед выставляет на доску схему образования приставочных глаголов и просит выйти вместе тех детей, у кого на картинках изображены похожие действия. Три ребенка выходят, показывают остальным детям свои картинки и по очереди составляют предложения, акцентировано произнося приставочные глаголы (Девочка выливает воду из банки. Мальчик поливает цветы в саду. И пр.).
Затем логопед, чтобы зрительно закрепить у детей представление о составе и способе образования слов-действий, присоединяет по очереди символы приставок (короткие полоски разного цвета) к символу неизменяемой части слов-действий (длинной полоске), отчетливо произнося 3—4 однокоренных приставочных глагола (например: выливает, поливает, наливает и пр.).
5.Итог занятия, оценка деятельности детей.